5.1. Определение понятия « теневая экономика» и ее виды

Теневая экономика - явление достаточно сложное и противоречивое. До недавнего времени наши экономисты и специалисты из органов государственного управления и научных учреждений не уделяли этому явлению должного внимания, хотя по данным Всемирного банка Украина занимает первое место среди стран Восточной Европы и республик бывшего СССР по масштабам теневой економики.
В рамках международной статистики методологическим центром изучения теневой экономики является Международная организация труда. За рубежом уже достаточно большой опыт такого изучения. По данным Д. Блэйда, в 70-х гг. часть теневой экономики составляла в США 4,2% ВНП, в странах Южной Европы - не более и чуть меньше в странах Западной и Северной Европы, в Японии и Канади.
Сейчас специалисты ведут широкомасштабные исследования теневой экономики в странах Центральной и Восточной Европы, находящихся в переходном периоде. Так, по оценкам Б. Даллаго (Италия), Я. Арва (Венгрия), С. Раевского, Л. Зиньковского (Польша) в середине 80-х годов часть теневой экономики (в узком смысле) составляла в Венгрии и Польше (максимальные показатели ) около 7-10% от ВВП, а в 1992 г. была в пределах 10-15%. В широком смысле теневая экономика здесь достигла уровня 20-25%. Примерно такой же уровень наблюдался и в Росии.
Надо отметить, что в конце 80-х гг бывший Госкомстат СССР оценивал теневую экономику в 4% от ВВП. При этом две трети ее приходилось на производство самогона и одна треть - на предоставление строительных, медицинских, транспортных, рекреационных и других услуг частными лицами. Кроме того, так называемые незаконные доходы работников торговли и сферы услуг (чаевые, взятки, подарки, выгоду от нечестных методов торговли) оценивались еще в 2,1% ВВП.
В наше время методологическую и методическую работу по измерению теневой экономики на территории бывшего СССР наиболее активно ведет Статкомитет СНГ в сотрудничестве с Госкомстатом Российской Федерации. Опыт последней является полезным для Украины через близкую социально-экономическую ситуацию.
Основными факторами функционирования и побудительными мотивами развития теневой экономики можно считать:
во-первых, изменение системы государственного управления и контроля, что привело к разрыву традиционных связей между отдельными предприятиями и целыми территориями и замены их во многих случаях нетрадиционными (чаще личными), а также реорганизацию исполнительной власти в ходе проведения экономических реформ и попытки внедрения рыночных отношений слабой нормативной базы;
во-вторых, высокий уровень налогообложения нестабильности правовой базы, расширение частного сектора, недостатки учета в новых секторах экономики, рост безработицы, недопустимо высокая поляризация населения по уровню реальных доходов. Поэтому значительная часть населения, чьи доходы от работы в официальной («светлой») экономике не позволяют обеспечить даже прожиточного минимума, вынуждена адаптироваться к новым условиям через участие в различных теневых ее формах. Данные социологического опроса, проведенного центром «Социальный мониторинг» в январе 1995 г. в Киеве, показали, что каждый седьмой из опрошенных помимо основной работы был занят и на дополнительной. При этом дополнительные доходы составляли до 54% совокупного дохода;
в-третьих, значительную роль играет неэффективность (а часто и нежелание) борьбе с экономическими преступлениями, которые пытаются объяснить тезисом о необходимости использования капиталов теневой экономики как ресурсной базы экономической реформы.
Параметры теневой экономики почти невозможно определить с помощью традиционных методов сбора и обработки статистических данных. Для ее отображения, в частности в национальных счетах, нужны другие подходы. И хотя в мире предлагается много различных методов измерения теневой экономики, дискуссии по этому поводу продолжаются до сих пор, поскольку на этом пути возникает немало проблем. Одна из них заключается в том, что каждый из методов пригоден только для оценки определенной отдельной сферы теневой экономики. Кроме того, нет и одного взгляда на то, какие из методов дают достоверные результаты. Приходится пользоваться многими альтернативным оценкам того же показателя, исключая экстремальные (самые большие и маленькие) его значение, чтобы получить относительно достоверные данные, а потому оценка величины теневой экономики колеблется в больших межах.
