3.7. Национальные особенности применения СНС ООН

Особенности применения СНС в странах с развитой экономикой. Применение СНС ООН странами мира началось с СНС-68, которая была рекомендована ООН в 1969 р.
Раньше других перешли на СНС-68 Канада, Швеция, Англия (1971), Австралия (1972), Норвегия, Турция, Нидерланды (1973), Дания, Франция, Люксембург (1974), США, Италия, Испания (1975). Однако многие страны еще не полностью перешли на СНС, а потому они не могут подавать данные в Статистического бюро ООН. Так, не все страны составляют сводный счет финансирования капитальных затрат, разрабатывающие данные о валовом внутреннем продукте в сопоставимых ценах с разбивкой по типам производителей и одновременно по отраслям экономики, как это рекомендовано СНС ООН. Кроме того, эти страны не распределяют валовой добавленной стоимости в отдельных отраслях на прибыль и оплату труда. Существуют также другие вопросы, которые не реализуются в практике составления СНС отдельными краинами.
Например, в ФРГ также общая структура счетов отличается от рекомендованной ООН. В СНС ФРГ и сама классификация экономики по секторам применяется как в счетах производства, потребления и накопления, так и в счетах доходов и расходов, а также на счетах финансирования капитальных затрат. Для каждого сектора в ФРГ состоит семь счетов, характеризующих развитие этого сектора. В отличие от СНС ООН в ФРГ сбережения некорпорованих мелких предприятий, предназначенные для расширения предпринимательской деятельности, освобождены от доходов, предназначенных для покупки потребительских товарив.
СНС Канады по структуре близка к СНС-68, но тоже имеет определенные особенности. Так, счет производства состоит лишь для экономики в целом. Для различных секторов экономики состоят только счета доходов и расходов, а также счета финансирования капитальных витрат.
СНС Франции характеризуется большой детализацией и глубоким методологическим обработкой экономико-статистической модели экономических и финансовых взаимосвязей на макроуровне. Она разработана на основе концепции продукции, к которой относят материальные блага и материальные виды услуг. Наряду с понятием «продукция» в официальной французской статистике применяется также другой сводный показатель, который называется «продукт». В состав продукта наряду с материальной продукцией и услугами, включены услуги административных учреждений, страховых компаний и некоторых финансовых посредников, а также домашней прислуги.
Основным показателем в этой системе счетов является валовая территориальная (внутренняя) продукция в рыночных ценах, которая вычисляется как сумма добавленной стоимости каждой отрасли производственной деятельности. Для перехода к сопоставимому показателя, рекомендованного стандартной СНС, следует исчислять добавленную стоимость в секторах финансовых посредников и государственных учреждений, а также оплату труда прислуги.
Существенно приближены к международным стандартом СНС Швеции, Замбии, Индии, Кении.
Национального счетоводства Англии свойственно оценки показателей по стоимости факторов, а не по рыночным ценам, как предлагают международные стандарты. Существуют и другие отличия: не оцениваются услуги банков, некоторые статьи расходов на военные нужды рассматриваются в категории капиталовложений, а не правительственных потребительских расходов; есть расхождения в деталях отраслевой классификации продукта, капиталовложений, личного споживання.
Япония, хотя несколько отстала с переходом на СНС-68 (1978), однако ввела расчеты всех элементов новой СНС, предусмотренных проектом ООН.
В СНС США основное внимание уделяется анализу показателя ВНП (валового национального продукта), в отличие от СНС-68, где за основной показатель берется ВВП. Несколько иначе трактуется в СНС США продукция финансовых учреждений. В СНС-68 продукцию банков на стадии использования относят к промежуточного потребления, тогда как в СНС США - распределяют на конечное и промежуточное потребление. Показатель национального дохода исчисляется в США за факторной стоимости (без учета косвенных налогов и субсидий), а не в рыночных ценах, как в СНС-68. Национальный доход США состоит из следующих статей: оплата труда, предпринимательский доход, прибыли корпораций, поправка на оценку запасов, поправка на потребление основных фондов и чистый процент. Чистый национальный продукт, помимо национального дохода, включает перераспределительные платежи, связанные с бизнесом, побочные налоги, субсидии. Валовой национальный продукт (ВНП) состоит из чистого национального продукта и потребление основного капиталу.
