2. Система целей экономической политики.
В современных условиях экономическая политика отличается:- Концентрированным характером - государство мобилизует крупные материальные и денежные ресурсы, объединяет экономические и административно-правовые формы, регулирует не только внутренние, но и внешние условия производства;
- Масштабностью - государство проводит краткосрочную и долгосрочную политику, охватывает свою деятельностью различные сферы и уровни хозяйственной деятельности;
- Постоянным характером государственной политики, то есть она является неотъемлемым элементом современной жизни;
- Разнообразными методами воздействия на экономику (экономические, социальные, правовые, административные).
Итак, сегодня сложилась комплексная система постоянного государственного воздействия на экономику, функционирующую на основе достижений НТП и основанная на идеях той или иной научной экономической школы. Иными словами, экономическая политика опирается на экономическую науку, которая определяет сущность экономической политики, задачи и методы ее реализации.
Объективная цель государственной политики, которая остается неизменной в любой период, на любой стадии развития страны, - поддержка эффективности рыночной экономики смягчения противоречия рыночного механизма, то есть государственная политика должна находиться в сочетание с рыночным механизмом. Задачи же экономической политики диктуются теми потребностями развития, которые ставит действительность, изменяется в ту или другое. Период. Таким образом, в зависимости от периода развития меняются не только задачи экономической политики, но и ее виды: антициклическая, антиинфляционная, экономического роста или стабилизации.
Эффективность государственной политики является относительной, поскольку эта политика строится на базе стихийного рыночного механизма, что подтверждается следующими моментами. Прежде всего необходимо отметить тот факт, что отдельные государственные мероприятия в одном случае могут быть эффективными, а в другом - неэффективными. Далее, косвенный, опосредованный связь методов регулирования с экономикой создает всегда временной лаг, от чего эффективность государственного влияния на экономику снижается. К этому нужно добавить, что меры государственного воздействия на экономику, как правило, опаздывают, принимаются после очевидных кризисных процессов. К тому же существует разрыв между временем применения государственных мероприятий и время, когда они дают определенный результат. Все это снижает результативность государственного влияния на економику.
Государственное влияние на экономику зависит также и от того, насколько политика государства отражает интересы общества, а не отдельных его групп: расширение демократического содержания государственной политики повышает ее ефективнисть.
Повышению эффективности государственного регулирования экономики может в определенной мере способствовать экономическое прогнозирование. Экономическое прогнозирование предусматривает использование, во-первых, индексов опережающих показателей (таких, как курс акций), которые изменяются ранее, чем производство, а потому могут сигнализировать о приближении кризиса, и, во-вторых, экономических моделей, разрабатываемых государством и частными предприятиями , с помощью которых описываются какие-либо стороны экономики и их перспективы развития. Использование в экономической политике экономического прогнозирования делает ее более дийовою.
Если подходить к государственной экономической политики как к постоянному политического процесса, а данный подход является одним из тех, которые наиболее используются и популярных, то акцент в этом случае делается в целях, содержании действий, характеристиках участников и результатах государственной экономической политики.
Наиболее важные характеристики государственной экономической политики, которыми она должна обладать общем, сводятся к необходимости отвечать следующим показателям:
реагировать на изменения, происходящие в обществе и государстве;
иметь комплексный характер и рассматривать любую проблему в взаимосвязи с другими проблемами;
быть эффективной и результативной;
пользоваться доверием населения.
Государственная экономическая политика может разрабатываться и реализовываться на нескольких уровнях в зависимости от масштаба проблемы, которая решается или охвата общественной сферы. Этот уровень определяет цели и стратегию политики, характер организаций, участвующих и индивидов, методы осуществления и последствия. Обычно выделяют три уровня государственной экономической политики:
- Макроуровень в глобальных масштабах страны, группы стран;
- Метаривень, относящийся к отдельным сферам и направлений;
- Микроуровень, что касается решения локальных проблем.
Кроме того, выделяют также общегосударственную, региональную и местную политику. Понятно, что грань между ними весьма условна так, например, общенациональная государственная экономическая политика предусматривает ее доведения до нижних звеньев государственной власти и возможность непосредственно влиять на конкретных граждан держави.
В общем плане развитие демократии требует установления между государством и гражданским обществом разнообразных и многочисленных связей, поскольку каждая сторона выполняет определенные функции и задачи в регулировании социальных процессов. Государственная власть регулирует различные общественные сферы или управляет ими, но в то же время гражданское общество обладает большими возможностями влиять на власть и политику, которую она проводит, используя свои институты (партии; группы интересов, СМИ, общественные лидеры и т.д.).
Для государственной экономической политики характерна иерархическая подчиненность целей, может быть представлена как «дерево» или «пирамида» целей
Исходя из функций государства и основных принципов формирования экономической политики, можно выделить следующие уровни в системе национальных интересив.
1. На глобальном уровне принято выделять высшее (глобальную) цель развития национальной экономики, которая предусматривает обеспечение максимального благосостояния общества. Эту цель трудно однозначно сформулировать и оценить количественно, то есть в определенной степени она имеет условный характер.
2. Высшая цель развития общества конкретизируется в системе целей второго уровня, которые условно называют главными (генеральными) целями. В специальной литературе эти цели часто трактуются как функции государства. Достижение этих целей является своеобразным средством для реализации глобальной цели развития суспильства.
3. Генеральные цели конкретизируются с помощью стратегических целей, которые неразрывно связаны с объектами государственного регулирования экономики. Они взаимосвязаны между собой. Их состав не может оставаться неизменным и должен уточняться в зависимости от изменения реальной политической и экономической ситуации в стране, системы социальных приоритетов, уровня осознания субъектами государственного регулирования системы приоритетов, установленной правительственными органами на определенный период времени, и т.п.