Беря в целом, к теневой экономики следует относить всю экономическую деятельность, которую по каким-либо причинам не включены в ВВП страны. При таком определении структура теневой экономики выглядеть так:
1) неофициальная экономика;
2) фиктивная экономика;
3) подпольная економика.
К первой части относятся легальные виды экономической деятельности, в рамках которой имеет незафиксировано статистикой производство товаров и услуг, сокрытие этой деятельности от налогов, от необходимости соблюдения правовых норм и стандартов (техника безопасности, охрана окружающей среды) и т. п., вторая часть - это экономика приписок, спекулятивных сделок, а также взяточничество и всякого рода мошенничество, связанное с получением и передачей денег; третья часть - все не разрешенные законом виды экономической деятельности (производство наркотиков и торговля ими, контрабанда, проституция и т. п. .) или хотя и разрешенные законом, но осуществляемые людьми, которые не имеют на это права (например, медицинские услуги, предоставляемые люди без должного профессионального образования). Это можно схематически изобразить так:
Приведенная схема удобна тем, что структурно вписывается в новую версию СНС-93.
Дополнительную классификацию теневой экономики представлены в табл. 5.1.
Одним из многочисленных разновидностей теневой экономики является получение скрытого дохода в виде чаевых, подарков и т. п. Между тем СНС рассматривает их как часть стоимости товара или услуги и предлагает добавлять величины выпуска, валовой добавленной стоимости, ВВП, оплаты труда наемных работников или смешанных доходов таких работников. Это позволит балансировки стоимости производства и потребления товаров и услуг, а также величины полученных и использованных доходив.
В целом скрытое производство товаров и услуг в СНС должно оцениваться и добавляться к стоимости выпуска, рассчитанного по данным официального статистического учета. Соответственно должны корректироваться другие показатели СНС: промежуточное потребление, валовая добавленная стоимость, ВВП, оплата труда наемных работников, прибыль, смешанные доходы, сальдо первичных доходов, распределен доход, конечное использование товаров и послуг.
Не влияет на общий размер ВВП, но сказывается на его структуре, искусственное занижение величины заработной платы с целью сокращения налога на нее и взносов на социальное страхование (оплата денег наличными или натурой без отражения в бухгалтерском учете). В таких случаях искажаются данные по оплате труда наемных работников, сальдо первичных доходов и располагаемого дохода домашних хозяйств, а также по прибыли пидприемств.
Не влияет, как правило, на размер и структуру ВВП отток капитала за рубеж (например, незаконный перевод денег на счета иностранных банков). Однако во многих случаях он может быть связан с операциями незаконного вывоза товаров. А это уже напрямую влияет на размеры и структуру ВВП.
Известно, что теневая экономика основывается на системе неформальных связей между экономическими субъектами, то есть на личных отношениях и непосредственных контактах, нарушение официально установленный порядок организации экономических отношений между товаропроизводителями, товароспоживачамы и другими субъектами господарювання.
Методология СНС-93 предлагает для отображения теневой экономики уже рассмотренные нами и очень близкие по смыслу понятия:
1) скрытая, или теневая деятельность;
2) неформальная, или неофициальная деятельность;
3) нелегальная дияльнисть.
Эти виды деятельности могут осуществляться практически во всех отраслях економики.
Проблема определения параметров скрытого производства близка традиционной для статистики проблеме обеспечения полноты охвата отчетностью экономических единиц, особенно в условиях быстрого роста количества мелких таких единиц и перехода от сплошного статистического наблюдения к выборочному, в большинстве своем еще находится на стадии становления. Особенно это касается сферы послуг.
Среди проблем теневой экономики большие трудности составляет четкое разграничение скрытого и незаконного производства, поскольку оба они скрываются от государственных органов, и оба неизбежно связаны с нарушением правовых норм, т.е. оба являются незаконными. Подавляющее большинство стран мира пока не включает объем незаконного производства товаров и услуг официальной оценки ВВП из-за сложностей, связанных с получением необходимой информации.
