5.6.1. Психологические аспекты использования метода анализа иерархии
Для построения моделей управления и принятия решений необходима информация. Но имеющейся статистической количественной информации, как правило, бывает мало, большого опыта тоже никогда не бывает много. Основным источником информации являются люди (СПР, эксперты, пользователи). Как правило, человеку легче представить необходимые данные неформализованных виде, на вербальном уровне, на уровне качественного описания и оценок (так называемая мягкая информация).Именно этим требованиям в наибольшей степени отвечает, в частности, разработан Т.Л. Саати метод анализа иерархий (МАИ) [94, 95]. Его назначение - поддержание принятия БЦ БК решений в выборе одного из множества объектов (вариантов решений, стратегий и т.п.).
Метод анализа иерархии (Analytic Hierarchy Process) является систематизированной математической процедурой для иерархического представления элементов, определяющих сущность определенной экономической проблемы.
МАИ состоит в декомпозиции проблемы на более простые составляющие и дальнейшей обработке последовательности суждений СПР, которые подаются в виде попарных сравнений. Эти суждения далее отображаются в количественной форме. В результате может быть выражен относительная степень (интенсивность) взаимодействия элементов в иерархии.
МАИ включает процедуру синтеза множественных суждений, получения приоритетности критериев и нахождения оптимальных (компромиссных) ришень.
МАИ уже получил практического распространения, в частности, реализован в виде пакета прикладных программ (ППП) «Expert Choice».
Решение экономической проблемы по выбору многоцелевого многокритериального решения (стратегии) рассматривается как процесс поэтапного установления приоритетов целей и критериев. Напомним, что человеку присущи два признака аналитического мышления [8]: первая - умение наблюдать и анализировать результаты наблюдений, вторая - способность устанавливать взаимосвязи между наблюдениями, оценивая степени плотности этих взаимосвязей, а затем синтезировать эти взаимосвязи в общее восприятие наблюдателя. Указанное дает представление о принципах идентичности и декомпозиции, принципы дискриминации, сравнительного суждения и синтезирования, на которых и базируется МАИ.
5.6. Анализ иерархий: теоретико- игровой подход | 5.6.2. Принцип идентичности и декомпозиции |