Сущность финансов и финансовой системы
Термин «финансы» (лат. finantia) означает платеж, доход. Финансы как экономическая категория формировались исторически. их возникновения приходится на период распада первобытнообщинного строя и зарождения рабовладельческого и связывается с образованием государства и его институтов, товарно-денежных видносин.Финансы - совокупность экономических отношений, возникающих в связи с образованием, распределением и использованием централизованных децентрализованных денежных фондив.
Дальнейшее развитие финансов обусловлен усложнением социально-экономической системы общества, особенно в эпоху капитализма. При рыночной экономики сфера финансов значительно розширюеться.
Сущность финансов в каждой общественно-экономической формации определяют соответствующей формой производственных отношений, связанных с распределением совокупного общественного продукта (ССП) и его неотъемлемой составляющей - национального доходу.
Национальный доход распределяют в денежной форме. Денежные фонды являются материальной основой финансов, а совокупность денежных фондов являются финансовыми ресурсами государства. Но сами по себе деньги не определяют сущности финансов, их внутреннего содержания и общественного призначення.
Сущность и содержание финансов определяют не столько особенностями товарно-денежных отношений, сколько спецификой производственных отношений определенного общественного ладу.
Указанные выше экономические отношения являются финансовыми отношениями. Совокупность финансовых отношений образует финансовую систему.
Финансовая система - совокупность форм, методов и целей формирования, распределения и использования фондов денежных средств государства, субъектов хозяйственной деятельности, населення.
Финансовая система имеет сложную структуру. ее элементами являются общегосударственные финансы, финансы органов местного самоуправления, финансы хозяйствующих субъектов, финансы общественных организаций, финансы негосударственных внебюджетных структур.
Финансовые ресурсы - совокупность фондов денежных средств, находящихся в распоряжении государства, предприятий и организаций, характеризующих состояние экономики и имеют большое влияние на ее розвиток.
Основными источниками и методами формирования финансовых ресурсов взимания налогов, отчисления части прибыли от субъектов хозяйствования, отчисления на страхование, другие виды отчислений в централизованные фонды, продажа государством ценных бумаг и своего имущества, получение кредитов, эмиссия грошей.
Состав, структура, направления использования финансовых ресурсов определяются экономической политикой держави.
Финансовые ресурсы государства делятся на централизованные и децентрализованные. Централизованные финансовые ресурсы сосредоточиваются в государственном бюджете, пенсионном фонде и в фонде государственного имущественного и личного страхования. Большинство их образуется за счет доходов предприятий и организаций, поступлений от государственного, социального, имущественного и личного страхования и т.п.. Децентрализованные финансовые ресурсы находятся в распоряжении предприятий, объединений и организаций. Образуются за счет их доходов и накоплений и, незначительно, за счет средств населения. В формировании финансовых ресурсов предприятий могут участвовать и заемные средства (кредиты банка, кредиторская задолженность, а также средства, полученные от выпуска акций и т.д.).
Главными субъектами отношений формирования и использования финансовых ресурсов является государство, предприятия и предприниматели, население. Денежные средства, из которых формируются финансовые ресурсы, непрерывно перемещаются от одного субъекта к другому (рис. 4.1).
Также существуют денежные потоки внутри госбюджета, между предпринимателями, отдельными громадянами.
Финансы выполняют распределительную и контролирующую функции. Распределительная функция финансов связана с распределением и перераспределением части стоимости совокупного общественного продукта и национального дохода в денежной форме. Контролирующая функция финансов заключается в создании определенных объективных возможностей для осуществления государственного контроля за формированием и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных ресурсов. Она обусловлена существованием и осуществлением финансового контроля за распределительными процесами.
Финансы являются активным инструментом воздействия на все элементы экономической системы, а также влияния государства на хозяйственные процессы. Все это образует систему финансового управлиння.
Финансовое управление - реализация государством общей финансовой политики.
Составляющими этой политики является финансовое планирование, координация финансовых ресурсов, формирование финансового законодательства, проектирования и исполнения бюджета, сбор налогов, выпуск займов, управления государственным долгом. Финансовое управление является средством взаимодействия и согласования экономических интересов отраслей, регионов, предприятий, отдельных граждан. Финансы влияют на саморегуляцию экономических процессов, регулирующих межгосударственные экономические и даже политические видносини.
Финансовые отношения - органическая составная часть экономической системы общества, отражает взаимодействие и взаимосвязи ее субъектов в денежной форми.
Эти отношения опосредствуют механизм создания и функционирования денежных фондов (бюджетов) различных типов и ривнив.
Взаимосвязанная совокупность финансовых отношений образует финансовую систему общества, а отдельные финансовые фонды - ее функционально особые ланки.
К финансовой системе Украины относятся:
бюджетная система: Государственный бюджет, бюджет Автономной Республики Крым, а также местные бюджеты;
централизованные целевые фонды денежных средств общегосударственного назначения;
финансы предприятий различных форм собственности, организаций, учреждений и отраслей народного хозяйства;
имущественное и личное страхование;
кредит (государственный и банковский).
