1. Основные теории внешнеэкономической деятельности

При определении закономерности внешнеэкономической деятельности одним из основных критериев является международные цены и механизм их формирования. И не просто цены, а соотношение внутренних и внешних цен. Бразилия продает кофе, Саудовская Аравия - нефть, Япония - компьютеры именно потому, что при существующем ныне соотношение внутренних и мировых цен производителям и поставщикам этих стран выгоднее реализовывать свою продукцию иностранцам (цены мирового рынка выше внутренних цен). В то же время Японии выгоднее покупать бразильский кофе и саудовскую нефть, а в Бразилии и Саудовской Аравии - японскую электронику по той же причине - собственное производство товаров, импортируемых обойдется дорожче.
По сути, это тот принцип, которого придерживался еще Адам Смит. Автор «Богатства народов» утверждал, что условием международной торговли служит различие в ценах, различие в размерах абсолютных расходов, которые несут внешнеторговые партнеры на производство товаров, которые обмениваются.
Выступая против искусственного ограничения торговли, Смит заявлял, что торговать надо с теми странами, где продукты дешевле: Если вина Франции лучше и дешевле португальских вин или если ее полотно лучше полотно Германии, то для Великобритании выгоднее покупать нужное ей вино и зарубежное полотно во Франции , а не в Португалии и Нимеччини.
Зачем производить виноград в Шотландии, ведь вино там в 30 раз дороже, чем в Португалии. Целесообразнее покупать вино там, где оно дешевше.
Принцип Смита - принцип абсолютных расходов. Согласно этому принципу нужно импортировать товар из страны, где издержки абсолютно меньше, а экспортировать те товары, издержки производства которых ниже, чем в експортера.
Смит утверждал, что торговля, которая, за исключением воздействий или препятствий, естественно и нормально ведется между двумя странами, всегда выгодна, хотя и не всегда в равной степени обоим краинам.
В противоположность Смиту, Давид Рикардо считал, что предпосылкой международного товарообмена не обязательно должна быть различие абсолютных издержек. Как быть, если страна не обладает абсолютным преимуществом и имеет равные расходы? Останется ли она в выигрыше, если будет экспортировать часть своих товаров?
На ряде примеров Рикардо доказывает, что абсолютное преимущество в затратах - не обязательное условие торгового обмена. Достаточно, чтобы между торгующими странами различались сравнительные витрати.
Во времена Рикардо издержки производства сукна в Англии были несколько выше, чем в Португалии. Но, по мнению Рикардо, Англии все равно выгоднее экспортировать сукно, а Португалии выгоднее его покупать (хотя в последней издержки производства сукна ниже). В свою очередь, Португалия будет заниматься экспортом вина, производство которого дешевле, чем в Англии.
Сукно в Португалии дешевле. Но вследствие торгового обмена Португалия получит больше сукна, чем если бы она производила его сама. Выручка от продажи вина и «потери» от покупки английского сукна компенсируют различие в сравнительных витратах.
Пример с обменом английского сукна на португальское вино Рикардо иллюстрирует расчетам, построенными на затратах рабочего времени. На изготовление сукна нужен труд ста человек, на изготовление вина - труд восьмидесяти человек. Труд ста англичан, отмечает Рикардо, не может быть отдана за труд восьмидесяти англичан, но продукт труда ста англичан может быть отдан за продукт труда восьмидесяти португальцев, шестидесяти русских или ста двадцати индусив.
Основной вывод, к которому пришел Рикардо, свидетельствует: Правило, регулирующее относительную стоимость товаров в одной стране, не регулирует относительную стоимость товаров, которые обмениваются между двумя или несколькими странами. При системе полной свободы торговли каждая страна, естественно, затрачивает свой капитал и труд на такие отрасли, которые придают ей самые вигоди.
Принцип сравнительных издержек является принципом взаимной выгоды. Именно этот принцип определяет, что вино должно производиться во Франции и Португалии, хлеб должен обрабатываться в Америке и Польше, а различные металлические изделия и другие товары должны изготовляться в Англии.
Однако и принцип сравнительных издержек представляет собой некоторое упрощение, поскольку не отражает всей сложности внешнеэкономических связей. Модель Рикардо - это модель торговли между двумя странами, которая не учитывает изменения относительных издержек, различия в производственных возможностях торгующих стран, невозможности идти по пути полной специализации в виробництви.
Рикардо исходил из того, что различия в производственных затратах определяются преимущественно различиями в природных, географических условиях. Этот принцип в целом справедлив, но не исчерпывает всех возможностей. На мировом рынке торгуют не только нефтью и апельсинами. Все большую долю во внешнеторговом обмене занимают товары обрабатывающей промышленности, услуги. В формировании мировых цен на производство и торговлю такой продукцией все более значительную роль играют не только природные передумови.
Например, Швеция традиционно ведет эффективную торговлю, поставляя на внешний рынок сложную промышленную продукцию: автомобили и роликовые подшипники, горно рудное оборудование и морские двигатели. Очевидно, не случайно именно в этой стране, уверенно сохраняет конкурентные преимущества во многих сферах, была разработана теория внешней торговли, основана на том, что торгующие страны, располагая примерно одинаковую технологию, разной степени наделены факторами производства - капиталом, рабочей силой , землею.
Теория, в основе которой установлена зависимость структуры мировой торговли соотношения факторов производства, была предложена шведскими экономистами Эл Хекшером и Б. Олиним.
Шведы трансформировали принцип сравнительных издержек. Опираясь на эту концепцию, они попытались объяснить, что лежит в основе различий в сравнительных издержках. При условии, что комбинации производственных факторов в торгующих странах целом аналогичны, ученые пришли к выводу, что различие в уровне расходов зависит, главным образом, от обеспеченности производственными факторами.
В трактовке Хекшера-Олина расходы во внешней торговле определяются не просто производительностью (связанной, как правило, с отличием в естественных условиях), а ценам на факторы, которыми участники торговли наделены по-ризному.
Одни факторы имеются в избытке, других - не хватает. Цены на одни факторы сравнительно высокие, другие - относительно низкие. Цены факторов определяются их редкостью: дефицитные факторы, как правило, - дорогие, чрезмерные факторы - дешевые. Если страна богата каким-либо ресурсом, владеет им в избытке, то ей выгодно специализироваться на его торгивли.
Страна, располагает избытком дешевой рабочей силы, будет специализироваться на торговле продукцией, требующей значительных затрат труда (текстилем, одеждой, сборкой изделий из импортных комплектующих). Если страна обладает избытком капитала, то ей выгодно экспортировать капиталоемкую продукцию (машины, оборудование).
Так, Южная Корея, обладает дешевой рабочей силой, экспортирует трудоемкую продукцию: одежда, автомобили, бытовую электронику. На богатых природных ископаемых базируется торговля стран Ближнего Востока. Конкурентные позиции шведской стали и металлоизделий обусловлены тем, что железная, добываемого в стране, имеет уникальные свойства, позволяющие выплавлять высококачественную сталь.
Итак, модель внешней торговли Хекшера-Олина исходит из принципа, в основе которого лежат структура расходов, относительно низкие цены на факторы, которые являются в достатку.
Модель шведских экономистов получила признание и стала использоваться при формировании внешнеторговой стратегии. Чтобы усилить факторные преимущества, правительства многих стран предприняли меры, направленные на поддержку и стимулирование экспорта. Например, проводилась девальвация национальной валюты; фирмы получали различные льготы, субсидии на модернизацию производства и обновление экспортной продукции.
Обеспечение конкурентных преимуществ с помощью создания льготного режима для экспортных производств, как правило, способствует развитию национальной экономики, но может порождать и негативные ефекти.
Всемерное развитие конкурентоспособных отраслей, ориентированных на внешний рынок, дает выигрыш стране, но порой изымает средства из других секторов. Условия ее торговли улучшаются, экспорт увеличивается, однако рост предложения может привести к снижению мировых цен. Но даже при неизменных мировых ценах быстро растущий экспортный сектор начинает «переманивать» мобильные факторы производства другого сектору.
Еще один неожиданный результат состоит в том, что интенсивная разработка нового экспортного ресурса может привести к так называемому банкрутного роста. Подобный феномен получил название «голландской болезни». В процессе разработки месторождения природного газа в Северном море Голландия неожиданно обнаружила, что ее промышленный экспорт приходит в упадок. Стремительный рост цен, что пролилось над Голландией золотым дождем доходов, вызывало спад в традиционных секторах, где голландские фирмы занимали, казалось бы, прочные позиции.