Введение СНС в странах с переходной экономикой. В последние годы страны с переходной экономикой (главным образом, бывшие страны с централизованной плановой экономикой) приложили активные усилия по внедрению СНС в статистическую практику. Развитие событий в этих странах следует рассматривать в контексте общей их политики, направленной на перестройку всей системы социально-экономической статистики в соответствии с международными стандартами. Такая политика связана с экономическими реформами, проводимыми для обеспечения перехода от централизованной плановой экономики к рыночной. Намерение стран с переходной экономикой интегрироваться в мировую экономическую систему и их членство в международных организациях также нуждаются статистических данных, согласованных с общеупотребительной методологии и легко понятным во всем свити.
Во многих странах с переходной экономикой правительства одобрили программы преобразований статистических систем. Эти программы предусматривают, как правило, постепенный переход к статистике, ориентированной на рыночную экономику. Центральным элементом этих программ есть разделы, связанные с внедрением СНС, которая является главным стержнем всего процесса преобразований статистических систем в соответствии с международными стандартами.
Понятно, что страны с переходной экономикой не представляют однородной группы по уровню экономического развития, качества статистики, глубины экономических реформ. Некоторые статистические системы (в основном, стран Восточной и Центральной Европы) в прошлом были ближе к западному типу. Эти страны уже имеют опыт расчета ВВП, принимали участие в Проекте международных сопоставлений (ПМЗ), в организованном ООН сравнительном изучении СНД и БНГ (Венгрия, Польша). Страны СНГ создали Статистический комитет СНГ, основной задачей которого является помощь во внедрении нового типа статистики, ориентированной на рыночную экономику. Статистический комитет СНГ работает в тесном сотрудничестве с международными организациями в области национальных счетов, главным образом с ОЭСР и Евростатом.
Так, в Венгрии система национальных счетов, которая была одобрена еще в 1970 г., содержит концепции как СНС так и БНГ. Эта система является важным этапом перехода к СНС. Сейчас венгерские национальные счета включают основные счета и таблицы, предусмотренные международными стандартами, хотя и имеют еще некоторые существенные отклонения от СНС, и прежде всего в таких областях, как финансовые операции, сектор органов государственного управления и внешнеэкономические операции. Однако уже в 1992 г. было использовано новые источники информации и устранена часть этих видхилень.
Большую работу было сделано в начале 90-х годов в Чехословакии, а затем в Чешской и Словацкой республиках, по расчетам ВВП. Сейчас проводится работа по составлению основных счетов Системы. Экспериментальные счета для страны в целом за 1989 г. отражены в документе «Опыт внедрения СНС в Чехословацкой Федеративной Республике», который был подготовлен И. Пелеем для межнационального семинара по применению СНС в странах с переходной экономикой, который состоялся в Минске 1993 р.
Польша уже очень давно участвовала в международной статистической деятельности по сравнению ВВП. Новый импульс этой работе было предоставлено конце 80-х гг через политические изменения и экономические реформы. Сейчас в Польше состоят основные счета по секторам и подсекторах. Для этого обеспечено надежную основу: создан реестр всех институциональных единиц; вводятся новые международные классификации и методы сбора данных, необходимых для составления счетов. Разработан таблицу «затраты-выпуск» на основе пересмотренной СНР.