Накопленный опыт государственного регулирования экономики в промышленно развитых странах Запада дает основание для выделения достаточно устойчивой, стандартной группы показателей, которые в совокупности достаточно четко отражают внешнюю цель государственного вмешательства в экономику. Вместе с тем совершенно ясно, что в отдельных странах и в разные периоды времени состав этих целей может уточняться в зависимости от количества намеченных целей и их иерархического розставляння.
В специальной литературе принято выделять четыре основные стратегические цели:
обеспечение необходимых темпов экономического роста;
обеспечения полной занятости населения страны;
стабильность уровня цен и устойчивость национальной валюты;
поддержка внешнеэкономической ривноваги.
В промышленно развитых странах Запада обеспечения необходимых темпов экономического роста рассматривается как основной экономическая задача, решение которой связывается с абсолютным и относительным увеличением ВНП.
Главным преимуществом показателя темпов экономического роста можно считать то, что он дает представление об увеличении реального ВНП и достигнутый прогресс в области производительности труда. Недостаток данного показателя - он не отражает социального неравенства в распределении продукта и негативных последствий влияния экономики на состояние окружающей природной середовища.
Решение проблемы обеспечения необходимых темпов экономического роста тесным образом связано с решением проблемы обеспечения полной занятости, т.е. достижение максимально возможного и достаточно стабильного на перспективу использования всего трудоспособного населения краини.
Опыт промышленно развитых стран Запада показывает, что цель, связанная с обеспечением стабильности уровня цен, считается достигнутой в том случае, если уровень инфляции составляет 1-2%, т.е. инфляция «ползучей». Если инфляция превышает этот уровень, то это приводит к потере устойчивости национальной валюты. Стабильность национальной валюты является важнейшим задвданням государственного регулирования економики.
Достижения вышеперечисленных целей означает установление в рамках национальной экономики относительной макроэкономической ривноваги.
Таким образом, главная цель государственного регулирования экономики должна органично развиваться в систему конкретных целевых установок. Однако сформулировать такую гармоничную и согласованную систему целей достаточно сложно. Основная проблема заключается в нахождении оптимальной комбинации взаимосвязанных между собой, но одновременно и противоречивых целей. Поэтому в процессе разработки концепции государственного регулирования экономики необходимо обеспечить определенное равновесие в соотношении цилей.
В связи с этим возникает целесообразным остановиться на наступному.
Мировой опыт государственного регулирования экономики дает основание сделать вывод о том, что оно должно ориентироваться на достижение более высокой эффективности национальной экономики, обеспечивает устойчивый рост благосостояния народа и повышения качества жизни общества. Разумеется, подобная трактовка глобальной экономической цели предельно общим и в определенном смысле универсальным. Но именно в этом и состоит ее основное преимущество. Даже в такой общей форме она является критериальной, поскольку отражает непреходящие интересы нации.
Вместе с тем нужно отметить, что цели государственного регулирования экономики находят определенную конкретность, когда четко выстраиваются во времени и пространстве и измеряются с доступными средствами (ресурсами). В обеспечении их взаимосвязи и состоит искусство правительства, которое обязано делать это как в стабильное время, так и в периоды преобразований, когда цена допущенных ошибок оказывается особенно високою.
Существует несколько общих принципов разработки целей государственного регулирования экономики:
соответствие конкретной цели сути существующего общественно-экономического уклада и генеральной цели деятельности государства сохранению, укреплению и совершенствованию существующего строя;
практическая необходимость осуществления цели и ее научная обоснованность;
оправдана постановка и осуществления любой цели государственного регулирования экономики, которая улучшает состояние экономики в целом, в отдельном секторе, на хозяйственном объекте, не нанося ущерба другим;
если достижение цели ведет к ущербу другим объектам, то этот ущерб должен быть полностью возмещен;
любая цель государственного регулирования экономики может быть поставлена и достигнута только во взаимодействии со всеми другими целями в соответствии с ее места в системе приоритетов целей;
поставленные цели должны находиться в рамках возможного, то есть не только в рамках существующих юридических норм (их в случае крайней необходимости можно изменить в соответствии с установленной процедурой), но и в пределах реальных границ;
для достижения цели или целей государственного регулирования экономики должно быть достаточно финансовых, организационных ресурсов и кадров;
поставленные цели должны быть ясны, понятны и желательны широкой массе избирателей, союзам по экономическим интересах.
Последний принцип приобретает особое значение, поскольку одни и те же цели государственного регулирования экономики в аналогичных ситуациях в разных странах и при разных правительствах совершенно по-разному оценивались общественностью и потому оказывались или выполнимыми, или невыполнимыми. Доверие к правительству и его экономической политики со стороны хозяйственных субъектов и широкой массы населения, равно как и недоверие, обладает значительной инерцией и становится реальной силой при достижении целей государственного регулирования экономики. Население может поддерживать политику правительства, верить обещаниям государственных деятелей, поступать в соответствии с их призывов, например покупать государственные ценные бумаги, временно не требовать повышения заработной платы, или, наученные горьким опытом и не раз обманутое, выявить равнодушие, или противодействовать государственной экономической политици.Module . Общий механизм определения политических целей и приоритетов в демократическом обществе представляет собой сложный процесс, который характеризуется не только формальным, но и неформальными отношениями и связями между различными государственными и общественными структурами. Кроме парламента, правительства и государственной администрации в определении целей и направлений государственной экономической политики активное участие принимают политические партии, научные центры и институты, группы интересов, СМИ. Все это усложняет проблему нахождения социального консенсуса различных политических и социальных сил по данному вопросу в условиях политического плюрализма. Большое значение имеет также позиция избирателей, на которую ориентируются политические и государственные лидеры.
1. Теория общественного выбора в экономической политике | 3. Механизм реализации экономической политики. |