1.4. Баланс народного хозяйства

Как известно, основы современной отечественной макроэкономической статистики закладывались в 20-х - 30-х годах этого столетия (правда, был ценный опыт дореволюционной российской статистики). Прежде всего нужно назвать разработку государственными статистическими органами балансов народного хозяйства за 1923-1924 годы, а также за 1928-1930 годы, и характеризовали важнейшие результаты, условия и предложения производства общественного продукта за соответствующие промежутки часу.
Эти работы А. М. Петрова, В. А. Соболя, М. Р. Эйдельман, И. А. Морозова П. М. Москвина имели пионерной характер и оказали большое влияние на развитие системы макроэкономических показателей (макростатистических моделей производства) во всем мире . Стоит напомнить в этой связи, что определенные таблицы прежде БНГ уже имели признаки межотраслевого баланса, в разработку теории которого неоценимый вклад внес впоследствии В. Леонтьев. Много идей и подходов, которые были реализованы в БНГ в виде системы взаимосогласованных макроэкономических показателей, раскрывающие разницу а заодно и взаимосвязь различных аспектов экономического процесса, было позднее развито в балансовых построениях, ориентированных на рыночную економику.
Начиная с 70-х годов. в СССР все больше ощущалась потребность в перестройке макроэкономической модели производства типа БНГ и системы учета. Несоответствие международным рекомендациям и стандартам и прежде таким блокам показателей, как результаты социально-экономического развития и внешнеэкономических связей, платежный баланс, финансовое состояние экономики и отдельных структур, государственный бюджет, - все это практически лишило БНГ функций инструмента реализации экономических методов управления народным хозяйством .
Всем известно, что одна из важнейших закономерностей развития мировой экономики заключается в постоянном росте роли услуг, что находит отражение прежде всего в увеличении доли трудовых ресурсов, которые используются в этой сфере экономики. Эта закономерность, свойственная и бывшем СССР, требовала широкого (чем предполагают БНГ) взгляда на развитие экономической сферы, или сферы производства потребительных стоимостей, определение ее эффективности, роль отдельных факторов производства, для обеспечения позитивных изменений в уровне жизни населення.
Схема БНГ состояла в период, когда рыночные методы регулирования экономики бывшего СССР не имели широкого и последовательного применения на практике. В теории преобладали концепции, согласно которым такие категории, как цены, прибыль, проценты, кредит рассматривались как второстепенные. Централизованное управление и административно-командные методы регулирования производства и распределения общественных благ отрицали большинство атрибутов товарно-денежных видносин.
Это, конечно, не означает, что эти категории и атрибуты были полностью устранены за пределы БНГ. Но схема финансового баланса (точнее, баланса народного дохода по концепции БНГ, или баланса чистого материального продукта) явно упрощенно интерпретировала движение доходов. Достаточно сказать, что уже по самой идеологией БНГ невозможно однозначно отделить текущие и однократные доходы, или потоки доходов от потоков финансовых требований. Итак, на основе бывшего финансового баланса практически невозможно проследить, в каких секторах экономики происходит накопление финансовых ресурсов, а какие сектора используют эти накопления для финансирования капитальных вкладень.
В 80-е годы потребность более глубокого и комплексного анализа макроэкономики стала насущной. Органы государственной статистики в дополнение к БНГ в его традиционном виде стали разрабатывать ряд новых таблиц с данными об определенных аспектах социально-экономического развития, которые не охватывала схема БНГ. Так, в эти годы была начата разработка баланса нематериальных услуг, затрат на них, их использования различными группами потребителей. Другой пример - внедрение органами государственной статистики в практику макроэкономических расчетов показателей общего объема потребления населения, которые охватывали в дополнение к стоимости потребления материальных благ также и стоимость нематериальных услуг, оплачиваемых из всех источников (за счет личных доходов, за счет общественных фондов потребления и т . п.).
Следующим важным шагом совершенствования макроэкономической статистики в СССР стало внедрение в 1988 году в регулярную статистическую практику показателя валового внутреннего продукта (ВВП), широко распространенного в международной практике и основанного на принципах СНС. Исчисление ВВП и его модификации - валового национального продукта (ВНП) - не только сделало международные сопоставления уровней и темпов экономического развития, структуры народного хозяйства, но и позволило принципиально углубить экономический анализ на макроуровне, не впервые рассмотреть экономический процесс с точки зрения концепций производства продукта (дохода), что очень важно для изучения большинства аспектов и факторов экономического зростання.
Данные о величине и динамики ВНП и ВВП публиковались официальными статистическими органами, однако расчеты этого показателя осуществлялись, к сожалению, системно, на основании действующей устаревшей системы учета. Отсюда происходила неинтегровнисть информации, несоответствие уровней формирования новых макропоказателей, а следовательно и ограниченная возможность введения их в аналитический оборот для принятия управленческих ришень.
Баланс народного хозяйства назначен для макроанализа и управления централизованно управляемой экономикой. Основополагающие концепции и структура БНГ отличаются от таковых в СНС, т.е. агрегаты БНГ несопоставимы с их эквивалентами в СНС. Структура БНГ является простой, поскольку многие аспекты экономического анализа, существенных для рыночной экономики, не имеют такого значения для экономики централизованно управляемой. Так, в БНГ основное внимание уделяется анализу потоков материальных благ, а вместе анализ распределения дохода и финансовых потоков чрезвычайно упрощенным. Источники финансирования капитальных затрат в БНГ не определяются, а категория сбережения (так важна в СНС) почти не отражается. В отличие от СНС анализ наличия активов в БНГ чрезвычайно ограничен. В БНГ Есть секторного анализа наличия активов, сравнимого с тем, что мы имеем в СНС, а национальное богатство практически ограничивается только производственными материальными активами. Хотя теоретически БНГ и предусматривал включение земли и других непроизводственных материальных активов в национальное богатство, но на практике их обычно обходили молчанием из-за сложностей, связанных с оценкой этих активов. Анализ финансовых активов ограничено в БНГ чистыми требованиями всем свиту.
