2. Закон стоимости и его функции. закон цен

Становление рыночной экономики должно формироваться не на субъективизме и экономическом волюнтаризме, не на приверженности к той или иной концепции развития, а на основе плюрализма в теории и методологии и выборе наиболее эффективных направлений ее развития. С этой точки зрения главное - учета действия всех экономических законов, в том числе закона вартости.
Специфика товарной формы общественного производства наиболее ярко проявлена в действии закона стоимости - основного закона производства и обмена товаров. Закон стоимости - это закон, в соответствии с которым товары обмениваются на основе воплощенной в них количества общественно необходимого труда. Итак, закон стоимости отражает наиболее существенную черту товарного производства - необходимость эквивалентности в обмене результатами хозяйственной деятельности между различными производителями. По товарно-денежного обращения он выступает как основной закон циноутворення.
Несмотря на то, что наиболее отчетливо закон стоимости проявляется в сфере обмена, непосредственно он «работает» в сфере производства. Прежде чем принимать участие в эквивалентном обмене, любой из товаропроизводителей должен, во-первых, производить товар, который получит общественное признание, т.е. в котором есть потребность других производителей и потребителей, и, во-вторых, так вводить свое производство, чтобы его индивидуальные затраты не превышали общественно необходимых. Только в таком случае он может получить в обмене эквивалентное замещение своих расходов и возобновить производство. Итак, уже непосредственно в процессе производства закон стоимости выступает как объективная необходимость, определяет направление и характер деятельности виробникив.
В обществе обособленных частных товаропроизводителей единственной формой экономической связи между ними есть рынок, и поэтому действие закона стоимости опосредствует отношения товаропроизводителей только в процессе рыночной конкуренции.
Через механизмы рыночных отношений, т.е. через соотношение спроса и предложения, колебания цен и нормы прибыли, через межотраслевую конкуренцию закон стоимости влияет на товарное производство, на распределение общественного труда между отраслями, на темпы роста производства различных товаров и т.п., «в принудительном порядке» требует от товаропроизводителей приспособления к рыночной конъюнктуре. Таким образом, он является одной из стихийных сил, регулирующих экономическое развитие. Причина этого - не в самом законе стоимости, а в общественных условиях его дии.
Поскольку товарно-денежные отношения опосредствуют не только производство, но и распределение, обмен и потребление, то естественно, что и действие закона стоимости распространяется на все стадии движения общественного продукта. Однако в силу определяющей роли сферы производства по отношению к другим сферам в процессе воспроизведения наиболее важным, принципиальным вопросом является вопрос о роли закона стоимости в развитии производства. Именно здесь «кроются» предпосылки для возникновения одной из существенных черт товарного производства - эквивалентности обмена, что и является проявлением высшей справедливости для субъектов рыночных отношений. Стоит вспомнить мнению Аристотеля о том, что обмен не может осуществляться без равенства, а равенство - без спиввидношености.
В рыночном хозяйстве закон стоимости выполняет следующие функции, через которые проявляется и реализуется его суть:
регулирующую;
стимулирующую;
диференциюючу.
Регулирования многостороннего и сложного процесса развития производства в любом обществе не может быть функцией исключительно какого-то одного экономического закона, оно осуществляется всей совокупностью экономических законив.
Конкретно механизм воздействия выражается в наступному.
Во-первых, закон стоимости влияет через рыночный покупательский спрос на конкретное содержание производственных пропорций, на материально-вещественную структуру общественного продукту.
Во-вторых, закон стоимости определяет, какую часть рабочего времени, находящегося в распоряжении общества, последнее способно потратить на производство каждого определенного вида товара. Иначе говоря, определяя величину затрат общественного труда на производство каждого товара, закон стоимости тем самым является одним из регулирующих факторов в распределении совокупного общественного труда между различными отраслями и районами.
