4. проблемы и перспективы развития системы социального страхования в Украине
Системой социальной защиты охвачено:около 14,5 млн. граждан преклонного возраста (из них 2 млн. инвалидов)
115 тыс. детей-инвалидов;
С млн. тех, которые пострадали вследствие аварии на ЧАЭС;
С млн. служащих различных категорий (в значительной мере и члены их семей) пополняют армию тех, кто пользуется льготами. Это работники правоохранительных, таможенных, налоговых органов, санэпидемиологических служб, депутаты разных уровней, военнослужащие тощо.
В нашей стране действуют около 200 законов и нормативных актов, определяющих льготы гражданам. Самих льгот насчитывается 40 видов (бесплатный проезд в общественном транспорте, бесплатное санаторное лечение, бесплатные лекарства, 50 - и 100%-ные льготы на оплату жилищно-коммунальных услуг и т.д..).
Соотношение среднего размера пенсии и среднего размера заработной платы в Украине достаточно низкое. Оно составляет около 35%.
Пенсии устанавливаются в размерах, значительно ниже, чем определенный государством прожиточный минимум.
Чрезмерно возрастают расходы на содержание служб, комиссий и центров социального обслуговування.
Итак, система социальной защиты в Украине нуждается в коренной реформи.
Необходимость защиты социально-экономических прав граждан Украины требует, чтобы политика государства стала органической составляющей экономических реформ и осуществлялась с учетом мирового опыта. Украина еще не присоединилась к Международной организации труда и, следовательно, не использует конвенцию по вопросам социальной защиты населения, которой руководствуются страны ОЭСР. Организация социального страхования в этих странах базируется на государственных и негосударственных программах, имеющих общую цель - осуществление полного защиты громадян.
Оценивая систему социальной защиты, которая сейчас действует в Украине, следует отметить, что, во-первых, введение дополнительных специальных сборов в Пенсионный фонд, как-то налогообложения операций по покупке и продаже валюты, ювелирных изделий из золота, пла-1 изгороди и драгоценных камни и т.д.., несущественно повлияло и не может повлиять на уровень пенсионного забезпечення.
37% начислений на фонд оплаты труда - чрезмерно тяжелое бремя для предприятий, учреждений и организаций. Вместе с тем эти средства не могут решить проблемы социальной защиты уже нетрудоспособных граждан за счет работающих. Непомерно велика доля теневой экономики сводит на нет попытки решить проблемы надлежащего пенсионного обеспечения за счет наиболее законопослушных, но низкооплачиваемых категорий громадян.
Дефицит бюджетных средств делает невозможным решение этой проблемы в ближайшее время. Назревает необходимость реформирования как системы социального страхования в целом, так и пенсионной системы зокрема.
Опыт стран, переживших достаточно тяжелое экономическое положение, аналогичный тому, в котором сегодня оказалась Украина, свидетельствует о том, что общество может решить целый ряд экономических, социальных и политических проблем посредством личного страхования.
3. порядке поступления и использования средств общеобязательного государственного социального страхования | 5. Личное страхование и его связь с социальным страхованием |