Значительного прогресса по внедрению пересмотренной СНС достигнуто в Румынии, которая получила техническую помощь от Национального института статистики и экономических исследований Франции. В 1990-1993 гг опубликован (за 1989-1992 гг) основные счета секторов, сводную экономическую таблицу, а также счета отраслевых производств на основе концепции и классификации Европейской системы интегрированных экономических счетов. Была изменена форма отчетов предприятий для того, чтобы получить данные о выпуске и промежуточное потребление, необходимые для составления таблиц «затраты-выпуск» в 105 отраслях. Эту таблицу был разработан за 1992 г. в текущих и постоянных цинах.
В Болгарии еще в 1989 г. одобрена программа внедрения СНС, согласно которой был составлен счета производства и образования доходов за 1990-1991 гг по отраслям и институциональными секторами. Делались также попытки разработки счета товаров и услуг и таблицы «затраты-выпуск». Составление счетов распределения доходов и счетов операций с капиталом началось в 1993 р.
В Германии проведены новые оценки ВВП для «новых земель» за 1988-1991 гг в текущих и постоянных ценах, а также квартальные расчеты за 1991 г. В 1993 г. получено конечные расчеты ВВП и валового национального дохода для пополнения динамических рядов «старых земель ». После завершения расчетов ВВП был составлен все основные счета за 1991 р.
Большинство стран - членов СНГ постоянно публикуют оценки ВВП в текущих ценах, однако в основном они выполняются с помощью переходных таблиц, разработанных ранее Статистическим отделом ООН в связи с изучением связей СНС и БНГ. Расчеты ВВП в постоянных ценах разрабатываются с помощью дефлятора, определенных для чистого материального продукта. Время делаются и попытки составления основных счетов на экспериментальной основе в порядке приспособления пересмотренной СНС к условиям стран СНГ и в существующих там источников даних.
Большого прогресса по внедрению СНС достигла Российская Федерация. Начиная с 1989 г. там разрабатываются расчеты ВВП тремя методами (производственным, распределенным и конечного использования) в текущих и постоянных ценах, состоят счета производства и образования доходов по отраслям. Разработано в экспериментальном порядке все основные счета для сектора домашних хозяйств за 1992 г. Введены в практику квартальные расчеты и месячные оценки ВВП. Создана межведомственная рабочая группа из специалистов Госкомстата, Центрального банка и Министерства финансов Российской Федерации, разрабатывают финансовые счета секторов и готовятся к сдаче межотраслевого баланса на основе концепций СНР.
Азербайджан, Армения, Беларусь, Кыргызстан, Молдова, Узбекистан подготовили в экспериментальном порядке основные счета Системы (счет производства, образования доходов, распределения доходов, использования доходов, операций с капиталом, товаров и услуг), за один год, а большинство из них - за два-три года для экономики в целом, а также для отраслей и секторов. Так, Азербайджан, Беларусь и Казахстан составили такие счета за 1990-1992 гг, Армения - за 1990-1991 гг, Молдова - за 1989-1990 гг, Узбекистан разработал основные счета для экономики в целом за 1990-1991 гг, для отраслей и секторов - за 1992 г., Казахстан и Туркменистан сосредоточили свои усилия на составлении отраслевых счетов виробництва.
Общей проблемой для стран СНГ является то, что работа по внедрению СНС опережает работу в смежных отраслях, которая должна была бы обеспечить основу для ее практического применения. Это касается новой системы бухгалтерского учета, международных классификаций, организации реестров предприятий, составление платежного баланса. Различные ведомства, ответственные за эту работу, не всегда координируют свои усилия. Это особенно заметно в странах, которые еще не одобрили национальных программ перестройки статистики.
В странах Балтии эти проблемы решают достаточно эффективно. С 1993 г. эти страны отказались от БНГ и начали составлять основные счета СНС по секторам и отраслям, введя в практику новую систему бухгалтерского учета, международные классификации отраслей и продуктов, а также реестры предприятий.
3.6. Матричная форма отражения счетов 4. НАЦИОНАЛЬНЫЕ СЧЕТА УКРАИНА - ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ СНС -93