3. Денежно-кредитная политика

Важной составляющей экономической политики стран с развитой рыночной системой является денежно-кредитная политика. Чтобы представить ее роль в экономической жизни, следует учитывать следующие обстоятельства. В процессе воспроизводства общественного продукта на первое место, как правило, относится производство. Деньги выступают как инструмент обслуживания обращения товаров и оказания услуг. В этом смысле они являются производным элементом экономических процессов. Вместе с тем современная рыночная система влечет относительную самостоятельность каждого из ее элементов. Это означает, что денежное обращение, с одной стороны, обогащается своими особенностями, закономерностями и т.д., а с другой - он становится рычагом все активного влияния на другие экономические процессы, как: темпы экономического роста, совокупный спрос, уровень безработицы, объем инвестиций, инфляцию и т.д.
В экономической литературе описывается немало концепций денежно-кредитного регулирования. Наиболее значительными среди них кейнсианская и монетаристська.
Кейнсианская модель денежно-кредитного регулирования. Дж.М.Кейнс совершил революцию во взглядах экономистов на природу рыночного регулирования. Он утверждал, что рыночное равновесие может быть достигнуто при уровне, который значительно ниже потенциального объема ВВП и когда значительная часть рабочей силы может оказаться безработным. Дж.Кейнс считал, что экономика может надолго "засесть" в состояние заниженного выпуска и хронической безработицы, поскольку поведение заработной платы и цен не является гибкой и механизм восстановления полного использования производственных ресурсов рабочей силы и материально-вещественного капитала - действует несовершенно. Выход из этого положения он видел в деражвному вмешательстве с целью повышения совокупного спроса. Интрументы вмешательство является бюджетно-налоговые и денежно-кредитные важели.
Решающее значение в структуре совокупного спроса кейнсианская теория предоставляет инвестиционному спросу. Изменение инвестиций вследствие мультипликационного эффекта вызывает значительные колебания уровней производства и занятости. В свою очередь, на объем инвестиций сильное влияние имеет процентная ставка, поскольку она является затратами на получение кредита для финансирования инвестиционных решений. Повышение процентной ставки сокращает объем инвестиций, а, таким образом, и объем ВВП.
По кейнсианской историей просматривается такая функциональная зависимость: рост денежной массы вызывает падение процентной ставки, а это влечет рост инвестиций, и в конечном итоге увеличение занятости и производства. Процентная ставка становится, таким образом, рычагом влияния денежного обращения на экономику в целом. Анализ денежного рынка, на котором составляется уровень процентной ставки под влиянием взаимодействия спроса и предложения, является важным элементом кейнсианского вчення.
Не вдаваясь в розгяд всех деталей кейнсианской истории, можно подытожить, что используя методы денежно-кредитной политики, государство имеет возможность влиять на уровень процентной ставки, а через нее на уровень инвестиций обеспечивая таким образом полное использование производственных ресурсив.
Однако, сравнивая эффективность денежно-кредитных и бюджетно-фискальных методов Дж.Кейнс и его последователи предпочтение отдавалось последним. Они это объясняли следующими причинами. Во-первых, экономика может попасть в так называемую "ловушку ликвидности", при которой повышение предложения денег не влияет на изменение национального дохода. "Ловушка ликвидности" заключается в том, что процентная ставка находится на очень низком уровне и дальше падать она не будет. Возможно только ее повышения. В этих условиях владельцы денег не хотят инвестировать их. Прирост денег не направляется на инвестиции, а поглощается спекулятивным спросом, т.е. оседает на руках. Поскольку процентная ставка не изменяется, то инвестиции и уровень производства остаются постоянными. Механизмы рыночного регулирования не обеспечивают выход из этой ситуации. Необходимый импульс из-за пределов рыночной системы. Этим импульсом служит бюджетно-фискальная политика.
Во-вторых, Кейнс отрицал постоянство скорости обращения денег, считая ее изменяемой и непредусмотрительно. Отсюда следует, что деньги не служат фактором определения динамики объема производства, занятости и цен. В-третьих, цены в рыночной экономике по Кейнсу негнучки.
