Экономические блага , их свойства и классификация

Блага - материальные вещи и услуги, которые используются для удовлетворения потребностей людини.
Определенные блага существуют в естественном виде, человек ими пользуется, но они не являются объектом экономической деятельности. Остальные можно получить в результате экономической деятельности, но в количестве, ограниченном уровнем развития производства, наличием сырьевых ресурсов, технологий. Следовательно, существует проблема ограниченности экономических благ относительно потребностей (проблема относительной редкости).
Экономическое благо можно использовать для удовлетворения нескольких потребностей, одновременно экономическая потребность может быть удовлетворена за счет нескольких благ. В экономической деятельности люди для достижения своих целей используют средства, которых иногда бывает недостаточно и которые можно применить по-разному. Ценность блага определяется интенсивностью потребности (величина психологическая, изменяющаяся в зависимости от индивида) и наличным количеством блага, способного удовлетворить эту потребу.
В зависимости от критериев оценки существуют различные классификации экономических благ. Так, срок использования их делят на долгосрочные и краткосрочные. Долгосрочными являются блага длительного пользования, которые удовлетворяют одну и ту же потребность неоднократно. Краткосрочными являются блага разового споживання.
По времени использования блага делятся на настоящие и будущие. Есть блага взаимозаменяемы (заменители или конкурирующие в потреблении) и взаимодополняемые (комплементарные). Взаимозаменяемые блага могут заменять друг друга в удовлетворении определенных потребностей, их не нужно превращать, например: маргарин и сливочное масло, масло подсолнечное и оливковое, автомобили разных марок. Другие могут удовлетворять потребности только тогда, когда используются вместе, например: чай и сахар, автомобили и бензин. Дополнительность и взаимозаменяемость благ имеют огромное количество степеней и вариантов. Блага можно разделить на прямые (непосредственные) и косвенные (опосредованные). Прямые (потребительские блага) непосредственно удовлетворяют потребность (продукты, одежда, бытовые предметы). Косвенные блага (производственные) удовлетворяют потребность лишь как средство. Удовлетворение потребности этими благами происходит опосредованно. Например, уголь используется на теплоцентрали для получения пара или для получения механической энергии на заводи.
Одним из основных понятий теории потребления является «полезность», т.е. потребительная стоимость блага.
Полезность - способность товара, услуги удовлетворить потребу.
Она рождается из отношения между средствами (благами) и целями (потребностями, которые необходимо удовлетворить) экономической деятельности человека. Полезность является субъективным понятием. Одно и то же экономическое благо для разных людей может иметь разную полезность, даже нулевую, а для некоторых людей - отрицательную. Полезность невозможно измерить количественно в определенных единицах. Если бы это было возможно, то удалось бы подытожить удовлетворения благами, полученными за единицу времени и за определенный период, получить степень «национальной полезности» от покупки и других операций, сравнить число единиц полезности, которые потребила определенный человек, с тем, что потребила другая. На самом деле это практически невозможно, поскольку полезность, будучи зависимой от интенсивности потребности, является психологической величиной, которую невозможно выразить количеством. Однако можно измерять полезность точным числом хотя бы потому, что человек способен ранжировать полезности, предоставляя им различные альтернативы. Например, выбор первого ранга имеет большую полезность, чем выбор второго рангу.
Предположим, что благо делится на определенное количество частей. Однако по мере потребления блага часть за частью для удовлетворения потребности, она интенсивно уменьшается. Потребленные последовательно части блага имеют уменьшающуюся полезность для потребителя. Больший или меньший степень полезности не является чем-то присущим благу и его частям, а зависит от особого отношения, которое существует между этими частями, и интенсивностью потребности, для удовлетворения которой их используют. Например, есть три части блага, способного удовлетворить определенную потребность. Количественно первая часть равна 10. Вторая будет равно 8, поскольку каждая часть потребности имеет определенную интенсивность, с удовлетворением потребности уменьшаться. Полезность третьей части составит б (рис. 2.15).
