3. Особенности внешнеэкономической политики Украины

На современном этапе Украина переживает сложный период комплексных структурных преобразований, финансово-экономического оздоровления всего национально-хозяйственного комплекса, выбора собственных путей стабилизации и формирования благоприятной почвы для функционирования и сотрудничества международных бизнес-структур, институтов, установ.
С первых дней обретения Украиной независимости ее правительство осуществляет последовательную политику вхождения в международное сообщество, на этом пути чрезвычайно важным задачей является формирование нового торгового режима, интегрированного в мировое экономическое среду. В ситуации, когда экспорт является одним из важнейших рычагов развития отдельных отраслей национальной экономики, становится невозможным эффективно действовать в системе международной торговли без полноправного членства во Всемирной торговой организации. От членства Украины в системе ВТО напрямую зависят перспективы увеличения иностранных инвестиций в экономику Украины, обеспечения технологического обновления и переоснащения национального производства, увеличение экспортного потенциала и экспорта высокотехнологичной продукции. По оценкам Министерства экономики после присоединения Украины к ВТО объем отечественного экспорта возрастет почти на 1 млрд. дол. США. Вступление в ВТО требует от Украины в значительной мере либерализовать свой внешнеэкономический режим, реализовать принципы свободной торговли со странами - членами ВТО. И хотя вступление Украины в ВТО расширит доступ ее товаров на мировые рынки, способствовать улучшению инвестиционного климата внутри страны, негативными аспектами такого присоединения станет быстрое проникновение на внутренний рынок мощных иностранных компаний и вытеснения ими отечественных товаропроизводителей, таким образом может быть потерянным государственный контроль за рынком и возможен рост дефицита в торгивли.
Негативное влияние на развитие украинской внешнеэкономических связей имеет отсутствие в стране здорового политического и социально-экономического климата. На протяжении всех 90-х годов велась острая политическая борьба между сторонниками и противниками перехода к новому типу социально-экономических отношений, эта борьба сочеталась одновременно с процессом перераспределения собственности, естественно, такие процессы не способствовали стабильному экономическому развитию страны, имели следствием разбалансированности экономики и обострение социальной напряженности в стране. Реально это проявилось в глубоком социально-экономическом кризисе, что сопровождалось падением объемов ВВП, высоте теневого сектора экономики, рэкета, коррумпированности, взяточничества и правонарушений. Вследствие этого Украина по объему ВВП и доходами населения стала занимать одно из самых низких мест в мире, а по степени экономической безопасности вошла в список стран с наибольшим риском для бизнеса, таких как Эфиопия, Колумбия тощо.
Кроме того, существенными недостатками и противоречиями обозначено современное законодательство Украины, имеющаяся несогласованность законов между собой: существуют несоответствия между законами "О лизинге", таможенным и налоговым законодательством, содержание законов не полностью соответствует современным требованиям и нормам международного права.
Существенным недостатком украинских внешнеэкономического законодательства является отсутствие во многих случаях механизма реализации этих законов, в результате чего большинство из принятых законов не действуют, поэтому из-за отсутствия механизма (правил) реализации законов часть заключенных контрактов не реализуется, в результате чего Украина несет огромные збитки.
Основной фактор, который существенно сдерживает развитие внешнеэкономической деятельности Украины в начале XXI ст. - Непоследовательность проведения экономической политики. На неразвитом рынке, в условиях существования бедного потребителя, отсутствии достаточного капитала и передовых технологий производства для украинского рынка характерна ситуация, когда максимально допустимая цена для покупателя товаров оказывается ниже издержек производства и соответственно неприемлемой для частного производителя, и одновременно высокой для потребителя, т.е. потребность требует своего удовлетворения, но потребитель не в состоянии оплатить цену, которая бы возместила затраты производителя. Вследствие этого производство товаров, даже крайне необходимых обществу, не расширяется. Эти экономические условия распространяются и на деятельность совместных с иностранным капиталом предприятий за исключением тех, которые существуют в условиях льготного оподаткування.
Такие обстоятельства внешнеэкономической деятельности Украины не способствуют сотрудничеству с другими странами, главной сферой такого сотрудничества в 90-х гг оставалась лишь внешняя торговля (однако ее объемы были незначительными), а также другие формы внешнеэкономических связей. Ежегодные иностранные инвестиции в экономику Украины тоже были невеликими.
Таким образом, экономические условия, сложившиеся в конце 90-х годов в Украине определили характер и направления ее внешнеэкономической деятельности, по содержанию эта деятельность соответствовала состоянию и возможностям украинской экономики, но подвергалась воздействию новых явлений мирового экономического среды, но общепризнанно, что внешнее экономическое среда влияет на создание эффективных экономик, однако оно способно их создать.
Украинская экономика переходного периода, как и внешнеэкономическая деятельность, на нынешнем этапе оцениваются как противоречивые: если последняя имеет тенденцию последовательного вхождения в международное сообщество, то украинской экономическая среда подрывает эту тенденцию, не способствует внешнеэкономической деятельности также практика преимущественно протекционистской внешнеэкономического курса. Главным фактором этого оказалась низкая конкурентоспособность большей части отечественных товаров и услуг, следовательно, внутренний рынок Украины нуждается в защите от натиска иностранных и послуг.