Опираясь на свои постулаты и на каналы влияния денежно-кредитной и бюджетно-фискальной политики на экономику, Кейнс сделал вывод, что в условиях депрессии монетаристские методы нерезультативно. Налоги и государственные расходы более эффективными средствами воздействия на экономику. В конечном итоге это дало основания последователям Кейнса сказать, что "деньги не имеют значения".
Монетарная теория. Послевоенный период почти до конца 60-х начала 70-х годов был наиболее благоприятным для социально-экономического развития ведущих западных стран за последние 100 лет. Однако в начале 70-х годов стали ощутимыми просчеты кейнсианской теории. Они проявились в высоких темпах инфляции и уровне безработицы, преувеличении роли государственных инвестиций и бюджетных методов регулирования конъюнктуры, низком эффекте дефицитного финансування.
Кризис кейнсианской политики реанимировала манетаристськи теории денег. Исходные постулаты монетаризма прямо противоположные кейнсианским принципам. Они считают, что рыночная экономика является достаточно устойчивой и рыночный механизм обеспечивает самостоятельное восстановление экономического равновесия. Несмотря на это, монетаристы являются противниками государственного регулирования, активно защищают принципы свободной конкуренции. Решающий фактор развития производства, по их мнению, принадлежит деньгам. Основатель монетаристской теории Фридмен считает, что недооценка роли денежного обращения и денег, которая проявилась в недостаточном обеспечению экономики денежной массой во время Великой депрессии 1929-1932 гг, существенно усилила спад и выход из него. Монетарная концепция рассматривает скорость обращения денег за переменную, но предполагаемую величину. На скорость обращения денег влияет ожидаемый уровень инфляции и процентная ставка. Кроме этого, они обнаружили связь между темпами роста денежной массы, реального и номинального ВВП, что дает возможность через изменение темпов роста денег влиять на объем виробництва.
Монетаристы отвергают активную денежно-кредитную политику, нацеленной сразу на стабилизацию предложения денег и процентной ставки. Главным объектом регулирования должна быть не процентная ставка, а темпы роста предложения денег. Поэтому Центральный банк страны должен проводить постоянно предсказуемую политику и обеспечивать устойчивое и умеренный рост денежной массы. Темпы роста денежной массы должны соответствовать средним темпам роста ВВП и еще 1% дополнительно, что связано с замедлением обращения грошей.
В классическом варианте монетаристская политика использовалась в США только с октября 1979 года по октябрь 1982 года. За этот период удалось разработать достаточно эффективные меры борьбы с инфляцией. Однако преодоление инфляции и переход к новому качеству экономического роста снизила актуальность монетаристских рекомендаций. Но с тех пор экономисты перестали утверждать, что "деньги не имеют значения".
Современная денежная теория все больше впитывает в себя элементы различных направлений, - кейнсианства, монетаризма и некоторых других, - становится их синтезом.
Факторы влияния на денежно-кредитную политику в Украине. В переходной экономике Украины имеют место две группы специфических факторов, влияющих на ее денежно-кредитную политику. Это, во-первых, переход от командно-административной системы к рыночной. Во-вторых, специфические условия социально-экономического и политического положения, при которых осуществляется перехид.
Пребывание экономики Украины на переходном этапе означает, что в ней отсутствует устойчивая экономическая система с присущими ей механизмами саморегулирования и саморазвития. Экономика переменная и неустойчива. Поведение экономических агентов строится в условиях неизвестной труднопредсказуемо ситуации. Еще не сложились долгосрочные ориентиры хозяйственной деятельности, не сформировались устойчивые экономические взаимосвязи. В таких условиях государство не может использовать стандартные механизмы и инструменты макроэкономического регулирования, используемые в развитых рыночных системах. На непредвиденной ситуации субъекты реагируют не прогнозируемо. Неадекватная реакция рыночных субъектов требует нетрадиционных и нестандартных методов и средств денежно-кредитного регулювання.