Как видно на рис. 2.15, полезность уменьшается с увеличением количества частей, которыми воспользовался потребитель. Обесценение следующих потребленных единиц товара обусловлено постепенным удовлетворением потребности в этом товаре. Падение полезности с приобретением потребителем дополнительных единиц определенного товара или услуг называется законом убывающей предельной полезности. Выяснив, сколькими частями блага распоряжается потребитель, можно определить общую полезность блага.
Общая полезность блага - сумма полезности отдельных частей блага.
Она возрастает с увеличением количества блага, которым распоряжается потребитель. Однако темп ее роста замедляется. Как показано на рис. 2.16, общая полезность возрастает от 10 до 16, до 20 и равна 46.
Предположим, что определенное благо можно разделить на части бесконечно малой величины. Предыдущие рис. 2.15 и 2.16 можно превратить в графики (рис. 2.17 и 2.18).
Кривая общей полезности (рис. 2.17) наклонена положительно, поскольку с увеличением количества блага полезность возрастает до определенной точки, затем снижается, поскольку происходит постепенное ее уменьшение. Кривая предельной полезности (рис. 2.18) имеет отрицательный наклон, поскольку полезность потребляемых частей блага постепенно уменьшается, так как возрастает степень удовлетворения потребности. Когда количество блага равна ОН, наступает максимум общей полезности, а предельная полезность становится равной нулю.
Предельная полезность - полезность последней части блага или услуги, которые есть в распоряжении споживача.
Можно также предположить существование отрицательной предельной полезности (РОГ для количества блага ОР). Отрицательная полезность частей потребляемого блага наносит ущерб потребителю. Общее удовлетворение потребителя в такой ситуации уменьшается на величину КР.
Далее необходимо определить, какую общую ценность потребитель предоставляет благу, имея определенное его количество (рис. 2.19).
Если благо разделить на неопределенное количество равных между собой по величине и качеству частей, то каждой части потребитель приписывает одинаковую ценность. Она измеряется степенью удовлетворения, которое получает потребитель, завладев последней частью, и которого он не получил бы, если бы эта последняя часть была утрачена. Таким образом, общая экономическая ценность блага равна предельной полезности, умноженной на количество частей блага: V = VmQ, где V - общая экономическая ценность; Vм - предельная полезность; Q - количество блага, располагает потребитель. На рис. 2.19 эта ценность V по количеству благ ОН показана площадью ОНСТ.
В этом контексте важным является анализ мотивов поведения потребителей на рынке: почему они стремятся приобрести определенный вид товара, отдавая ему предпочтение перед другими, почему изменили свои предпочтения, переключились с одного вида товара на другой, изменили одну марку товара (фирму) на другую. Анализ мотивов поведения дает возможность познать не только их запросы и привычки, обычаи и склонности, но и определить факторы, которые порождают, спрогнозировать особенности поведения определенных групп потребителей в близком и отдаленном майбутньому.
Поведение потребителя на рынке зависит от многих факторов, основными из которых являются экономические, географические, демографические, психологические, социальные, религийни.
Экономические факторы обусловлены уровнем наполненности рынка товарами и услугами, их качеством и ассортиментом, доходами, платежеспособностью покупця.
Географические факторы зависят от природно-климатических условий страны, региона, системы исторически созданных цинностей.
Демографические факторы обусловленные возрастом, размером семьи, уровню доходов споживача.
Факторы коренятся в образе жизни, личных качествах потребителя (индивидуализм, групповая мотивация). Качество, цены, уровень обслуживания, формы рекламы, дизайн продукции тоже определяют психологию поведения покупателя на ринку.
Социальные обусловленные уровнем образования, профессией, особенностями социальной среды. Например, потребитель стремится приобрести новый продукт только потому, что это престижно среди его окружения, важно для поддержания социального статуса, карьерного росту.
Религиозные факторы, имеющие своим началом вероисповедной мотивы, могут также активно формировать систему потребительских уподобань.
Основой поведения потребителя на рынке есть потребности (внутренние мотивы), порождающие его стремление приобрести определенный товар, создают внутреннюю напряженность между стремлением и возможностями приобретения. Поэтому потребитель либо покупает, либо занимается поиском дополнительной информации, или отказывается от приобретения товара. Но если уж приобретение состоялось, потребитель будет взвешивать, насколько качество и параметры товара соответствуют его ожиданиям. Результаты этого анализа повлияют на его поведение в майбутньому.
