5.1. Определение понятия « теневая экономика» и ее виды
Теневая экономика - явление достаточно сложное и противоречивое. До недавнего времени наши экономисты и специалисты из органов государственного управления и научных учреждений не уделяли этому явлению должного внимания, хотя по данным Всемирного банка Украина занимает первое место среди стран Восточной Европы и республик бывшего СССР по масштабам теневой економики.В рамках международной статистики методологическим центром изучения теневой экономики является Международная организация труда. За рубежом уже достаточно большой опыт такого изучения. По данным Д. Блэйда, в 70-х гг. часть теневой экономики составляла в США 4,2% ВНП, в странах Южной Европы - не более и чуть меньше в странах Западной и Северной Европы, в Японии и Канади.
Сейчас специалисты ведут широкомасштабные исследования теневой экономики в странах Центральной и Восточной Европы, находящихся в переходном периоде. Так, по оценкам Б. Даллаго (Италия), Я. Арва (Венгрия), С. Раевского, Л. Зиньковского (Польша) в середине 80-х годов часть теневой экономики (в узком смысле) составляла в Венгрии и Польше (максимальные показатели ) около 7-10% от ВВП, а в 1992 г. была в пределах 10-15%. В широком смысле теневая экономика здесь достигла уровня 20-25%. Примерно такой же уровень наблюдался и в Росии.
Надо отметить, что в конце 80-х гг бывший Госкомстат СССР оценивал теневую экономику в 4% от ВВП. При этом две трети ее приходилось на производство самогона и одна треть - на предоставление строительных, медицинских, транспортных, рекреационных и других услуг частными лицами. Кроме того, так называемые незаконные доходы работников торговли и сферы услуг (чаевые, взятки, подарки, выгоду от нечестных методов торговли) оценивались еще в 2,1% ВВП.
В наше время методологическую и методическую работу по измерению теневой экономики на территории бывшего СССР наиболее активно ведет Статкомитет СНГ в сотрудничестве с Госкомстатом Российской Федерации. Опыт последней является полезным для Украины через близкую социально-экономическую ситуацию.
Основными факторами функционирования и побудительными мотивами развития теневой экономики можно считать:
во-первых, изменение системы государственного управления и контроля, что привело к разрыву традиционных связей между отдельными предприятиями и целыми территориями и замены их во многих случаях нетрадиционными (чаще личными), а также реорганизацию исполнительной власти в ходе проведения экономических реформ и попытки внедрения рыночных отношений слабой нормативной базы;
во-вторых, высокий уровень налогообложения нестабильности правовой базы, расширение частного сектора, недостатки учета в новых секторах экономики, рост безработицы, недопустимо высокая поляризация населения по уровню реальных доходов. Поэтому значительная часть населения, чьи доходы от работы в официальной («светлой») экономике не позволяют обеспечить даже прожиточного минимума, вынуждена адаптироваться к новым условиям через участие в различных теневых ее формах. Данные социологического опроса, проведенного центром «Социальный мониторинг» в январе 1995 г. в Киеве, показали, что каждый седьмой из опрошенных помимо основной работы был занят и на дополнительной. При этом дополнительные доходы составляли до 54% совокупного дохода;
в-третьих, значительную роль играет неэффективность (а часто и нежелание) борьбе с экономическими преступлениями, которые пытаются объяснить тезисом о необходимости использования капиталов теневой экономики как ресурсной базы экономической реформы.
Параметры теневой экономики почти невозможно определить с помощью традиционных методов сбора и обработки статистических данных. Для ее отображения, в частности в национальных счетах, нужны другие подходы. И хотя в мире предлагается много различных методов измерения теневой экономики, дискуссии по этому поводу продолжаются до сих пор, поскольку на этом пути возникает немало проблем. Одна из них заключается в том, что каждый из методов пригоден только для оценки определенной отдельной сферы теневой экономики. Кроме того, нет и одного взгляда на то, какие из методов дают достоверные результаты. Приходится пользоваться многими альтернативным оценкам того же показателя, исключая экстремальные (самые большие и маленькие) его значение, чтобы получить относительно достоверные данные, а потому оценка величины теневой экономики колеблется в больших межах.