Концепция факторов производства, как оказалось, не способна учесть все многообразие факторов, влияющих на внешнюю торговлю, на развитие национальной экономики. Исходя из модели Хекшера-Олина, нельзя объяснить, почему, например, Швейцария специализируется на экспорте фармацевтических товаров, США занимают лидирующие позиции в производстве персональных компьютеров, Япония является крупнейшим экспортером бытовой электроники, а Италия - упаковочного обладнання.
Положение факторной концепции не всегда подтверждаются на практике. Между странами Западной Европы разница в обеспеченности основными производственными факторами относительно невелика, а взаимный товарооборот растет темпами, превышающими рост ВНП. Две страны - США и Таиланд - являются мировыми экспортерами риса. Но для США он капиталоемкой, а для Таиланда - трудоемкой культурою.
Справедливость факторного подхода Хекшера-Олина попытался проверить американский экономист В. Леонтьев. Известно, что США обладают несомненным преимуществом в капитале. Как это отразилось на американском экспорте? Решив «проанатомуваты» структуру американского экспорта, Леонтьев пришел к неожиданному висновку.
Оказалось, США экспортирует не капиталоемкую, а преимущественно трудоемкую продукцию, а импортируют, наоборот, более капиталоемкую продукцию. Справедливость расчетов, проведенных Леонтьевым, подтвердили другие экономисты. Выяснилось, что подобные несоответствия (парадоксы) в структуре внешнеторговых связей присущи и некоторым другим краинам.
Специалисты в области внешнеторговых отношений пришли к выводу, что факторы, которые влияют на структуру торговли отдельных стран и мировой торговли в целом, весьма разнообразны и оживленные. Их влияние неоднозначний.
Во-первых, с увеличением доходов доля расходов на продовольствие в структуре потребления падает, это находит отражение в структуре торговли. Удельный вес продукции обрабатывающей промышленности постепенно увеличивается, выигрывают производители этой продукции.
Во-вторых, поскольку рост факторов производства происходит неравномерно, в более выгодных условиях оказываются страны, обладающие значительными капиталами и квалифицированной рабочей силой. Но «выигрыше» в том или ином факторе, как отмечалось выше, могут обернуться и отрицательной стороной. Переключив ресурсы на производство и экспорт нефти, Англия изъяла их из других отраслей и притормозила развитие точного машинобудування.
В-третьих, в мировой торговле повышается роль и удельный вес стран, производящих наукоемкую продукцию. Под влиянием научно-технического прогресса происходит изменение факторов, определяющих величину сравнительных издержек. Структурные сдвиги в мировой торговле происходят, в частности, вследствие перевода промышленного производства из развитых стран в те, что розвиваються.
В настоящее время в теории международной торговли на первом плане стоит проблема обеспечения и поддержания конкурентных преимуществ. Чтобы добиться лидерства и сохранить его на мировом рынке, необходимо предлагать высококачественную продукцию и быть способным выдерживать ценовую конкуренцию.
Совершенно очевидно, что ни одна страна не может быть конкурентоспособной по всей номенклатуре товаров и услуг. И ни одна страна не может иметь гарантий на сохранение достигнутых ею конкурентных преимуществ навсегда. Конкурентные преимущества должны постоянно поддерживаться, сохраняться, нарощуватися.
При всем различии стратегий, которых придерживаются отдельные фирмы, каждая из них достигала конкурентного преимущества на основе улучшений и изменений. Введение инноваций включает новые технологии, новые производственные процессы, новые конструкции изделий, новые способы обучения или организации.
Однажды достигнутое преимущество поддерживается путем непрерывного поиска более эффективных способов ведения дел и постоянных изменений в деятельности фирмы в рамках ее общей стратегии.
Конкуренция носит глобальный характер, и в поддержании конкурентного преимущества большая роль принадлежит государству, ее гибкой и эффективной внешнеторговой политике, которая направлена на создание условий, координацию и стимулирование деятельности фирм. Создавать и поддерживать преимущество перед конкурентами из других стран должны сами фирми.