Поведение потребителя на рынке. Эффект дохода и эффект замищення
Экономические реалии - цены и платежеспособность - препятствуют большинству людей получать все, чего они хотят. С изменением цены товара или услуги соответственно изменяются возможности потребителя и привлекательность товара. С падением цены реальный доход, покупательная способность, выраженные максимальным количеством определенного товара, которое можно купить на денежные доходы, растет. С ростом цены реальный доход падает. Например, повышение платы за коммунальные услуги, электроэнергию приводит к значительному снижению покупательной способности потребителей, так как означает снижение реального денежного дохода. Повышение или понижение цен на товары и услуги влечет изменения в количестве приобретенных товаров и услуг. Например, повышение стоимости билета в кинотеатр втрое на те же бюджетные средства можно посетить кинотеатр только один раз, за снижение стоимости билета три можно будет посетить кинотеатр девять раз. То есть на потребление товаров и услуг влияет эффект доходу.
Эффект дохода - изменения относительно потребления товаров и услуг, обусловленные изменением реального дохода вследствие динамики цин.
Вместе с тем нужно учитывать, что влияние эффекта дохода на потребление товара, цена на который упала, может привести и увеличение, и уменьшение количества его приобретения в зависимости от того, каким этот товар для покупателя - добротным или неякисним.
Снижение или повышение цены товара означает изменение отношения потребителя к этому товару, обусловленную ценами на другие товары. Снижения цен потребитель стремиться заменить более дешевыми те товары, которые стали относительно дороже. За повышение цены он уменьшит количество покупок данного товара и увеличит количество покупок дешевого. Это явление называется эффектом замищення.
Эффект замещения - изменение в потреблении товара как следствие изменения цены этого товара относительно цен на другие товари.
Эффект дохода и эффект замещения могут проявлять себя независимо друг от друга, хотя более характерна их взаемодоповнюванисть.
Поведение потребителя на рынке в значительной степени зависит от предпочтений в выборе товаров или услуг. Люди, имея различные потребительские предпочтения, будто ранжируют доступные варианты комбинаций товаров в порядке своих предпочтений. Когда человек на рынке выбирает покупку из нескольких различных наборов товаров, предполагается, что он предпочитает тому набору, который обеспечит высокий уровень удовлетворения ее потреб.
Концепция потребительских предпочтений основывается на основных предположениях индивидуальных предпочтений потребителей относительно определенного набора товаров перед другим. Первое предсказание - потребитель способен ранжировать или сравнивать и классифицировать все наборы потребительских товаров и услуг. Второе предсказание указывает на транзитивность (переходность) предпочтений. Если потребитель отдает определенное преимущество набора А перед набором В, а набора В перед набором С, он также должен отдавать предпочтение набора А перед набором С. Транзитивность предусматривает, что если потребитель не делает разницы между альтернативами наборов А и В и между В и С, то тогда он не должен Те делать и между А и С Третье предсказание состоит в том, что человек всегда отдает предпочтение приобретению большего количества товаров и услуг, поскольку потребности человека безграничны, за исключением благ, которые могут повредить здоровью человека, окружающей среде, т.е. «экономических антиблаго».
Полезность невозможно измерить количественно, человек способен только ранжировать ее. Потребительские предпочтения можно изобразить с помощью графика, ставя вопрос - как человек мог бы ранжировать варианты выбора. С помощью этого инструмента анализа можно вместо количественного измерения полезности использовать простое порядковое измерения в виде градации полезности. С этой целью можно использовать функцию полезности
В = f [Qx. Qyl
где В - уровень полезности; / - символ функции; Qx и Qy - количество товара х и у, потребляемой за определенный период. Эта функция предусматривает, что получаемая человеком полезность зависит только от количества товаров, потребленных за определенный период. Представим, что в потребительской корзине есть два продукта: Y - колбаса, X - мясо. Потребительская корзина - это комбинация, набор X и Y для недельного (дневного, месячного) потребления. Количество недельного набора может быть подано координатами, например: Qx = 4 и Qy = 10. Построим график, предоставляя различных значений Qx и Q, чтобы не делать различия между потребительскими наборами, состоящими из двух единиц мяса и десяти единиц колбасы, из четырех единиц мяса и шести единиц колбасы, шести единиц мяса и четырех единиц колбасы, из десяти единиц мяса, двух единиц колбасы. Эти потребительские наборы изображенные на рис. 2.20 соответствующими координатами и обозначены точками Mv M2, М3, М4. Каждая точка показывает комбинации потребительских наборив.