Вследствие заторможенности экономического реформирования Украины продолжает находиться на обочине мировых экономических преобразований. Слабый уровень интегрированности в мировые экономические отношений является своего рода барьером, тормозящим возможности положительного влияния на общую капитализацию внутреннего рынка. Не способствуют решению проблемы интеграции в международных экономических отношений и приватизационные процессы, неразвитость которых сказывается на состоянии фондового рынка, а это оказывает негативное влияние на все сферы экономики. Традиционные трудности испытывает Украина по привлечению в ее экономику иностранных инвестиций, вследствие рискованных условий их внедрения в украинских экономической среде с учетом специфики ее правового поля и нестабильности политической ситуации. Украина сейчас существенно отстает в деле привлечения иностранных инвестиций: так, в 2000 г. в Украину поступило 750 млн. дол. иностранных инвестиций, для сравнения: Польша за этот период получила 8,5, Чехия - 5,5, Россия -3,5 млрд. дол. США. Приведенный перечень можно продолжить проблемами функционирования в Украине банковских учреждений и небанковских финансовых посредников, способствующих переводу денег за границу, поэтому проблема роли и места Украины в мире будет зависеть от эффективности осуществления экономических реформ внутри краини.
Экономическая ситуация в Украине продолжает оставаться сложной, так, по показателю ВВП на душу населения, на начало 2000 г. составлял 619 дол., Страна занимает 17 место среди 27 бывших стран с плановой экономикой. Инфляция в Украине также высокая, западные эксперты прогнозируют ее дальнейший рост, следовательно нарастать негативное влияние инфляционных процессов на развитие событий во внешнеэкономической деятельности.
Поддержка тех или иных внешнеэкономических партнеров является весомым фактором экономических успехов Украины, но преувеличивать ее вряд ли, поскольку прежде всего в Украине необходимо создать нормальную рыночную экономику, которая бы за прозрачными и понятными извне правилам, тогда Украина безусловно получать большую поддержку других стран.
Существенным для Украины на нынешнем этапе продолжает оставаться необходимость проведения внешнеэкономической деятельности, которая была бы ориентирована на преодоление колониального прошлого и интересы собственной национальной экономики, а не в пользу дружественных держав.
Итак, развитие внешнеэкономической деятельности Украины должен ориентироваться на наиболее полную реализацию потенциала нации становлением конкурентоспособной экономики через эффективное международное взаимодействие в научно-технологической, торговой и финансово-инвестиционной сферах.
Важным фактором функционирования национальной экономики является наращивание экспорта страны на мировые рынки, увеличения его удельного веса в мировой торговле, но при условии достижения все большей открытости отечественной экономики Украины все ощутимее сталкивается с проблемой необходимости обеспечения собственной экономической безопасности, по современным представлениям выступает как общенациональный комплекс мероприятий, направленных на постоянное и стабильное развитие экономики государства, включающего механизм противодействия внутренним и внешним угрозам [10,13].
Последнее время в сфере экспортной деятельности существенно повысились возможности Украины осуществлять внешнеторговые операции, так в 2000 г. она осуществляла их с 189 странами мира, сохраняя положительное торговое сальдо. Однако показатели украинского экспорта существенно отстают от объемов, необходимых для вывода экономики из состояния стагфляции. Недостаточность объемов экспортной деятельности Украины отвечает недостаточном уровню конкурентоспособности ее товаров и услуг, но стоит отметить, что в 2000 г. экспорт и импорт товаров и услуг несколько возросли. Важной за последние годы была тенденция переориентации товарных потоков за пределы стран СНГ: доля внешнеторгового оборота с этими странами в 1999 г. увеличилась до 55,5% против 54,5% в предыдущем году, а экспорта - соответственно 63,8% против 60, 2%, сократился объем экспорта товаров в страны СНГ на 22,6%. За этот период сохранялся объем экспорта товаров в страны Европейского союза, который в целом составил 2 млрд. 118,5 млн. дол. США, вследствие этого сальдо внешней торговли с этими странами возросло на 771,0 млн. дол. США.
Всего в течение этих лет сохранялось положительное сальдо внешней торговли, произошло сокращение объемов общего уровня и упорядочения поступления товаров некритического импорту.
Анализ экспортной деятельности Украины за 1998-2000 гг свидетельствует, что вместе с переориентацией товарных потоков в страны за пределами СНГ, произошло улучшение торговли с основным торговым партнером Украины - Российской Федерацией. Эта ситуация, с одной стороны, свидетельствует о постепенной стабилизации внешнеэкономических связей Украины с Россией, с другой - усиливается угроза экономической безопасности Украины, поэтому одним из стратегических задач украинской внешнеэкономической деятельности должно стать поддержание необходимого уровня экономической безопасности национальной экономики, основными из которых должны стать ликвидация негативного внешнеэкономического сальдо в торговле товарами, альтернативность внешних источников поставок энергоносителей на национальный рынок, активное противодействие установлению контроля со стороны России над инфраструктурной сетью Украины, реализация в полном объеме режима свободной торговли между Украиной и Россией, создание комплексной информационной базы о состоянии экономических отношений и прогнозирования их развития с целью выработки взвешенной стратегии по нормализации отношений и предупреждения угроз экономической безопасности Украины.