Неформальная, или неофициальная деятельность - это формы самозанятости граждан в сфере производства и услуг, которые занимают в их хозяйстве значительное место, но не учитываются официальной статистикой. СНС-93 определяет их как неформальный (неорганизованный) сектор.
Несмотря на то, что термином «неформальный сектор» уже длительное время пользуется научная литература, политические круги и международные организации (в материалах МОТ его использования датируется началом 70-х гг.), Среди специалистов пока нет единого подхода к определению его содержания. Одни специалисты относят к неформальному сектору отдельных независимых, самозанятых граждан, которые предоставляют мелкие услуги, производят и реализуют отдельные потребительские товары с определенным выгодой для себя. Другие, в частности многие из международных экспертов, считают, что кроме отдельных граждан, к неформальному сектору можно отнести микропредприятия, где количество занятых не превышает двух-трех человек. Такие предприятия могут быть основаны на так называемой «семейной труда» или даже использовать наемный труд, хотя в весьма ограниченных масштабах.
Резолюция 15-й Международной конференции по статистике труда, ссылаясь на СНС, предлагает определять предприятия неформального (неофициального) сектора как некорпоровани предприятия, принадлежащие домашним хозяйствам, действуют в основном на законном основании и целью которых является производство товаров и услуг для обеспечения занятости и прибыли домашних господарств.
По методологии СНС-93 к предприятиям с неформальной занятостью относятся предприятия, на которых отношения между работодателем и наемным работником или между несколькими партнерами не закреплено формально - договором или другим юридическим документом.
Совокупность неформальных предприятий составляет подсектор в секторе домашних хозяйств. До этого сектора включаются предприятия, работающие для собственных нужд домашних хозяйств и предприятий с неформальной занятостью. Можно назвать такие, например, сферы применения труда в неформальном секторе: мелкая торговля, различные услуги (ремонтные, транспортные, туристические, стирки, пошив и ремонт белья и одежды и т.д..) Мелкое производство (изготовление предметов национального художественного промысла, сувениров , некоторых кулинарных изделий и др..) рыбалка (в прибрежных районах); строительные работы, отдельные виды производства в обрабатывающей промышленности (кожаная, деревообрабатывающая и др.)., выполнения отдельных работ на дому для мануфактурных предприятий тощо.
Неформальный сектор в разных формах существует во всех странах. Но если в развитых странах он не относится к теневой экономики, основная цель которой - увеличение доходов вследствие уклонения от налогов, официального контроля и регулирования норм найма и оплаты труда, его охраны, продолжительности рабочего времени и т.д.., То в Украине теневая экономика включает и этот сектор.
Неформальный сектор в Украине имеет большие масштабы и дает работу и средства к существованию многим людям. Здесь заняты безработные или те работники, которые находятся в вынужденном отпуске за свой счет. Некоторые из них, например так называемые «челноки», успешно конкурируют с государственными и официальными структурами по реализации импортных потребительских товаров. Социальный состав занятых в неформальном секторе разнообразный. Здесь находят себе работу бывшие врачи, инженеры, учителя, даже люди с ученой степенью, а также трудоспособные пенсионери.
К нелегальным производственных единиц (по методологии СНС-93) относятся хозяйствующие субъекты, занятые незаконным производством или сбытом запрещенных продуктов и услуг (например, производство оружия или наркотиков, контрабанда, проституция), а также люди, которые не имеют права заниматься этим видом деятельности (например, лечебная практика без надлежащей лицензии).
Итак, теневая экономика (в рамках производства) в СНС Украина должна включать:
1) вполне законную деятельность, показатели которой сознательно скрываются или уменьшаются производителями для уклонения от уплаты налогов или других оговоренных законом обязанностей;
2) неформальную (неофициальную легальную) деятельность, в том числе деятельность некорпорованих предприятий, работающих для собственных нужд и с неформальной зайнятистю.
Не учитывается в рамках производства криминальная деятельность, направленная против личности и имущества граждан.
5. ОЦЕНКА теневой экономики в СНС 5.2 Методы оценки теневой экономики