Кривая (рис. 2.20) отражает все те комбинации товара Qx и Q, которые обеспечивают человеку одинаковый уровень удовлетворения? и ей безразлично, какую купить. Отсюда название кривой - кривая безразличия. Такой набор, но больше количественно за счет одного из товаров, будет иметь преимущество перед набором с меньшим количеством. Например, набор, состоящий из десяти единиц колбасы и шести единиц мяса, имеет преимущество над набором в котором десять единиц колбасы и пять единиц мяса. По такому принципу можно начертить много кривых безразличия через точку М7, через точку М5 (рис. 2. 21) и т.д., в зависимости от того, за счет которого из товаров комбинация набора преобладать попередню.
Кривая безразличия - кривая, показывающая различные комбинации двух продуктов, которые имеют одинаковые потребительские свойства для споживача.
Ряд кривых безразличия, изображенный на рис. 2.21, образует карту кривых безразличия, которая является способом изображения предпочтений потребителя. Кривые безразличия, более удаленные от начала координат, обеспечивают потребителю большую полезность, чем комбинации из набора кривых, близких к началу координат.
Еще одним важным понятием, связанным с кривыми безразличия, является предельная норма замещения, соотношение между количеством благ, взаимно замещаются, когда это не меняет общей полезности блага. Например, потребитель имеет определенное количество X блага А и В блага В. Количество блага А увеличивается на АХ. Для того чтобы общее удовлетворение потребителя не изменилось, необходимо имеющееся количество блага В уменьшить на ДУ. Представим, что АХ - предельная часть блага А. Тогда соотношение AY / АХ является предельной нормой замещения по блага В и А. Обозначив через AY / AX предельную норму замещения, предполагаем, что предельная часть блага А существует конечное число. Поскольку кривая безразличия непрерывная, возможно предположения и делимости двух благ на части бесконечно малой величины, обозначим через dx и dy. Тогда предельная норма будет равна dy / dx. Итак, в любой из безграничного числа точек кривой безразличия предельная норма замещения имеет определенную величину. С увеличением блага А достаточно уступать все меньше и меньше количеством блага В для того, чтобы купить определенное количество блага.
Потребительский выбор - поведение потребителя на рынке, обусловлено его системой предпочтений, денежными доходами, ценами на товары и услуги с целью получения большей корисности.
Выбор потребителя зависит не только от предпочтений, но и от экономических факторов, важнейшими из которых являются цены товаров и доходы, которые предопределяют его покупательские можливости.
Человек, распоряжаясь определенным количеством денег, может купить зависимости от цен разные наборы товаров и услуг. Доход потребителя и покупательная способность денег определяют бюджетное сдерживание, которое означает, что общие расходы должны равняться доходам.
Бюджетное сдерживание - ограничения, определяется равенством доходов потребителя его общим витратам.
Предположим, что весь свой недельный доход потребитель тратит на товары х и у. Общие расходы на товары х и у должны равняться дохода потребителя - /. Рх - цена товара х, Р - цена товара в. Количество товаров х и у, потребляемых, равно Gx и G. Следовательно, размер затрат на товар х будет равна PXG t а на товар - PyGy-Бюджетное ограничение:
Р G PG = /.
Предположим, что недельный доход (количество денег, выделенных на расходы) составляет 20 единиц в долларовом эквиваленте. Мясо можно купить по 2 дол. за килограмм, колбасу по 1 дол. В табл. В табл.
2.3. Экономические блага. Теория потребительского поведения 3.1. Предпринимательство и предприятие