1. Сущность макроэкономической и ее модели
Сущность стабилизации экономики. Конечной целью экономической трансформации переходного общества в Украине является создание условий для перехода к более эффективной экономической системы, которая обеспечивает оптимальные темпы роста ВВП и высокий жизненный уровень населения. Достижение такой цели требует экономической стабилизации с последующим перерастанием в экономическое оживление и подъем. Если расшифровать конечную цель реформирования, то она включает не просто линейное повышение эффективности экономики, а переход к постиндустриальному обществу. Последнее является существенным при выборе средств экономического регулювання.Сущность макроэкономической стабилизации заключается в преодолении макроэкономической нестабильности (несбалансированности). Макроэкономическая нестабильность заключается в колебания объема национального продукта, уровня цен, занятости и отсутствии условий для стабильного роста объема ВВП. В традиционной рыночной экономике колебания этих величин носит в основном циклический характер. Поэтому макроэкономическая стабилизация сводится к сокращению амплитуды указанных отклонений и уменьшение глубины спада. Свой конкретный смысл она приобретает в экономической политике, которая способствует приближению фактического уровня ВВП к его потенциальному уровню и на этой основе достижения полной занятости и стабильных цен. Тогда в экономике циклическая безработица практически отсутствует, а уровень инфляции стабильно минимальний.
Общие черты макроэкономической стабилизации носят универсальный характер. Однако в странах с транзитивной экономикой они приобретают специфический забарвлення.
Специфика макроэкономической стабилизации в переходной экономике. В первую очередь отличие макроэкономической стабилизации в переходных к рынку странах, в том числе и Украины, заключается в том, что она направлена прежде всего на преодоление системного кризиса, охватившего все стороны общественной жизни, - экономическую, социальную, политическую, духовную, - и имеет различные факторы своего появления, а не на смягчение циклических коливань.
Следующие существенной чертой макроэкономической незбалансованности является ее чрезвычайная глубина и всеохватность. Так, сокращение ВВП составило более 60% от 1990 г., а объем капиталовложений за этот период сократился почти в 5 раз.
Если провести аналогию, то только Великой депрессии 30-х годов. свойственны примерно такие показатели. Так, в США промышленное производство в 1933 г. составило 48% от уровня 1929 года, а объем капиталовложений 16,4%. Даже в самое военное 1942 объем промышленного производства составил к довоенного 1940 года 77%.
Особым феноменом переходной экономики является то, что в ее условиях социально острая проблема безработицы не перерастает, по крайней мере на первых этапах экономических преобразований, в одну из главных. Она еще и по настоящее время является ожидаемой. А в экономической политике Украины остается фактически без внимания. Тормозящим фактором макроэкономической стабилизации является непонимание работающим населением природы социально-экономических изменений. Оно не может ни защитить себя, ни адаптироваться к этим изменениям. Значительная доля трудоспособного населения надеется на государственные меры по улучшению своего положения. Но для реальных изменений как утверждает академик Геец В.М., нужно чтобы 2/3 трудоспособного населения могли действовать инициативно. Однако существующая модель экономической стабилизации предлагает только создание новой системы социальной защиты, которая отличается от соответствующей модели плановой экономики в основном тем, что социальная защита населения государством перекладывается на плечи самого населення.
И наконец, специфика макроэкономической стабилизации в переходном обществе состоит в формировании новой системы экономических отношений и не сводится к определенному удачного набора экономических мер с целью сбалансирования определенного числа экономических показателей. Макроэкономическая стабилизация в переходной экономике носит не функциональный, а трансформационный характер. Экономическая сбалансированность достигается при изменении режима, порядка функционирования экономики, появления новых хозяйственных институций.
Особенностью макроэкономической стабилизации переходных экономик ее проведения рыночными институтами, которые либо только сформировались или еще отсутствуют вообще. Например, рыночная среда требует определенного количества хозяйствующих субъектов в каждой сфере или отрасли. Однако создать их мгновенно невозможно. Также нельзя говорить о наличии всех звеньев инфраструктуры, правовой базы рыночных отношений, системы сбора, переработки и выдачи информации разнообразным хозяйственным субъектам и т.д. Отсутствие необходимых институциональных преобразований тормозит макроэкономическую стабилизацию, а отсутствие последней влияет на темпы и характер институциональных преобразований. Например, гиперинфляция стимулирует образование посреднических фирм, ограничивает производственный сектор, способствует возникновению спекулятивных структур.
Приоритеты политики макроэкономической стабилизации. Макроэкономическая стабилизация является не единым блоком трансформационных преобразований. До последнего процесса еще входят институциональные преобразования и микроэкономическая стабилизация. Все три блока реформирования экономики взаимно обусловлены. Взаимосвязанность этих составляющих делает преобразования системными. В системных преобразованиях, в свою очередь, существует проблема их последовательности и субординации как относительно блоков в целом, так и отдельных сторон внутри каждого из блокив.
Выбор приоритетных направлений преобразований в каждом из блоков тесно связан с выбором той или иной модели трансформации экономики. Собственно говоря, модель и является совокупностью мероприятий преобразования, которым присуща определенная последовательность и подчиненность их реализации. Общеизвестно, что основными моделями трансформации экономики является "шоковая терапия" и градуализм.