Беря в целом, к теневой экономики следует относить всю экономическую деятельность, которую по каким-либо причинам не включены в ВВП страны. При таком определении структура теневой экономики выглядеть так:
1) неофициальная экономика;
2) фиктивная экономика;
3) подпольная економика.
К первой части относятся легальные виды экономической деятельности, в рамках которой имеет незафиксировано статистикой производство товаров и услуг, сокрытие этой деятельности от налогов, от необходимости соблюдения правовых норм и стандартов (техника безопасности, охрана окружающей среды) и т. п., вторая часть - это экономика приписок, спекулятивных сделок, а также взяточничество и всякого рода мошенничество, связанное с получением и передачей денег; третья часть - все не разрешенные законом виды экономической деятельности (производство наркотиков и торговля ими, контрабанда, проституция и т. п. .) или хотя и разрешенные законом, но осуществляемые людьми, которые не имеют на это права (например, медицинские услуги, предоставляемые люди без должного профессионального образования). Это можно схематически изобразить так:
Приведенная схема удобна тем, что структурно вписывается в новую версию СНС-93.
Дополнительную классификацию теневой экономики представлены в табл. 5.1.
Одним из многочисленных разновидностей теневой экономики является получение скрытого дохода в виде чаевых, подарков и т. п. Между тем СНС рассматривает их как часть стоимости товара или услуги и предлагает добавлять величины выпуска, валовой добавленной стоимости, ВВП, оплаты труда наемных работников или смешанных доходов таких работников. Это позволит балансировки стоимости производства и потребления товаров и услуг, а также величины полученных и использованных доходив.
В целом скрытое производство товаров и услуг в СНС должно оцениваться и добавляться к стоимости выпуска, рассчитанного по данным официального статистического учета. Соответственно должны корректироваться другие показатели СНС: промежуточное потребление, валовая добавленная стоимость, ВВП, оплата труда наемных работников, прибыль, смешанные доходы, сальдо первичных доходов, распределен доход, конечное использование товаров и послуг.
Не влияет на общий размер ВВП, но сказывается на его структуре, искусственное занижение величины заработной платы с целью сокращения налога на нее и взносов на социальное страхование (оплата денег наличными или натурой без отражения в бухгалтерском учете). В таких случаях искажаются данные по оплате труда наемных работников, сальдо первичных доходов и располагаемого дохода домашних хозяйств, а также по прибыли пидприемств.
Не влияет, как правило, на размер и структуру ВВП отток капитала за рубеж (например, незаконный перевод денег на счета иностранных банков). Однако во многих случаях он может быть связан с операциями незаконного вывоза товаров. А это уже напрямую влияет на размеры и структуру ВВП.
Известно, что теневая экономика основывается на системе неформальных связей между экономическими субъектами, то есть на личных отношениях и непосредственных контактах, нарушение официально установленный порядок организации экономических отношений между товаропроизводителями, товароспоживачамы и другими субъектами господарювання.
Методология СНС-93 предлагает для отображения теневой экономики уже рассмотренные нами и очень близкие по смыслу понятия:
1) скрытая, или теневая деятельность;
2) неформальная, или неофициальная деятельность;
3) нелегальная дияльнисть.
Эти виды деятельности могут осуществляться практически во всех отраслях економики.
Проблема определения параметров скрытого производства близка традиционной для статистики проблеме обеспечения полноты охвата отчетностью экономических единиц, особенно в условиях быстрого роста количества мелких таких единиц и перехода от сплошного статистического наблюдения к выборочному, в большинстве своем еще находится на стадии становления. Особенно это касается сферы послуг.
Среди проблем теневой экономики большие трудности составляет четкое разграничение скрытого и незаконного производства, поскольку оба они скрываются от государственных органов, и оба неизбежно связаны с нарушением правовых норм, т.е. оба являются незаконными. Подавляющее большинство стран мира пока не включает объем незаконного производства товаров и услуг официальной оценки ВВП из-за сложностей, связанных с получением необходимой информации.