Реализация финансовой политики является прерогативой государства, обусловленной конституционным строем, другими элементами законодательства и нормативными актами, согласно которым отдельные институты публичной власти получают определенную часть финансовых ресурсов для обеспечения жизнедеятельности определенных социальных структур. На этой основе формируются государственные бюджеты и финансовые фонды разноуровневых административно-территориальных единиц, названные местными фондами (бюджетами).
Государственный бюджет: сущность, источники формирования и основные направления використання
Государственный бюджет является самым механизмом осуществления финансовой политики государства. В доходах бюджета отражается налоговая политика государства, а в расходах - приоритетные направления вложения коштив.
Государственный бюджет является выраженным в денежной форме сметой доходов и расходов государства, который действует в течение определенного времени, планируется и имеет силу закона. Это самый денежный фонд, от рационального формирования и использования которого существенно зависят экономические и социальные параметры функционирования общества. Он является собственностью государства и контролируется парламентом, который и утверждает госбюджет и отчет о его виконання.
Государственный бюджет - система денежных отношений, возникающих между государством, предприятиями и населением в процессе формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов с целью успешного осуществления ее функций.
Государство использует бюджет для территориального, внутриотраслевого и межотраслевого распределения и перераспределения внутреннего валового продукта (ВВП) с целью усовершенствования структуры общественного производства и обеспечения социальных гарантий населенню.
На этапе формирования рыночных отношений бюджетная система оказывать финансовую поддержку разгосударствлению и демонополизации отраслей хозяйства, обеспечению социальной защиты населення.
В Украине основные направления бюджетной политики определяются Верховной Радой в специальном постановлении, имеющая * название Бюджетной резолюции. К проекту закона о Государственном бюджете Украины Кабинет Министров Украины прилагает технико-экономическое обоснование отчислений, дотаций (лат. dotare - давать, дарить) и субвенций (лат. subventio - помогаю) бюджетам Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя. Средства Государственного бюджета Украины тратят только на цели, утвержденные Законом о Государственном бюджете краини.
Государственный бюджет Украины предусматривает резервный фонд Кабинета Министров Украины в размере до 20% от объема расходов для финансирования неотложных затрат в народном хозяйстве, социально-культурных и других мероприятий, которые не могли быть предусмотрены во время утверждения Государственного бюджета Украини.
Более предусмотрены расходы образуется оборотная кассовая наличность в размере до 2% от общего объема расходов бюджета. Она может быть использована в течение года на покрытие временных кассовых разрывов и должна быть восстановлена в том же году до размеров, установленных при утверждении Государственного бюджета Украини.
Сбалансированность бюджетов, которые формируют бюджетную систему Украины, является необходимым условием финансово-бюджетной политики. Превышение доходов над расходами создает избыток, превышение расходов над доходами - дефицит бюджета. Определяя размер дефицита бюджета, кредиты и займы к источнику доходов не засчитывают. Предельный размер дефицита и источники его покрытия определяются соответственно Верховной Радой Украины, Верховной Радой Автономной Республики Крым, местными советами при утверждении соответствующих бюджетов. Дефицит бюджета покрывается за счет внутренних государственных займов, займов иностранных государств и других финансовых институтов. Решение о привлечении займов в Государственный бюджет Украины в каждом конкретном случае принимает Верховная Рада Украини.
В целом доля общегосударственного бюджета в Государственном бюджете Украины весьма значительна. Это дает основания утверждать о высоком уровне централизации в распределении и перераспределении финансовых ресурсов. В этой связи весьма актуальной проблема дальнейшего поиска оптимального соотношения между общегосударственным и местным бюджетами.
Доходы Государственного бюджета Украины формируются за счет следующих источников:
части налога на добавленную стоимость (НДС) и акцизного сбора, которые определяются Законом о Государственном бюджете Украины на следующий год, но не более 80% от суммы, поступающей на соответствующую территорию;
налога на прибыль предприятий всех форм собственности и подчинения (кроме коммунальной) в размере 30% ставки, предусмотренной законодательством для соответствующей категории плательщиков;
налога на имущество предприятий и организаций всех форм собственности и подчинения в размере 30% ставки, предусмотренной законодательством Украины
платы за землю, равную 30% ставки, предусмотренной законодательством Украины
поступлений от внешнеэкономической деятельности;
части доходов от приватизации государственного имущества, находящегося в общегосударственной собственности, которая определяется Законом о Государственном бюджете Украины на следующий год;
поступлений от реализации государственного имущества, находящегося в общегосударственной собственности; арендной платы за использование имущества целостных имущественных комплексов, которые находятся в общегосударственной собственности;
взносов в Пенсионный фонд Украины;
взносов в Фонд Чернобыля;
взносов в Государственный фонд содействия занятости населения;
взносов в других общегосударственных целевых фондов, предусмотренных законодательством Украины;
поступлений от внутренних займов;
превышение доходов над расходами Национального банка Украины;
возвращенных государству займов, процентов по предоставленным государством займам и кредитам;
дивидендов, полученных на акции и другие ценные бумаги, принадлежащие государству, в акционерных предпринимательских структурах, созданных при участии предприятий общегосударственной собственности;
уплаты за специальное использование природных ресурсов;
других источников, установленных законодательством Украини.