Модель "шоковой терапии" есть крайнее радикальной. Она требует проведения молниеносных разовых мероприятий и безотлагательного разрушения предыдущей экономической системы. "Шоковая терапия" основывается на либерализации цен, последовательной и по возможности широкой приватизации, финансовой стабилизации монетарными методами.
Градуалистской модель требует постепенных преобразований, целесообразного использования элементов предыдущей экономической системы. Она предусматривает сохранение ведущей роли государства в экономике в условиях пересмотра и обновления функций государственных организаций, расширения самостоятельности предприятий всех форм собственности и стимулирования отечественного производства, структурную перебудову.
Учитывая эту последовательность мер макроэкономической стабилизации в значительной мере определяется выбранной моделью трансформации. Так, в рамках "шоковой терапии" основной акцент делается на финансовой стабилизации. Градуализм в центр переходных процессов ставит развитие производственного потенциала на перестроенной структуре. Поэтому он еще называется производственно-структурным вариантом. Такой вариант допускает переход к экономическому оживлению при отсутствии финансовой стабилизации.
Содержание макроэкономической стабилизации по варианту "шоковой терапии". В модели "шоковой терапии" макростабилизация практически отождествляется с финансовой стабилизацией. За ней следует провести антиинфляционную политику, добиться стабильности цен, что станет достаточным условием для эффективной работы рыночных механизмов (спроса, предложения, равновесной цены, конкуренции и т.д.) и формированию в целом рыночной экономики. Такая идея определяла политику реформ в Украине в 1992-1995 роках.
Либеральный вариант делится на ортодоксальный и гетородоксальний подходы. В тот и другой на первый план выдвигают антиинфляционную политику однако с некоторыми вариациями.
Ортодоксальный подход требует сокращения дефицита государственного бюджета за счет уменьшения государственных расходов (на государственное вмешательство в экономику, социальную защиту и обеспечение, управление, борону и т.д.) и увеличения доходной базы бюджета (сокращение налоговых льгот, повышение уровня собираемости налогов, устранение внебюджетных фондов и др..). Одновременно проводится жесткая денежно-кредитная линия, которая реализуется в политике "дорогих денег": ограничение денежной эмиссии, повышение учетной ставки процента, повышение нормы резервирования, сокращение кредитов Центрального банка, продажа государственных ценных бумаг и т.ин.
Ортодоксальный подход делится, в свою очередь на два подвида, в зависимости от выбора экономических стабилизаторов (так называемых "якорей"). По денежного "якоря" монетаристские методы основываются на жесткой бюджетной, налоговой, денежно-кредитной политике при "плавающем" обменном валютном курсе. Перечисленные методы используются для ограничения денежной массы и совокупного спроса. Во втором случае выбирается валютный "якорь", по которой акцент делается на стабилизацию "валютного" курса. Воздействуя на курс валют, держа его под контролем государство снижает инфляционные ожидания населения, привязывает внутренние цены к нему, что, в свою очередь, вызывает антиинфляционные наслидки.
Мировая практика антиинфляционной политики иногда применяет гетеродоксальний подход. Последний основывается на утверждении инерционной природы инфляции. По своей природе инфляция порождает высокие ожидания обесценивания денег и это делает малоэффективной жесткую монетарную и фискальную политику. Чтобы заглушить влияние прошлой инфляции на стабилизацию цен предусматривается применение определенной политики доходов. Сущность ее заключается в прямом контроле за зарплатой и ценами. Этим контролем намечается: 1) полное замораживание цен и заработной платы, 2) законодательные ограничения уровня прироста цен и заработной платы, 3) заключение соглашений между правительством и работодателями и профсоюзами относительно цен и зарплаты и т.ин.
Гетеродоксальний подход не ограничивается политикой доходов. Для достижения положительного результата контролируемый рост цен и доходов должен дополняться антиинфляционными мерами налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики. Фискальные и монетарные ограничения должны создать в товарно-денежной сфере такие условия, при которых цены и доходы взаимно сбалансированы. При других условиях контроль за ценами и доходами повлечет скрытую инфляцию, которая сразу станет открытой после его видмини.
Антиинфляционная политика рассчитывается на определенный период времени. В зависимости от этого она может быть быстрой или медленной. Стратегия быстрого снижения темпов инфляции предусматривает постепенное, шаг за шагом, ограничения денежной массы и падение темпов обесценения денег. Медленное сокращение денежной массы несущественно влияет на объем производства и не вызывает его спаду.
Выбор той или иной стратегии зависит от социально-экономической и политической ситуации в стране, решимости уряду.
Градуалистской вариант макроэкономической стабилизации. Его часто связывают со структурно-производственной стабилизацией. С этим можно согласиться при определенных условиях. В чистом виде вариант структурно-производственной стабилизации еще не применялся в одной из переходных стран и может считаться не апробированным. Однако некоторые его элементы применялись в экономиках Японии и Китаю.
Основные характеристики макроэкономической структурно-производственной стабилизации сводятся к слидуючого.