Неформальная, или неофициальная деятельность - это формы самозанятости граждан в сфере производства и услуг, которые занимают в их хозяйстве значительное место, но не учитываются официальной статистикой. СНС-93 определяет их как неформальный (неорганизованный) сектор.
Несмотря на то, что термином «неформальный сектор» уже длительное время пользуется научная литература, политические круги и международные организации (в материалах МОТ его использования датируется началом 70-х гг.), Среди специалистов пока нет единого подхода к определению его содержания. Одни специалисты относят к неформальному сектору отдельных независимых, самозанятых граждан, которые предоставляют мелкие услуги, производят и реализуют отдельные потребительские товары с определенным выгодой для себя. Другие, в частности многие из международных экспертов, считают, что кроме отдельных граждан, к неформальному сектору можно отнести микропредприятия, где количество занятых не превышает двух-трех человек. Такие предприятия могут быть основаны на так называемой «семейной труда» или даже использовать наемный труд, хотя в весьма ограниченных масштабах.
Резолюция 15-й Международной конференции по статистике труда, ссылаясь на СНС, предлагает определять предприятия неформального (неофициального) сектора как некорпоровани предприятия, принадлежащие домашним хозяйствам, действуют в основном на законном основании и целью которых является производство товаров и услуг для обеспечения занятости и прибыли домашних господарств.
По методологии СНС-93 к предприятиям с неформальной занятостью относятся предприятия, на которых отношения между работодателем и наемным работником или между несколькими партнерами не закреплено формально - договором или другим юридическим документом.
Совокупность неформальных предприятий составляет подсектор в секторе домашних хозяйств. До этого сектора включаются предприятия, работающие для собственных нужд домашних хозяйств и предприятий с неформальной занятостью. Можно назвать такие, например, сферы применения труда в неформальном секторе: мелкая торговля, различные услуги (ремонтные, транспортные, туристические, стирки, пошив и ремонт белья и одежды и т.д..) Мелкое производство (изготовление предметов национального художественного промысла, сувениров , некоторых кулинарных изделий и др..) рыбалка (в прибрежных районах); строительные работы, отдельные виды производства в обрабатывающей промышленности (кожаная, деревообрабатывающая и др.)., выполнения отдельных работ на дому для мануфактурных предприятий тощо.
Неформальный сектор в разных формах существует во всех странах. Но если в развитых странах он не относится к теневой экономики, основная цель которой - увеличение доходов вследствие уклонения от налогов, официального контроля и регулирования норм найма и оплаты труда, его охраны, продолжительности рабочего времени и т.д.., То в Украине теневая экономика включает и этот сектор.
Неформальный сектор в Украине имеет большие масштабы и дает работу и средства к существованию многим людям. Здесь заняты безработные или те работники, которые находятся в вынужденном отпуске за свой счет. Некоторые из них, например так называемые «челноки», успешно конкурируют с государственными и официальными структурами по реализации импортных потребительских товаров. Социальный состав занятых в неформальном секторе разнообразный. Здесь находят себе работу бывшие врачи, инженеры, учителя, даже люди с ученой степенью, а также трудоспособные пенсионери.
К нелегальным производственных единиц (по методологии СНС-93) относятся хозяйствующие субъекты, занятые незаконным производством или сбытом запрещенных продуктов и услуг (например, производство оружия или наркотиков, контрабанда, проституция), а также люди, которые не имеют права заниматься этим видом деятельности (например, лечебная практика без надлежащей лицензии).
Итак, теневая экономика (в рамках производства) в СНС Украина должна включать:
1) вполне законную деятельность, показатели которой сознательно скрываются или уменьшаются производителями для уклонения от уплаты налогов или других оговоренных законом обязанностей;
2) неформальную (неофициальную легальную) деятельность, в том числе деятельность некорпорованих предприятий, работающих для собственных нужд и с неформальной зайнятистю.
Не учитывается в рамках производства криминальная деятельность, направленная против личности и имущества граждан.
5. ОЦЕНКА теневой экономики в СНС | 5.2 Методы оценки теневой экономики |