Залогом успехов и экономических отношений Украины со странами СНГ является внедрение принципов свободной торговли в двусторонних и многосторонних отношениях, развитие партнерства с Россией, которое не противоречило бы качественно новым историческим условиям и отвечало национальным интересам Украины. Как закономерный этап глобализации экономических процессов Украине может стать развертывание совместных торговых зон в приграничных регионах с Венгрией, Чехией, Польшей и т.д..
И если развитие процессов глобализации мирового сообщества представляют собой глубокую социальную, экономическую и технологическую революцию и прежде всего - революция сознания людей: от стремления человека приобретать материальные блага к самовыражению, от господства над природой в гармоничных отношений с ней, от отношения к труду не как к способа зарабатывать деньги, а как средства реализации своих способностей, то неразвитость всех форм экономического и общественного существования в Украине имеют прямо противоположное направление и дополняются общим упадком морали, когда массовое хищение "верхами" государственной собственности происходило при молчаливом традиционного конформизма основной части украинского народа, а частично оправдывалось "низами", т.е. поддерживалось ними. Имеющийся в настоящее время масштабный упадок социальной структуры украинского общества противоречит общемировым тенденциям его развития, когда за "рыночным ренессансом" мировой экономики появился значительное развитие нерыночной сферы экономики: личного и всеобщего благосостояния, колоссальное накопление человеческого капитала, по оценкам экспертов США в 3-4 раза превышает накопления капитала в его материально-вещественной форме.
Зато в Украине с иррациональным развитием предпринимательства, развитием не столько фермерства, сколько парцеллярных хозяйств в качественно новых формах, происходит разрушение достижений предыдущей системы в сфере социальной защиты населения на фоне его экономического обнищания, когда не обеспечиваются даже биологически необходимый уровень существования 90% населения. Вследствие такой недальновидной политики унижение человеческого фактора в Украине возникла сложная демографическая ситуация по сокращению населения вследствие крайне негативных условий его существования, сопровождается вымиранием, сокращении рождаемости, легальной и нелегальной миграцией за границу. Украина несет потери и через "утечка умов", поскольку она как место для постоянного проживания и научной деятельности стала непривлекательной. Трудно определить последствия такой миграции ученых с точки зрения интеллектуального истощения нации. Такая тенденция нерационального использования человеческого потенциала в пределах своей страны противоречит социально-экономической модели глобализации человечества, поскольку постиндустриальные общества находятся на этапе совершенствования своих отношений, которые позволяют особенно эффективно использовать человеческий капитал.
Вялый движение реформирования украинской экономической среды еще на начальной стадии однако резко ограничил именно сферу социальной защиты населения введением платной медицины, внедрением минимального уровня пенсий для всех категорий работников без учета трудового вклада, льготного пенсионного обеспечения государственных служащих, недостаточным оказался защите населения в связи с безработицей. Экономически неоправданным выглядит внедрения в Украине накопительного пенсионного обеспечения, дальнейшее распространение платной медицины, отмена социальных льгот на пострадавших вследствие производственного травматизма, аварии на Чернобыльской АЭС и т.д..
Между тем в постиндустриальном обществе Запада формируется сектор "производства человека", где накапливается человеческий капитал и именно он все больше определяет развитие и структуру рынка, динамизм и конкурентоспособность экономики страны в свити.
Учитывая, что экономическая ситуация в Украине остается сложной, некоторое экономическое оживление последних двух лет не следует оценивать как большой успех, поэтому внешнеэкономическая деятельность государства должна учитывать современные реалии по конкретизации дальнейших направлений расширения сотрудничества Украины в сфере внешнеэкономических отношений с западными партнерами, которое возможно по приоритетным направления высокотехнологичного производства и исследований, к которым относятся прежде всего: аэрокосмическое производство и аэрокосмические технологии, производство лазерной техники и оптико-волокнистых носителей информации, развитие других средств связи включая модернизацией существующих коммуникаций связи, разработка биотехнологий, разработка и внедрение принципиально новых технологий сварки и порошковой металлургии и т.д..
На пороге третьего тысячелетия Украине для ее вовлечения в общемировой процесс глобализации необходимо создание конкурентной экономики за счет совершенствования производства и потребления энергоносителей, развитие транспортной инфраструктуры, обеспечение высокого уровня информационных технологий, повышение качества жизни народа, формирование человеческого капитала и на его основе качественно новой рабочей силы , создание системы эффективного использования ресурсов.
2. Внешнеэкономическая деятельность государства в условиях глобализации ТЕМА 12. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