Проведение активного государственного регулирования экономики путем сочетания прямого влияния на условия и процессы воспроизведения финансовым регулюванням.
Реализация структурной перестройки экономики за счет концентрации усилий государства на перспективных направлениях экономического развития и ликвидации существующих диспропорций.
Усиление инвестиционной деятельности государства как за ее непосредственном участии в капиталовложениях, так и путем стимулирования инвестиционной дияльности.
Широкая поддержка отечественных товаровиробникив.
Выбор мер, стимулирующих конечный спрос со стороны фирм и домохозяйств, а не ограничивают його.
Структурно-производственная стабилизация выдвигает антиподом "шоковой терапии" и чисто финансовой стабилизации. Ее содержание охватывает идеи кейнсианского учения, институциональной теории, социал-демократической и эволюционистской школ и т.д. Структурно-производственный вариант макростабилизации оказывает менее важное значение приватизации, либерализации цен и внешней торговли. Финансовая стабилизация выступает как производный элемент производственной стабилизации. Предполагается, что активная производственная, инвестиционная, структурная политика способствовать быстрой модернизации производительных сил, обеспечат снижение затрат, повышение качества, укрепление конкурентоспособности отечественной продукции, и в конечном итоге приведут к финансовой стабилизации.
Реализация политики структурно-производственной стабилизации может привести к повышению инфляции. Однако, ее всегда можно удержать в определенных рамках и сделать контролируемой, а со временем повышенная инфляция, которая появляется на первом этапе реформ, погашается экономическим пиднесенням.
Экономический рост на основе финансовой стабилизации. Сторонники макростабилизации в ее либеральном варианте считают, что экономический рост производное от финансовой стабилизации. Если уровень годовой инфляции упадет ниже 40%, или среднемесячный показатель до 2,8% в течение как минимум 6-8 месяцев, то появится возможность для экономического роста. В этих условиях население направляет часть своих доходов на сохранение, предприниматели проявляют интерес к долгосрочным инвестициям. Если к этому еще присоединяется снижение налоговых ставок, то тенденция роста становится видчутною.
Мировой опыт свидетельствует, что между низкими темпами инфляции и устойчивым экономическим ростом существует тесная связь. В таких странах с переходной экономикой как Польша, Словения, Венгрия, Латвия стабилизация покупательной способности национальной денежной единицы сопровождалось сокращением спада производства, а затем и экономическим пиднесенням.
Экономический рост на основе производственно-структурной стабилизации. Не все экономисты согласны с вариантом экономического роста на базе финансовой стабилизации. Многие обосновывают другой вариант, указывая на слабость позиций сторонников варианта, от финансовой стабилизации к экономическому росту. Аргументы следующие:
практика стран с переходной экономикой недостаточно для окончательных выводов о связи темпов инфляции и темпов экономического росту.
Нельзя говорить об экономическом росте вообще, не касаясь качественных сторон роста. Так, в Украине экономическое оживление вызвано увеличение экспорта, который касается экономически грязных производств и в целом структура экспорта и производства погиршуеться.
За период достижения финансовой стабилизации условия воспроизводства существенно ухудшаются (старение основного капитала, увеличение доли импорта на внутреннем рынке).
Несмотря на эти недостатки, предлагаются меры, которые входят в состав производственно-структурной стабилизации. Более подробное изложение содержания этих мер уже изложенный ранее, а сейчас кратко их перечислим:
целенаправленные действия на оживление производства и улучшение его структуры,
улучшение инвестиционной дияльности
гармонизация ценовых соотношений и устранения диспаритету цен (как правило, снижение цен на сырье и энергоресурсы и повышение их на готовую продукцию).
Перечисленные мероприятия по мнению сторонников данного подхода способны обеспечить достижение экономического зростання.
В практике менения ни один из данных подходов в чистом виде не реализовывался. Вместе с тем, усиливается мнение о необходимости интегрирования обоих подходов. Акцент на подъем производства должен дополняться мерами финансовой стабилизации. Оптимальным вариантом были бы меры финансовой стабилизации, стимулирования производства и структурных изменений и институциональных преобразований, которые бы сочетались с самого начала реформ.
Достижение экономической стабилизации и переход к экономическому росту обеспечиваются преимущественно методами финансовой и денежно-кредитной политики. Поэтому рассмотрим их в чистом виде, не привязывая к той или иной модели. Это дает возможность лучше понять элементы, которые применяются в той или иной модели стабилизации экономики. К тому же, современная экономическая политика не сводится на практике к одной модели, а включает набор средств, присущим разным направлениям. Так, некоторые авторы считают, что достижение макроэкономической стабилизации включает три группы инструментов (мероприятий):
денежная политика
финансовая политика
политика прямого втручання.
Под финансовой политикой понимается совокупность всех мероприятий и инструментов, касающихся формирования и использования бюджета страны или бюджета территориальных органов. Конечно, через бюджет осуществляется вмешательство государства в распределение ограниченных ресурсов на альтернативные цели использования. Это могут быть бесплатные завтраки школьникам или меры государства с целью сохранения природу. Такое распределение ресурсов называется экономической алокациею.
ТЕМА 8. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА переходной экономикой. | 2. финансовая политика |