Специфика переходной экономики Украины состоит, во-вторых, в том что произошло резкое падение экономических показателей, разорвались экономические связи, имеет место высокий уровень безработицы. Все это проявилось в дисбалансе совокупного спроса и совокупного предложения, инфляции и значительном дефиците государственного бюджета.
Таким образом формирование рыночного механизма приходится связывать с мерами по стабилизации економики.
Специфика целей денежно-кредитной политики в переходной экономике. Экономическая специфика стран, переходящих к рынку, обусловливает специфику целей денежно-кредитной политики. Денежно-кредитная политика стран с переходной экономикой имеет четко определенный антиинфляционный характер. Антиинфляционная политика, как правило, основой программы стабилизации на первых этапах трансформации економики.
Механизмы инфляции в переходной экономике окончательно не выявлены. Так, инфляционные процессы в Украине нельзя понять ограничившись только понятиями инфляции спроса и инфляции издержек. Понятно, что без учета структурной деформации экономики и дезинтеграционных процессов, объяснить инфляцию неможливо.
Некоторое время назад считалось, что подавление инфляции обеспечит автоматический выход из экономического кризиса. Однако как показал опыт последних лет, финансовая стабилизация, которая проявилась в замедленном темпе роста цен, еще не обеспечивает переход к экономическому росту. Для этого необходимо реформировать денежно-кредитную и налоговую систему, создать институты рыночной системы, наладить конкурентную среду. Например, в России в 1997 г. удалось снизить темпы инфляции до 11% годовых на потребительские товары, увеличить ВВП на 0,2%, но эта узко финансовая стабилизация не составила основу экономического роста. Кризис, разразившийся в августе 1998 г., показала недостаточность чисто финансовой стабилизации.
Таким образом, цели денежно-кредитной политики в переходной экономике Украины не могут однозначно и прямолинейно переноситься из практики развитых рыночных краин.
Национальный банк Украины (НБУ) строил свою денежно-кредитную политику на монетарных принципах, в основе которых лежит способ монетарного таргетирования. Этот способ вытекает из зависимости между объемом денежной массы и темпами инфляции. В развитых рыночных странах таргетирования денежной массы как форма денежной политики сформировалась только в 70-х годах. При этом доходность реального сектора экономики была не ниже, чем доходность финансового сектора. Это обеспечивалось государственным регулированием процентной ставки по кредитам и депозитам, контролем за валютными операциями, ограничением или запрещением кредитных операций на фондовом рынке. В таких условиях есть основания для формирования денежной политики на основе "простого правила роста денежной массы". Но на практике и в этих странах монетарная денежная политика на основе таргетирования оказалась недостаточно эффективной, поскольку центральным банкам стран не удавалось удерживать рост денежной массы в заданных параметрах.
В странах переходной экономики использование метода монетного таргетирования вызывает много новых проблем. Во-первых, непредсказуемый спрос на деньги. Во-вторых, денежное регулирование используется для достижения краткосрочной стабилизации, а не является ориентиром в средне-и долгосрочной политике как в странах развитой рыночной системы. Реализация монетарной политики Национальным банком Украины должна, в конечном счете, неудовлетворительные результаты. Ограничение денежной массы привело к ее перетекание из производственной сферы в сферу финансовых спекуляций. Потребительский спрос сократился. Переток денег из производственной сферы в спекулятивный сектор вызвал ускоренный оборот денег. А это равнозначно увеличению их массы и соответственно снижает антиинфляционный эффект сжатия денежной массы. Одновременно с этим нарастала инфляция издержек, которая стала следствием опережающего роста цен на продукцию естественных монополий уменьшения масштаба выпуска продукции, подорожанием оборотного капитала тощо.
Таким образом подавления инфляции путем сокращения денежной массы и перемещением ее в зверхприбуткову спекулятивную финансовую сферу привели недостаточность денег в реальном секторе экономики и как следствие массовые неплатежи и непомерный бюджетный дефицит. Ограничения совокупного спроса на фоне спада в производственной сфере продолжали воспроизводить уже существующие пропорции и не способствовало изменению структуры реального сектора економики.