Производственные факторы, на основе которых страна добивается преимущества на мировом рынке, достаточно специфичны. Сами факторы становятся все более оживленными и мобильными. Капитал инвестируется и перемещается в другие страны; рабочая сила мигрирует в страны с наиболее высокой оплатой и наиболее выгодными условиями труда, научно-технические достижения экспортируются и импортуються.
Теории международного движения факторов имеют свою специфику. Вместе с тем здесь действуют примерно те же стимулы и закономерности, что и в сфере международной торговли товарами и послугами.
В концепциях и политике внешнеторговых отношений и международного движения факторов традиционно учитывается ряд исходных положений. Как правило, учитывается зависимость экономики страны от величины экспортной квоты. В малых странах эта квота, конечно, выше, поскольку экономика этих стран в большей степени зависит от внешней торгивли.
Известно, что состояние национального хозяйства любой страны определяют внешнеторговый и платежный балансы. Если импорт существенно превышает экспорт, увеличивается дефицит платежного баланса, то это заставляет обращаться к внешним займам. В результате растут долги, сокращается внутреннее потребление, появляются другие негативные наслидки.
Оценка эффективности внешнеторговых и внешнеэкономических связей далеко неоднозначна. Можно уверенно утверждать, что универсальный критерий здесь неприменим. Эффективность и выгодность зависят не только от валютных поступлений, но и от динамики мировых и внутренних цен, масштабов торговых операций, системы розрахункив.
Корни внешнеторговых теорий и политики, как правило, нужно искать в состоянии платежного баланса. Источники оценок и подходов к макрорегулирования внешних связей целесообразно «внедрить» в его статьях, они определяются балансом текущих операций, движения капиталов, валютным курсом, наличием золотовалютных резервив.
Теории международной торговли и международного движения производственных факторов обычно подчиненные практическим целям - достижению экономических выгод, обеспечению роста национального виробництва.
Не существует единых, общепризнанных теорий международного обмена. Наряду с развитием классических теорий Смита и Рикардо, факторной модели Хекшера-Олина, теории обеспечения конкурентных преимуществ, разрабатываются и используются другие, альтернативные концепции, положения и принципи.
Практически ни одна из существующих теорий не учитывает всего многообразия факторов, влияющих на потоки и эффекты внешней торговли, ее динамику, структуру. Степень конкурентоспособности, уровень экспорта и импорта определяют совокупность противоречивых, постоянных факторов, которые изменяются. В экономических теориях обобщается опыт, формулируются принципы, но нет готовых рецептив.
Всего мировое хозяйство в конце XX - начале XXI в., Сохраняя разнообразие, большое количество противоречий и разноплановых тенденций, все же более целостным, интегрированным и динамичным, чем в середине XX в., И приобретает глобальный характер. Для него стали характерными новые экономические связи и отношения, расширились таможенные и политические союзы. Процесс его становления еще не завершился, поскольку продолжается углубленное развитие всех факторов, его зумовлюють.
На развитие мирового хозяйства влияют следующие факторы:
развитие научно-технического прогресса, преобразования информационных технологий в один из важнейших аспектов развития мировой экономики;
растущая взаимозависимость национальных хозяйств, общая либерализация внешнеэкономических связей;
углубленное развитие МПП - международная специализация и кооперирование производства;
высокий уровень интенсификации международного движения факторов производства: рабочей силы, капиталов, технологий, средств производства, информации;
интернационализация производства и капитала;
формирование самостоятельной финансовой системы, непосредственно не связанной с обслуживанием товародвижения;
решения глобальных проблем тощо.
Главной тенденцией развития современного мирового хозяйства является интернационализация производства. на новую высокотехнологичную базу с преобладанием информационных технологий. Это привело бурную интернационализацию воспроизводственных процессов в обеих областях - интеграционной (через сближение, взаимоприспособление национальных хозяйств) и транснациональной (через создание межнациональных производственных комплексов).
Интернационализация отражает выход воспроизводственного процесса за пределы национальных границ и становится частью процесса, который происходит в рамках интернационального или мирового уровня. Интернационализация производства обусловливает необходимость создания соответствующих организационных форм, позволяющих преодолевать препятствия, порождаемые государственными границами. Основными факторами интеграции являются:



ТЕМА 8. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗАКОНОВ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ 2. Модель « открытой и закрытой » экономики