14.2. Методология диагностики состояния экономики

Одним из приоритетов макроэкономической политики является обеспечение устойчивого, пропорционального роста. Решение этой проблемы требует предсказания вероятности возникновения дестабилизирующих процессов, основанное на использовании системы опережающих индикаторов выявления диспропорций. В развитых странах для предсказания дестабилизации экономики широко применяются прогнозные модели, основанные на опережающих показателях. Но такие модели дают ответ только на один вопрос: что ожидается в перспективе - замедление или ускорение, индикаторами чего является ВВП.
Для стабильных экономических систем этого достаточно, чтобы решить, какие рычаги использовать для поддержания деловой активности. Это объясняется тем, что в развитых экономиках все рыночные механизмы отлажены и действуют читко.
Для стран с переходной экономикой ускорение или замедление развития на определенном этапе реформирования является нормой. Поэтому спрогнозировать за опережающими индикаторами динамику ВВП для трансформационных систем является необходимым, но не достаточным элементом диагностики состояния экономики. Кроме того, если в переходных экономиках и происходит замедление или падение роста, то причин этому может быть множество - от обычного влияния фаз экономического цикла основных торговых партнеров к неправильно принятых политических решений по реформированию экономики или неэффективная действие еще не полностью сформированных рыночных механизмов. Поэтому другим элементом, более необходимым для стран с переходной экономикой, становится система выявления диспропорций развития, которая в оперативном режиме идентифицирует проблемы, которые могут привести к нарушению равновесия. Согласно этим проблем разрабатываются и обосновываются рекомендации и мероприятия стабилизационной политики.
Система диагностики состояния экономики состоит из трех компонентов:
макроэкономического прогноза;
мониторинговой системы выявления диспропорций;
рекомендаций экономической политики по решению выявленных с помощью первых двух компонентов проблем.
Для прогнозирования могут быть использованы различные экономико-математические модели. В частности, Институт экономического прогнозирования НАН Украины разработал по заказу Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции комплексную макроэкономическую модель прогнозирования социально-экономического развития Украины на базе системы опережающих индикаторов. В этой модели учтены два индикатора динамики реального ВВП: изменение совокупного спроса и совокупного пропозиции.
Изменение совокупного спроса характеризуется динамикой потребительских расходов домашних хозяйств, общих сбережений юридических и физических лиц, расходов границы на закупку экспорта. Изменение совокупного предложения определяется динамикой: объемов общего кредитования экономики и кредитования промышленности; доли долгосрочных кредитов; общего объема капиталовложений и вложений в отрасль машиностроения. Указанные индикаторы позволяют построить единый интегральный индекс изменения темпов роста реального ВВП в прогнозной модели.
Но прогнозные расчеты позволяют оценить потенциальные возможности, которые формировались в экономике, и не дают ответа, как они будут использованы. Именно поэтому прогнозные расчеты необходимо дополнять мониторинговой системой обнаружения диспропорций.
Такая система в оперативном режиме способна идентифицировать проблемы, которые могут привести к нарушению равновесия. Если вовремя не обратить на них внимание и не изучить глубинные причины, то период дестабилизации экономики может оказаться длительным, а возвращение ее в исходное равновесное состояние - неможливим.
Сущность системы выявления диспропорций в том, что проблемы, которые ограничивают потенциальные возможности развития (кризис, шок), определяются путем ежемесячного или ежеквартального мониторинга основных параметров экономических процессов и их сравнение со средними значениями за определенный предыдущий период (стабильности) и за все время наблюдения . Отклонения этих параметров от середньостабильного значения будут указывать на обострение проблемы или ее виришення.
Поскольку параметры равновесия присущи рынкам, а не секторам экономики, система выявления диспропорций дополняет секторный разделение рыночным разрезом и имеет рыночно-секторную побудову.
Итак, в результате использования системы выявления диспропорций в течение года в режиме ежемесячного или ежеквартального анализа, включая и полугодовые оценки, определяются параметры макроэкономического равновесия с оценкой того, насколько установлена равновесие максимально приемлемой для развития секторов экономики и существуют угрозы дестабилизации ситуации.
Для этого система должна иметь два блока. Первый - это блок индикаторов динамического мониторинга параметров развития ситуации на макрорынков. Второй - блок основных диспропорций. Здесь через известные из модели кругооборота ресурсов, продуктов и дохода межсекторного взаимосвязи всех рынков и субъектов экономики устанавливаются возможные механизмы распространения диспропорций в секторах экономики, а не только ринках.
Сначала определяется круг индикаторов першого.
На основе приведенных в таблице составляющих мониторинговой системы блок индикаторов динамического мониторинга параметров развития ситуации на макрорынков может быть представлено схеме:
Важнейшим показателем этого блока является валовой внутренний продукт (ВВП). Все индикаторы финансового рынка и рынка труда являются подчиненными и нацелены на выявление проблем в экономике, которые негативно влиять на динамику ВВП и его компонентив.
Ключевую позицию (даже по количеству индикаторов) занимает финансовый рынок. С тех пор, как деньги стали универсальным мерилом стоимости, этот рынок всегда играть важнейшую роль в круговороте товаров и услуг в экономике. Отобранные индикаторы финансового рынка не только отражают состояние равновесия, но и характеризуют государственную политику, направленную на достижение финансовой стабилизации економики.
В системе индикаторов являются показатели, отражающие инфляционные процессы, поскольку инфляция в странах с переходными экономиками превращается в одну из самых острых проблем. Кроме того, в этих странах данная проблема остается мало изученной во всем многообразии ее проявлений и взаимосвязей, она крайне ограничивает набор альтернативных вариантов развития экономики в переходном периоде.
Важное значение для оценки развития экономики, уровня жизни населения имеют индикаторы рынка труда. И, несмотря на то, что и финансовый рынок, и рынок труда в мониторинговой системе имеют подчиненное значение, изучая их динамику в определенном периоде, можно делать выводы об эффективности социальной политики уряду.
Таким образом, в течение года по этой системе индикаторов можно осуществлять динамический мониторинг как основных параметров экономического равновесия, так и основных направлений экономической политики и последствий их реализации. Именно это и позволяет проводить анализ проблем в экономике, опережающий анализ возникновения возможных диспропорций, основные из которых сгруппированы во втором блоке:
285.GIF "> Это тот круг проблем, на которые дает возможность обратить внимание система индикаторов. Исходя из выявления проблем экономики страны формируются рекомендации относительно направлений макроэкономической политики по их решению. Для обоснования стабилизационных мероприятий учитываются качественные критерии их оценки, к которым относятся: динамика ВВП, инвестиции, отношение наличных денег к депозитам, мультипликаторов денежного и депозитного: дефицит бюджета, инфляционные процессы; реакция домашних хозяйств, государственного и предпринимательского секторов.
14.1. Экономическая безопасность: сущность, факторы , критерии РЕЗЮМЕ