Количественную меру эффективности общественного труда в условиях товарного производства возможно получить только на основе стоимости. Поэтому учет таких факторов, как сравнительная себестоимость продуктов, воплощает одну и ту же потребность, величина необходимых капитальных затрат, возможный уровень рентабельности и т.д., составляет как важное условие достижения оптимальной структуры общественного производства, так и правильное соотношение общественных интересов с коллективными и личными интересами товаропроизводителей .
В-третьих, учет и использование закона стоимости является необходимым условием обеспечения производственных пропорций. Дело в том, что соблюдение необходимой пропорциональности в производстве зависит не столько от обоснования плановых расчетов, сколько от непосредственной работы товаропроизводителей, которые являются самостоятельно обособленными и отвечают за безубыточность своей дияльности.
Регулирование производства - важная, но далеко не единственная функция закона стоимости. Она не только связана, но и не может существовать без его рыночной направленности, что проявляется как в формировании, так и в регуляции функционирующих рыночных видносин.
С точки зрения политэкономии, рынок - это система организационно-экономических отношений, опосредствующих обмен и возникают в связи с товарным и денежным обращением. Критериальным признакам рынке являются следующие: во-первых, экономическая связь между производителями и потребителями продукции, не опосредованный распределением, во-вторых, свободный выбор партнеров по хозяйственным связям, в-третьих, обязательность реально действующих отношений конкуренции или экономического змагання.
На рынке взаимодействуют относительно независимые субъекты (предприятия, кооперативы, индивидуальные товаропроизводители и др.)., Но объединенные общей целью, регулируемые державою.
Закон стоимости, действуя в системе экономических законов, имеет и «свою» специфическую систему законов товарного обмена, в частности, его действие опосредуется действием закона спроса и предложения, и только в таком взаимосвязи обеспечивается рыночное равновесие. Спрос - это своеобразная внешняя форма существования потребностей на рынке, которая снабжена определенными денежными средствами. Иными словами, спрос - это платежеспособная потребность. Предложение - это набор товаров, имеющихся на рынке, или могут быть доставлены на него. Это специфическая форма проявления производства, обусловленная обменом. Соотношение между спросом и предложением (по отдельным товарам, их группам, товарной массе) характеризует конъюнктуру рынка, складывающейся под воздействием таких основных факторов, как масштабы производства, размеры запасов, динамика цен, денежные доходы, организация торговли и реклами.
Общая и частичная соответствие между объемом и структурой спроса на товары и услуги и объемом и структурой их предложения обеспечивает рыночное равновесие как проявление сбалансированности народного хозяйства и механизм цен равновесия. Степень изменения спроса и предложения под влиянием какого-либо фактора характеризует их эластичность. Регулирования спроса и предложения - важнейшая функция экономических законов и в том числе и закона стоимости. Различают прямые и косвенные методы. К прямым относятся: планомерное формирование структуры и пропорций производства, размещения государственных заказов на важные для общества виды продукции и т.п..
Косвенные методы включают: цены, финансово-экономические подъемы, налоги и т.д.. Необходимо заметить, что прямые и косвенные методы регулирования рынка теснейшим образом взаимодействуют и в «чистом» виде не существуют. На оптимальное соотношение спроса и предложения, их объем и структуру влияет государственная политика доходов и расходов. Важной функцией закона стоимости является стимулирование развития производительных сил. В процессе производства труд товаропроизводителей, которые используют более прогрессивную технику, продуктивнее. Продукция производится с более низкими затратами труда, чем это общественно необходимо. При этом товары реализуются по цене, близкой к стоимости, которая определяется общественно необходимыми затратами труда. Таким образом, товаропроизводители, чьи индивидуальные затраты труда являются наименьшими, получают больший доход, а те, у кого индивидуальные затраты труда более высокие, оказываются в невыгодных условиях. Таким образом, стимулируется снижение товаропроизводителями индивидуальных затрат труда за счет технических усовершенствований, рационализации организации производства. Попытки каждого товаропроизводителя совершенствовать производство ведет к повышению производительности общественного труда, к постепенному снижению общественно необходимых затрат праци.
Очень важным, особенно в условиях переходной экономики, есть и такая функция, как дифференциация товаропроизводителей. Она выражается в том, что те товаропроизводители, у которых индивидуальные затраты труда более высокие, чем общественно необходимые, оказываются без средств, необходимых для обеспечения обновления технологии, которая способствует повышению производительности их труда. Как результат, их индивидуальные расходы в конце концов настолько отстают от общественно необходимых, которые снизились, что они (товаропроизводители) оказываются несостоятельными продолжать именно производство и банкротятся. Этот процесс ускоряется вместе со снижением рыночных цен на продукцию, которая произведена, в связи с периодически возникающим скачком превышение предложения над спросом. В рыночной экономике выживают сильные, те, у которых индивидуальные затраты настолько малы, что они могут воздержаться, выстоять даже в условиях значительного снижения цен по отношению к вартости.
Таким образом, закон стоимости действует через рыночную конкуренцию, обусловливает социальное расслоение товаропроизводителей. Часть из них становится капиталистами, предпринимателями, работодателями, а часть - разоряется и превращается в наемных робитникив.
На рынке закон стоимости выступает как закон цен. Известно, что цена является денежным выражением стоимости. С этой точки зрения, закон цен (в системе с другими законами) регулирует сам рынок. Это закон, через который реализуется закон стоимости. С определенной обусловленностью следует подчеркнуть, что закон стоимости - это закон-сущность, а закон цен - это закон-явление, проявление, реализация сущности. В то же время, в современных условиях характеристика цены со стороны расходов обязательно должна быть дополнена категорией полезности, ценности. С этой точки зрения, как отмечает В.З. Баликоев, для продавца цена связана с общественно необходимыми затратами труда (объективная категория), для покупателя цена выступает как определенная ценность, полезность (субъективная категория). Итак, суть и содержание закона цен, его количественная определенность обусловлена двумя ведущими ценообразующими моментами: стоимостью (себестоимостью) и полезностью. Здесь используем два методологические подходы: классический - стоимостной, или затратный, и подход маржинализма - кориснистний.
Стоимостный формируется со стороны производителей (от «предложения»). Маржиналистскому - потребительский, формируется со стороны потребителей (от «спроса»). Поскольку предложение и спрос «чувствуют» влияние разнокачественных факторов рынка, то и подходы к ценообразованию разные, но в целом объективны. Главное противоречие при этом определяется тем, что производитель заинтересован в максимальной цене, а потребитель - в минимальной цене, что, в конце концов, приводит к формированию равновесия на рынке и образования равновесной цены. Описанную выше проблему еще в конце XIX в. решил А. Маршал, объединив два подхода в единой и целостной общей теории ринку.
Стоимостный подход «обосновывает» главной составляющей цены - издержки производства, за пределы которых она не может снижаться («точка бегства»). Здесь очевидно, что оценка потребителем товара находится на уровне издержек производства, потому что на другом уровне это уже никакого значения не имеет, поскольку товар (или услуга) уже покинул рынок. Итак, кориснистний подход дополняет стоимостной, но только в пределах: издержки производства - максимум прибыли. На переплетении двух подходов осуществляется «согласования», борьба спроса и предложения в процессе конкуренции и между самими производителями, и между самими потребителями, и между потребителями и производителями. Отсюда вывод - категория «полезность» действует в промежутке: издержки производства - максимум прибыли, не касаясь фундаментальной сути ценообразования, ведь равновесная (балансовая) цена формируется только на основе систем стоимости и корисности.
Закон цен оформляется, реализуется через систему цен: свободные цены, договорные цены, регулируемые цены, фиксированные цены, оптовые цены, розничные цены, тарифы, сопоставимые цены, минимальные и максимальные цены тощо.
Закон цен выполняет следующие функции: информационную, стимулирующую, распределительную, уравновешивающую. Через выполнение вышеуказанных функций закон цен реализует свои сущностные характерные признаки.
1. Экономические законы рыночной экономики 3. Маржинализм как методология экономических исследований