Политика ограничения денежной массы обусловило низкий коэффициент монетизации (отношение М2 к объему ВВП). В середине 90-х годов он составлял 0,27. Еще меньше он был только в России и ряде других стран. В то время во Франции в 1995 г. он составлял 0,67; Англии - 1,10, Канаде - 0,63. Отсутствие денег была в ряду факторов повлекших рост задолженности и платежей, широкое использование денежных суррогатов, бартерный обмен, накопление запасов нереализованной продукции.
Частично недостаток денег покрывался за счет притока средств нерезидентов, которые были активными покупателями государственных ценных бумаг. В Украине это почти такой широкий характер как в России. Только в первой половине 1997 г. через покупку нерезидентами (не гражданами страны) государственных краткосрочных обязательств на внутренний рынок России поступило 12 млрд. дол. Несмотря этого значительная сумма средств поступила через кредиты зарубежных банков ведущим российским коммерческим банкам. За 11 месяцев 1997 г. она составила 6 млрд. дол. В Украине значительно меньшая доля иностранного капитала в обороте спекулятивного сектора была помьягшуючим фактором в финансовом кризисе осени 1998 р.
Особенности украинской банковской системы. Банковская система играет важнейшую роль в реализации денежно-кредитной политики. Через банковский сектор передаются импульсы денежно-кредитного регулювання.
Формирование банковской системы Украины имеет ряд специфических особенностей, что повлияло на цели, средства и результаты денежно-кредитной политики. Еще в последние годы (1989-1991 гг) государственные банки постепенно коммерциализируются. Вместе с тем создаются банки для обслуживания денежного оборота ведущих отраслей, а дальше и отдельных финансово-промышленных групп и предприятий-гигантив.
Коммерческие банки Украины с самого начала создания не были нацелены на обслуживание реального производственного сектора, а служили инструментом быстрого обогащения и накопления капитала. Они пытались получить зверхприбуткы от спекуляций на финансовых рынках. Либерализация внешнеэкономической деятельности и валютных операций, высокие процентные ставки не были учтены необходимым образом в деятельности НБУ. Денежные средства стали переливаться из производственной сферы в сферу финансовых спекуляций. Несмотря на масштабные денежные эмиссии, реальный сектор экономики все время отбывал недостаток денежных средств. В это же время банки получают огромные доходы от инфляционного перераспределения. Значительная часть банков изначально была нацелена на получение зверхдоходив от рискованных операций на валютных и межбанковских рынках. При этом часто использовались средства с текущих счетов клиентов, что влекло несвоевременные расчеты между клиентами и замедляло денежно-товарные операции.
Таким образом, банковская система переходной экономики Украины изначально не была нацелена на реализацию основных функций, присущих ей в развитых странах: нацийне обслуживания хозяйственного оборота; аккумуляция сбережений и их превращения в капитал, контроль за денежным обращением. Она работала как антипод нормальной банковской системы. Обескровливала производственный сектор, перетягивала денежные средства в сферу финансовых спекуляций, зациклювала движение денежных потоков внутри себя. Это и стало одной из причин отказа от монетаристской политики и перехода к усилению государственного регулирования и особенно стимулирования работы реального сектора економики.
Методы и инструменты денежно-кредитной политики Украины. Национальный банк Украины, как и все центральные банки рыночных стран, располагает как прямые, так и косвенные методы. Развитые страны в рамках общей либерализации экономики в 70-80-е гг. перешли к преимущественно косвенных методив.
Страны с переходной экономикой на первых этапах своего пути могут пользоваться преимущественно методами прямого административного воздействия. Это фиксированные процентные ставки, целевое кредитование, ограничение объема предоставленного кредита. Эффективность этих методов достигается при условии действенного контроля за выполнением установленных нормативив.

2. финансовая политика ТЕМА 9. РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА