3. Экономическая политика как механизм объединения экономических интересов.

Если экономическая теория познает суть и механизм действия экономических законов, то экономическая политика базируется на разработке механизма их использования и практической реализации. Таким образом, экономическая политика - это практическая деятельность государства как представителя и защитника интересов всего народа определенной страны, базируется на теоретических основах. В условиях рыночной экономики каждый субъект хозяйствования преследует свой экономический интерес, поэтому проводит свою экономическую политику. Действительно, он имеет право выбора реализации своего интереса, но "политика" происходит от греческого "polis" - государство, поэтому под "политикой" понимают государственную политику как господствующую. Можно утверждать, что экономическая политика является концентрированным выражением экономики, но она всегда альтернативная, вариантная, потому может базироваться на различных теоретических концепциях. С возникновением государства зарождается и государственная экономическая политика как составная часть государственной политики вообще.
Государство возникает как основной институт политической системы в классовом обществе, как аппарат насилия по защите интересов господствующего класса в антагонистических классовых обществах и выступает как эксплуататорская государство (рабовладельческая, феодальная, капиталистическая). Она имеет определенные государственные институты, которые осуществляют функции государственной власти: законодательную, исполнительную, контрольную (надзорную). Парламент, правительство, президент, судебные органы как представители государственной власти издают законы, постановления, указы которые создают правовую, юридическую основу экономической деятельности являются обязательными для всех субъектов хозяйствования определенной страны. Содержание этих норм, активов, законов отражает и характеризует соответствующую политику государства: внутреннюю, внешнюю, экономическую, социальную, демографическую и инш.
С развитием общества происходит эволюция роли и функций государства в общественном производстве - т.е. меняется экономическая политика государства - от практического невмешательства в экономическую деятельность к усилению воздействия на общественное производство и экономические видносини.
Экономическая политика объективно становится главным прогрессивным фактором воздействия на общественное производство на экономические интересы и их согласования. С ростом масштабов производства растет количество субъектов хозяйствования, усложняется система экономических отношений между ними, обостряются экономические и социальные противоречия в обществе. Государство, по словам Ф. Энгельса, как официальный представитель капиталистического общества, вынуждена взять на себя управление производством под давлением объективных обставин.
Причинами изменений в экономической политике государства являются: усиление негативных экономических и социальных последствий функционирования рынка свободной конкуренции, образования и роста роли монополий, рост социальных потребностей и другое. Все это ведет к непосредственного вмешательства государства в процесс воспроизводства, к регулированию общественного производства, прогнозирования, планування.
Государство становится все более активным субъектом общественного производства, его организатором, координатором, управленцем. Она не только устанавливает правовую основу, общие правила экономического поведения для всех субъектов хозяйствования, а создает условия для реализации экономических интересов всем - работающим и не работающим, выступает главным арбитром при обострении экономических противоречий, создает правовую базу для согласования, оптимизации интересов всех членов общества, для социального партнерства между доминирующими классами. Возникает новый механизм согласования экономических интересов всех субъектов экономических отношений. До стихийного рыночного согласования интересов и субъективизма на уровне предприятий добавляется механизм государственного регулирования и согласования, который становится правовой основой оптимизации экономических интересов на всех уровнях: макро-, микроуровнях и на уровне физических лиц. Государственная экономическая политика выступает, с одной стороны, определенным гарантом реализации экономических интересов на определенном минимальном, среднем уровне удовлетворения потребностей в данной стране. На каждом уровне реализации интересов степень удовлетворения потребностей может быть повышена в рамках государственного законодательства, а согласование интересов - более оптимальным (на уровне наемных работников и собственников фирм). Уровень и динамика удовлетворения потребностей может превышать запланированную и гарантированную на определенный период, государством (уровень зарплаты, доходов и т.д.).
Для учета, согласования, оптимизации экономических интересов всех субъектов общественного производства и членов общества государство проводит комплексную экономическую политику, которая включает различные виды политики для решения конкретных экономических проблем, согласования или решения определенных экономических противоречий, конфликтов. Это финансовая, денежная, налоговая, таможенная, валютная, кредитная, региональная и другие виды экономической политики. Общей правовой основой для реализации экономической политики Конституция страны, как основной закон государства, трудовое, гражданское, уголовное право, которые создают правовое поле для экономической деятельности и экономических отношений на всех уровнях хозяйствования. Государство регулирует принципы, организует определенные формы общественной жизни, создает соответствующие государственные институты и санкционирует существование негосударственных, что создает основу соответствующей институциональной иерархии, как определенной системы воздействия на экономические интересы. Государство, выражая интересы всего населения и каждого человека и должна защищать их.
Эффективность государственной экономической политики и ее реализация будут зависеть от четкой определенности стратегических целей и более конкретных целей по объектам, направлениям государственного воздействия на экономические отношения, от выбора теоретической концепции (модели) экономического развития. Это определяет выбор средств, методов, инструментов реализации экономической политики.
Жизненность государственной экономической политики будет в значительной степени зависеть от согласования экономических интересов господствующих классов, социальных групп, политических партий, то есть от ведения социального диалога с ведущими носителями экономических интересов, возможности нахождения компромиссов между ними, от политической структуризации суспильства.
Государственная экономическая политика на каждом историческом этапе развития страны всегда конкретна и определяется уровнем экономического развития, существованием наиболее болезненных социально-экономических проблем, противоречий, необходимостью, желанием и умением их согласования. В значительной степени она зависит от политической организации общества. Если государство не находит путей согласования противоречивых интересов, то их решение может происходить антизаконно, нелегитимно - путем сговора, криминализации, тенизации экономических отношений. Главными социально-экономическими проблемами в рыночной экономике является оптимизация противоположных интересов производителей и потребителей, продавцов и покупателей, наемных работников и работодателей, учета и создание условий для реализации интересов различных социальных групп населения (безработных, молодежи, инвалидов, многодетных семей и проч.) согласования интересов богатых и бедных и других проблем. Даже частичное решение названных проблем приближает государство к реализации стратегической цели - роста народного благосостояния, экономической и социальной стабильности, общественного прогресса. Например, для оптимизации интересов продавцов и покупателей государство осуществляет прямое и опосредованное влияние на совокупный спрос и предложение путем проведения определенной бюджетной, инвестиционной, кредитно-денежной политики, политики доходов, политики цен и другие практические действия, чтобы не допустить диспропорции между совокупным спросом и совокупным предложением, экономических кризисов, роста цен и других негативных явищ.
Проблема защиты экономических интересов национальных производителей в условиях их низкой конкурентоспособности и либерализации торговых отношений с другими (особенно развитыми) странами требует от правительства принятия определенных ограничительных (повышение ввозной пошлины, установления импортных квот, внедрение различных видов нетарифных барьеров), а также государственной поддержки национального производителя в разных формах (льготные кредиты, государственные закупки по регулируемым ценам и проч.).
Значительное место в поддержке национального товаропроизводителя, особенно в условиях построения рыночной экономики, имеет политика государственной поддержки развития малого бизнеса и антимонопольное законодательство, поддержка и координация свободной конкуренции в определенных отраслях. Следовательно, необходимо использовать как механизмы саморегуляции так и подержанного регулирования и согласования экономических интересов. Государство должно стать в рыночной экономике координатором, регулятором экономических отношений, арбитром в решении суперечностей.
Оптимизация экономических интересов богатых и бедных реализуется благодаря распределительной, перераспределительной функциях. Государство определяет принципы распределения и перераспределения богатства путем проведения определенной политики регулирования уровня зарплаты, доходов, налоговой политики, бюджетной и других мероприятий. Целью такой экономической политики является сокращение разрыва между уровнем дохода бедных и богатых и содействие формированию среднего класса, как экономической основы развитых стран с социально ориентированной рыночной экономикой и смешанным механизмом согласования экономических интересив.
Во многих странах мира существует неравномерность развития отдельных регионов - штатов, земель, областей и т.д.. Причинами этого могут быть природные, исторические факторы и другие. Населения разных регионов одной страны может жить в разных экономических и социальных условиях, определяющим миграцию или иммиграции населения, поэтому составным элементом государственной экономической политики, которая должна учитывать и защищать экономические интересы населения в разных регионах, должна стать соответствующая региональная политика. Целью такой политики является удовлетворение интересов населения региона на средне-государственном уровне (занятости, безработицы, уровня зарплаты и т.п.). Региональная экономическая политика является системой мер государства, направленных на реализацию общегосударственных интересов и создание равных условий для проживания человека в любом регионе страны. Каждое государство использует различные пути и средства реализации региональной политики. Региональная политика может быть составной частью комплексной государственной политики и большинство экономических проблем будет решаться "центром" (правительством). Государство может использовать такую форму регулирования и согласования региональных интересов, как программирование развития определенного региона на основе анализа современного состояния и определение путей, средств рационального развития экономики на определенный период (долгосрочный, среднесрочный).
В некоторых развитых странах региональная экономическая политика становится более самостоятельным, поскольку государство передает все более властных полномочий регионам, которые самостоятельно решают свои социально-экономические проблемы при поддержке правительства. Одним из путей решения региональных проблем является предоставление им статуса "свободных экономических зон".
Субъектами региональной политики выступают местные органы власти - законодательной и исполнительной. В странах с более демократическим строем при формировании, разработке, обсуждении законов, решений граждане могут принимать непосредственное участие. Такая прозрачность, открытость и гласность формирования и принятия региональной экономической политики способствует развитию самоуправления регионов разного уровня (от штата, области до города или населенного пункта). Это значительно повышает возможности учета и согласования экономических интересов, максимальной их оптимизации в рамках региону.
Депрессивным территориям или регионам необходима прямая государственная помощь: за счет госбюджета, льготного налогообложения и кредитования на определенный срок и других мероприятий.
В условиях капиталистической рыночной экономики существует противоположность и противоречие экономических интересов между господствующими классами - наемными работниками и работодателями и разные методы, средства согласования, оптимизации этих интересов. Государственное регулирование заработной платы, путем установления норм, тарифов, минимального уровня зарплаты, прожиточного минимума, черты бедности и проч. должно обеспечивать правовую основу для создания условий расширенного воспроизводства рабочей силы, рост реальной зарплаты при повышении производительности труда на предприятиях всех форм собственности. Нахождение компромисса между собственником средств производства и наемными работниками усиливает мотивационный механизм для более продуктивной работы и создает экономическую базу для социального партнерства, неконфликтности.
Кроме государственного законодательного согласования, обеспечения экономических интересов наемных работников на уровне фирмы, компромисс интересов может быть достигнут путем заключения коллективного договора между рабочими и работодателями. Чтобы уменьшить давление профсоюзов, как выразителей интересов рабочих на заработную плату, предприниматели используют подписания индивидуальных договоров, или "добровольно" повышают реальную зарплату без давления на них забастовкой, без социального конфликта и поощряют рабочих к партнерству. Но забастовки, как средство решения экономических противоречий между рабочими и работодателями используется и сегодня (забастовки в Италии, Великобритании, Франции).
Одной из приоритетных проблем экономической политики в каждой стране есть учет и согласование интересов занятых (работающих) и незанятых (безработных). Работающая часть населения реализует свои экономические потребности и интересы благодаря общественной работы и получению доходов в различных формах (зарплата, прибыль и др.). Неработающая часть населения удовлетворяет свои потребности за счет работающих. Незанятое население состоит из временно неработающих лиц трудоспособного возраста - безработных. Рациональное использование трудовых ресурсов функционирующим капиталом объективно ведет к образованию так называемого естественного уровня безработицы. Эта доля трудоспособного, незанятого населения является следствием накопления капитала в условиях рыночной экономики и ... конкурентом занятой доли, заставляет последних, при определенных условиях, работать даже за меньшую заработную плату, потому предложение рабочей силы на рынке труда превышает спрос на нее. Поэтому, для согласования интересов занятых и безработных необходимо обеспечить рабочими местами всех, кто хочет работать. Компромиссным временным решением является пособие по безработице, преимущественно за счет работающих, ухудшает благосостояние как занятых, так и безработных, которые получат временно и часть того, что они могли бы заработать для себя и общества. Государственная политика регулирования занятости смягчает проблему безработицы но не решает. Кроме того, предприниматели даже заинтересованы в существовании определенного уровня безработицы как фактора давления на занятых, как механизма конкуренции за рабочие мисця.
Особое значение в каждой стране приобретает политика учета и защиты экономических интересов различных слоев неработающего населения, или политика. Такая политика должна иметь дифференцированный адресный характер как политика социальной защиты экономических интересов населения, которое не может работать и не работает по разным причинам (инвалиды, дети, учащиеся, студенты, пенсионеры и т.д.). Но каждый человек должен иметь нормальные условия, определенный уровень благосостояния для жизни и жизнедеятельности. Проведение такой политики является одним из приоритетных задач государства. Она имеет две формы реализации: 1) Путем социального страхования для тех, кто работал в свое время и 2) путем государственных трансфертных выплат тем, кто не работал и не працюе.
Проведение определенной социальной политики главной целью должно учета экономических интересов тех, кто не может работать но имеет определенные экономические потребности для нормального существования, чтобы не жить в бедности, нищете. Государственная социальная политика должна гарантировать этим людям соответствующее удовлетворения экономических потребностей, обеспечивать повышение их благосостояния с развитием суспильства.
С целью реализации экономической политики государство использует систему методов, средств и инструментов воздействия на экономические интересы. Общепризнанным является деление методов государственного регулирования на правовые, административные, экономические, прямые и опосередковани.
Правовое регулирование интересов заключается в установлении государством правил "экономической игры" (поведения для субъектов хозяйствования). Система законодательных норм и правил определяет формы и права собственности, условия заключения контрактов, договоров, функционирования фирм, формы трудовых отношений и т.д.
Административное регулирование включает средства по регулированию, лицензированию, квотированию и проч. С помощью административных средств осуществляется государственный контроль над ценами, доходами, валютным курсом, учетной ставкой.
Экономические методы предусматривают воздействие на характер рыночных отношений и расширения рыночного поля через воздействие на совокупный спрос и предложение, степень концентрации капитала, структуризации экономики и социальных условий, использование факторов экономического роста.


2. Необходимость и механизмы объединения экономических интересов. ТЕМА 5. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