Рыночное равновесие : установление равновесной цены
Анализ взаимодействия спроса и предложения, особенностей последствий конкуренции за фиксации цен, причин возникновения дефицита позволяет раскрыть механизм рыночного равновесия, а также исследовать рыночный критерий распределения благ.Координация действий в рыночном хозяйстве осуществляется посредством цены. Это уравновешивает рынки (рис. 2.9), а цена, уравновешивающая количественные величины спроса и предложения, называется ценой равновесия, или равновесной ценой (РЕ).
Уменьшение предложения блага относительно спроса приводит автоматическую рыночную реакцию роста цен. Высокая цена заставляет покупателей приобретать блага меньше, а производителей поставлять блага больше, что влечет установления равновесия величины спроса и величины предложения, г
К такому же результату приводит и снижение цены как отклонение от равновесия. Снижение цены сигнализирует, что благо стало менее редким, есть предложение превысило спрос и приводит к увеличению величины спроса, но уменьшение величины предложения, т.е. их ривновагу.
Но иногда, руководствуясь определенными соображениями, даже в условиях рыночной экономики правительство фиксирует цену на товар на так называемом социально приемлемом уровне, что равнозначно исключению механизма рыночной координации.
Примером может служить ограничение законом в 1979 г. в США цен на бензин на уровне 80 центов за галлон вместо 1 дол. Вследствие фиксации цены возник дефицит бензина, появились очереди. По цене 80 центов за галлон покупатели хотели приобрести QD бензина, но цена ограничивала предложение только количеством Qs.
Итак, редкость определенного блага нельзя преодолеть, устанавливая контроль над ценой. Фиксация низкой цены вызывает недостаток или дефицит товаров (рис. 2.10).
Само понятие «исключительность» определяет отношения между желательности и наличием блага или спросом и предложением (рис. 2.11).
Денежные цены предоставляют информацию об относительной редкости. Благо перестает быть редким тогда, когда его можно получить в желаемом количестве без ограничений (рис. 2.12).
Конкуренция покупателей является следствием редкости благ, избавиться от нее можно, только устранив редкость. Критерием распределения редких благ в условиях рынка является готовность платить. Покупатели стараются придерживаться этого критерия, создавая конкуренцию между собой. Распределение и потребление благ в обществе на основе готовности платить деньги является важной мотивацией к труду и к зарабатыванию грошей.
Если закон мешает функционировать ценовому механизму, то используются другие неденежные критерии и механизмы конкуренции между покупателями. Конкуренция повысит их общие издержки (денежные и неденежные) и будет увеличивать их до тех пор, пока величина спроса не сравняется с величиной пропозиции.
Негрошовилш расходами потребителей (или неденежной составляющей цены) считаются: стояние в очереди, дачи чаевых и взяток, снижение потребления и изменение его структуры, затраты времени на поиск товара и т.д.. Увеличение неденежных расходов покупателей порождает омертвевшие расходы, то есть расходы, не приносящие выгоды и продавцу (например, расходы на ожидание в очереди). Неденежная составляющая цены дефицита равна АС (рис. 2.13).
Наряду с дефицитом можно искусственно способствовать и появлению излишков, например, устанавливая паритетные цены на продукцию фермеров (рис. 2.14).
Способствуя появлению избытка сельскохозяйственных товаров, правительство избегает падения цен на сельскохозяйственную продукцию до такого уровня, когда величина текущего потребительского спроса будет соответствовать величине предложения, т.е. количества продукции, которую хотят выработать фермери.
Итак, рыночное равновесие обусловлено следующими факторами:
функцию координации в рыночном хозяйстве выполняют цены, которые устанавливаются на рынке на основе взаимодействия спроса и предложения;
вмешательства государства в свободное установление цен приводит к нарушению рыночного равновесия, дефицита и увеличение денежных затрат покупателей. Оно может осуществляться только в исключительных случаях на короткий период времени и не более чем на три-четыре базисных товары;
рыночное распределение благ определяется готовностью платить, подтверждающий существующий рыночный принцип: «Эффективность - через рынок, справедливость - через налоги».
Вопрос. Завдання
Определите суть закона спроса. Изобразите кривую попиту.
Охарактеризуйте принципы управления предложением. Изобразите кривую пропозиции.
Что такое альтернативная стоимость, как между собой связаны тип собственности и характер использования ресурсов?
Проанализируйте понятия рыночной ривноваги.
Определите критерии распределения редких благ и охарактеризуйте стимулы к труду в рыночной системи.
Дайте характеристику неденежной составляющей цены, условий ее утворення.
Проанализируйте влияние уровня образования (степени развития НТП, транспортной сети) на эластичность попиту.
Назовите причины, приводящие к неэластичности спроса на товар.
Сущность спроса и факторы влияния на него. эластичность спроса | 2.3. Экономические блага. Теория потребительского поведения |