Государственного бюджета Украины финансируют такие мероприятия (расходы Госбюджета Украины)
производственное и непроизводственное строительство, геологоразведочные и проектно-изыскательские, природоохранные и другие работы, которые осуществляются в соответствии с общегосударственными программами;
мероприятия в области образования, науки, культуры, здравоохранения, физической культуры, социального обеспечения, осуществляемых учреждениями и организациями государственного подчинения;
общегосударственные централизованные программы, направленные на повышение жизненного уровня народа, социальная защита населения;
на выплату пенсий;
на содержание органов государственной власти и государственного управления Украины, судов и прокуратуры;
на содержание армии, органов государственной безопасности, Национальной гвардии, органов правопорядка;
на содержание материальных и финансовых резервов общегосударственного значения, кассовой наличности тощо.
В общегосударственном бюджете предусмотрено фонд субвенций местным бюджетам.
Кроме указанных расходов, из общегосударственного бюджета финансируют мероприятия по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, конверсию и структурную перестройку экономики, фонд инвалидов, фонд занятости, расходы по внешнеэкономическим обязательствам тощо.
Правила формирования и выполнения общегосударственного бюджета устанавливает Кабинет Министров Украини.
Важнейшими условиями преодоления дефицита госбюджета является сокращение государственных расходов, режим жесткой экономии, прежде всего в тех областях общественной жизни, где есть потенциальные возможности для наращивания индивидуальных усилий как альтернативы социальной пассивности, а также кардинальная реконструкция системы оподаткування.
Налоги, система налогообложения играют главную роль в формировании доходной части бюджета, регулировании финансовых отношений в целом. Налог является универсальной, исходной категорией, своеобразной «финансовой клеткой», которая воплощает главные существенные черты и свойства финансов в развитой экономической системе рыночного типа. Именно при рыночной экономике налоговая система становится доминирующей в финансовых отношениях. Налоги являются не только способом образования финансовых фондов разного уровня (бюджетов), но и важнейшей формой государственного регулирования всех сфер общественной видтворення.
Налоги выполняют фискальную (перераспределительную), стимулирующее и социальную функции, которые существуют в противоречивом единстве, ограничивая друг друга. Назначение государственной финансовой политики заключается в оптимальном сочетании этих функций. Например, во время спада производства, роста безработицы целесообразным увеличение государственных расходов (инвестиций) и уменьшения налогов. В период роста инфляции, наоборот, - уменьшение расходов и увеличение налогов. В реальной жизни целенаправленное использование налогов как экономических рычагов регулирования экономических процессов требует специального анализа и применения определенных мер макроэкономического регулирования. Это особенно важно в условиях стагфляции.
Стагфляция - состояние экономики, который характеризуется общетоварных и бюджетным дефицитом, экономическим кризисом и гиперинфляцией, ростом государственного долга, снижением ресурсов национального доходу.
Налоги могут быть прогрессивными и пропорциональными (регрессивными). Особенностью прогрессивного налогообложения является высшая ставка налога за большего размера дохода. По пропорционального налогообложения каждое физическое или юридическое лицо платит одну и ту же долю своего дохода (фиксированную ставку). В таком случае налог растет медленнее, чем доход. В практике многих стран чаще встречаются различные комбинации обоих принципов оподаткування.
По принципу начисления налоги делятся на прямые и косвенные. К прямым налогам относятся налоги с доходов, из прибыли (дохода) предприятий и корпораций, отчисления в фонды социального страхования от безработицы, налоги с недвижимости (земельный налог), налог с наследства и подарков, автотранспортный сбор и т.д.. Косвенные налоги охватывают акцизы, есть установленные государством или местными органами власти надбавки к розничным ценам на определенные группы товаров (алкогольные напитки, табак и т.д.), налоги с продаж, а также налог на добавленную стоимость, которым облагается только добавленная непосредственно производителем стоимость товара, услуги. НДС является симбиозом прямого и косвенного налогообложения, так как с его помощью государство не только мобилизует в бюджет часть созданного в отраслях материального производства чистого дохода, но и непосредственно влияет на величину и динамику розничных цен. Следовательно, НДС является своеобразным акцизом.
Зарубежная экономическая наука доказала зависимость между динамикой налоговых ставок, доходами государственного бюджета и частью ВНП, которая облагается налогами (то есть объектом налогообложения, налоговой базой). Эта зависимость проиллюстрирована Артуром Лаффером на графике, который получил в экономической теории название «Кривая Лаффера» (рис. 4.2).
Анализ кривой Лаффера дает основания для вывода, что повышение налоговых ставок, которое сопровождается ростом бюджетных доходов, имеет определенную границу, за которой начинается * запрещенная зона налогообложения ». Использование ставок, находятся в «запрещенной зоне», значительно сокращает доходы государства. Высокие налоги подавляют предпринимательскую инициативу, сдерживают стремление к инвестициям, т.е. вызывают сокращение выпуска продукции, провоцируют экономические преступления (сокрытие доходов от налогообложения).
4.3. Финансово-кредитная система | 4.4. Доходы в обществе |