Однако это вовсе не означает, что обе системы национального счетоводства являются абсолютными антагонистами. Напротив, между ними есть много общего и прежде всего в способе упорядочения и классификации данных для получения основных макроэкономических агрегатов. Так, в обеих системах четко определяется разница между потоками и запасами; потоками продуктов и потоками доходов; доходами от производства и доходами, полученными в результате распределения, и др.. Сравнительный анализ СНС и БНГ помогает статистикам стран с переходной экономикой лучше понять концепции СНС и четче выделить определенные элементы БНГ, которые не теряют своего значения даже после внедрения СНР.
Это касается прежде материального баланса БНГ (баланса производства, потребления и накопления совокупного общественного продукта). Этот баланс очень похож на счет товаров и услуг СНС за исключением того, что он ограничивается потоками материальных благ и основывается на присущих БНГ определениях экономического производства. Преобразование материального баланса на счет товаров и услуг требует добавления потоков нематериальных услуг (учитываются во втором разделе БНГ одновременно с перераспределением доходов). Важно то, что значительную часть данных, необходимых для составления этого счета, можно получить из БНГ. Подробная схема материального баланса очень напоминает схему таблицы ресурсов и их использования в СНР.
Второй важной таблице БНГ является финансовый баланс (баланс производства, первичного распределения, перераспределения и использования национального дохода). Он содержит много данных, необходимых для составления счетов распределения доходов в СНС и частично - для счета операций с капиталом и финансового счета. Эти данные нуждаются, однако, определенных перегруппировок, чтобы привести их в соответствие с определениями СНР.
Стоит еще раз напомнить, что расчеты национального богатства ограничено в БНГ практически только производственными материальными активами плюс чистые требования к другому свиту.
Перед сравнением показателей баланса народного хозяйства и системы национальных счетов следует прежде рассмотреть их важнейшие концептуальные видминности.
Главная (первая) такое различие заключается в неодинаковом определении границ сферы производства общественного продукта и национального дохода, что приводит к различным толкованиям таких категорий, как «потребление» и «перераспределение».
Второе отличие заключается в единицах классификации, применяемые в счетах производства, потребления и накопления СНС и в материальном балансе, а также различных (территориальных и национальных) принципах регистрации. В СНС в счетах производства единицей классификации является учреждение (фабрика, завод), а в материальном балансе - подразделение предприятия, однородный с точки зрения состава продукции, технологии и структуры затрат (например, промышленная деятельность, строительство, подсобное сельское хозяйство, отрасли непроизводственной сферы и др. .).
В БНГ существует территориальный принцип регистрации, согласно которому в валовой продукт включают продукцию иностранных или совместных предприятий, расположенных на территории определенной страны, но не включают продукцию отечественных предприятий, расположенных за рубежом. В СНС к национальному продукту включают доходы от производства, полученные предприятиями и рабочей силой этой страны за рубежом, и исключают доходы от производства, которые получены иностранными единицами на территории этой страны. Валовой продукт, однако, включает всю продукцию, произведенную предприятиями, расположенными на территории этой страны, без учета того, кому они належать.
Рассмотрим подробнее различия в содержании отдельных важнейших показателей баланса народного хозяйства и системы национальных рахункив.
Основное отличие валового общественного продукта в БНГ валовой продукции в СНС состоит в том, что в СНС к объему ее вместе со стоимостью материальных благ включена стоимость нематериальных услуг как платных, так и бесплатных. Кроме того, в СНС к выпуску (валовой продукции) включена стоимость отходов, полученных в процессе переработки сырья и реализованных на сторону, а в БНГ стоимость таких отходов не включается в валовой продукции. В системе национальных счетов продукция предприятий общественного питания включает стоимость переработанного сырья, а в БНГ она определяется так же, как и в отношении предприятий торговли, т.е. без учета стоимости сировини.
Основные различия понятий «материальные затраты» в БНГ и «промежуточное потребление» в СНС связанные с различным определением производства. Промежуточное потребление в СНС охватывает текущие «производственные» расходы организаций и учреждений производственной сферы на материальные блага и нематериальные услуги, а также расходы предприятий сферы материального производства на нематериальные услуги как дополнение к расходам на производство материальных благ.
В БНГ расходы предприятий материального производства на нематериальные услуги не включаются в материальных затрат, поскольку платежи за эти услуги считаются перераспределительными потоками.
Другим отличием является то, что расходы предприятий на материальные блага и услуги в связи с предоставлением услуг социально-культурного характера, а также на служебные командировки в СНС относят к промежуточного потребления, а в БНГ - до национального доходу.
Затраты материальных оборотных средств в БНГ входят в национального дохода, а в СНС - до промежуточного потребления (за исключением потерь от наводнения, пожаров и др..).
Важное отличие промежуточного потребления от материальных затрат состоит в том, что в составе последних в БНГ учитывается потребление основных производственных фондов, а в СНС амортизация не включается в промежуточного споживання.
До недавнего времени Украина составляла БНГ, предназначен для макроэкономического анализа и управления централизованной плановой экономикой. В этом Украина имеет огромный опыт. Достаточно напомнить расчеты украинских ученых 1923-1924 гг (табл. 1.3), когда было определено долю Украины в национальном доходе СРСР.
В Украине расчеты национального дохода БНГ делались тремя методами: производственным, первичного распределения и конечного потребления. В странах Европы национальный доход рассчитывали по методологии СНС зачастую только методом первичного распределения.
1.3. французская школа 1.5. « Предшественники » международной системы национальных счетов