1. общественное назначение административного права: новый взгляд.

Административное право как самостоятельная отрасль права в ретроспективном аспекте имеет давнюю историю, поскольку берет начало с XVIII века. Во все времена оно так или иначе связывалось с публичной властью государства, взаимодействием его органов с гражданами и другими участниками общественных отношений.
Преодолев свое время предметную ограниченность собственного источника, так называемого «полицейского права» (а именно, ограниченность вопросами охраны общественного порядка и безопасности), административное право, наряду с конституционным (государственным), является классическим образцом публичного права.
Как и конституционное, административное право опосредствует функционирования публичной власти в государстве. В то же время административно-правовое регулирование является своеобразным продолжением конституционно-правовых норм, конкретизируя во многом их действие. На этом основании можно утверждать, что существование административного права - это необходимое условие и средство реализации Конституции в важнейшей сфере функционирования публичной власти, сфере исполнения законов и других правовых актов государства.
В условиях построения государства на принципах разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную административное право тесно сопряжено с исполнительной ветвью государственной власти (хотя в определенной степени касается и внутренней организации других ветвей).
Сама же природа исполнительной власти, обусловлена объективным ее назначением - выполнением законов и других правовых актов, подтверждает принципиальное единство процесса реализации этой ветви власти с содержанием управленческой деятельности государства. Это позволяет определить исполнительную власть и государственное управление органично соединенными сторонами единого явления, которое определяется как управленческая (или административная) сфера деятельности государства.
Вместе с тем следует отметить, что государственное управление по доктринальным определению видом деятельности государства, который заключается в осуществлении ею организующего влияния на те сферы и области общественной жизни, потребности функционирования и развития которых требуют определенного вмешательства государства посредством соответствующих рычагов. Главные среди них связаны с использованием полномочий исполнительной власти. Однако государственное управление осуществляется и за пределами функционирования исполнительной власти, например, на уровне государственных предприятий, учреждений и организаций. Благодаря этому понятие «государственное управление» по содержанию шире, чем понятие «исполнительная власть».
Таким образом, за сферой реализации административное право - это право, прежде всего, государственного управления, т.е. властного влияния государства на различные общественные процессы. Но такое определение общественной направленности административного права не вполне полным и точным. Тем более, что в течение длительного времени в нашей стране в механизме государственного управления преобладали административно-командные методы, с которыми и связаны прежде всего роль и значение административного права.
Сейчас нужен принципиально новый взгляд на общественное назначение административного права, который согласно Конституции Украины должна основываться на определении главной обязанностью государства утверждение и обеспечение прав и свобод человека и гражданина, а также принципа, согласно которому именно эти права и свободы и их гарантии определяют содержание и направленность деятельности государства.
На современном этапе развития общества мстою административно-правового обеспечения реализации прав и свобод граждан в их взаимоотношениях с органами исполнительной власти является закрепление таких форм и направлений деятельности указанных органов, их должностных лиц, обеспечивающих повседневную демократический режим этих отношений на основе незыблемости конституционных прав и свобод человека и гражданина. Такой правовой стандарт взаимоотношений органов исполнительной власти и лица учитывает статус лица как такого субъекта, перед которым исполнительная власть ответственна за свою деятельность.
Обоснованность и перспективность такого подхода подтверждается практикой международного сообщества, что нашло отражение в ряде положений международно-правовых актов. Они не противоречат целям и принципам деятельности любого демократического государства. Именно поэтому органы исполнительной власти должны учитывать не только на статус гражданина, закрепленный в национальном законодательстве, но и на положения соответствующих международно-правовых актов. Их восприятие и детализация в национальном законодательстве должны происходить с учетом реальных, прежде всего материальных, возможностей осуществления в повседневной жизни.
Все это заставляет и на доктринальном уровне, и на практике посмотреть традиционное в прошлом признание приоритетности для исполнительской деятельности государства задач по организации управления общественными делами.
Это необходимо потому, что до сих пор административное право абсолютным большинством юристов толкуется как право «управленческое», т.е. как право, регулирующее отношения государственного управления. Хоть это и правильно, но это - не полный ответ, и только этим ограничивать определение направленности административного никак нельзя.
Ведь подобное определение административного права фактически консервирует свойственную тоталитарному обществу идеологию доминирования государства над человеком, в котором человека отводится лишь место объекта управления, на который направлены властно-распорядительный влияние и административное принуждение со стороны государственных органов.
Такой подход по своей сути не отвечает провозглашенной Конституцией Украины принципиально новой роли государства в отношениях с человеком. В частности, не соответствует статье 3 Конституции, которая устанавливает, что: «утверждение и обеспечение прав и свобод человека является главной обязанностью государства»;
«Государство отвечает перед человеком за свою деятельность».
Итак, сама Конституция требует перехода от господствующей в прошлом идеологии «доминирование государства» над человеком к новой идеологии «служения государства» перед человеком. И теперь эта новая идеология должна пройти, так сказать, красной нитью через все содержание административного права. И прежде всего, она должна быть отражена в доктринальном толковании общественного назначения административного права.
Для этого в определении административного, рядом с его «властно организующей» (т.е. управленческой) характеристикой, равноценное место должна занять его характеристика как отрасли «обеспечивает реализацию и защиту прав и свобод человека и гражданина». Т.е. в определении административного права должна быть зафиксирована единство трех главных функций, а именно:
1) управленческой (т.е. регулирование управленческой деятельности) 2) правореализацийнои (реализация прав и свобод граждан), 3) правозащитной (защита нарушенных прав и свобод граждан). Стоит добавить, что в рамках третьей функции роль административного права связана с созданием и функционированием административной юстиции как формы специализированного судебной защиты прав и свобод граждан от нарушений со стороны исполнительной власти.
Воплощение в жизнь данного нового взгляда на общественное назначение административного права способствовать существенному усилению его роли в формировании гражданского общества и демократического, социального, правового государства. При этом утверждения нового общественного назначения административного права в сфере исполнительной власти должно происходить путем внедрения:
независимости осуществления функций и полномочий исполнительной власти в пределах, определенных Конституцией и законами Украины;
приоритетности законодательной регламентации полномочий, организации и порядка деятельности органов исполнительной власти;
публичности и открытости контроля за деятельностью органов исполнительной власти и их должностных лиц, прежде всего, с позиций уважения к личности и справедливости, а также постоянного повышения эффективности государственного управления;
ответственности органов исполнительной власти, их должностных лиц за свои решения, действия или бездействие перед гражданами и другими субъектами, права которых были нарушены, и обязательного возмещения причиненного этим субъектам вреда;
эффективного процессуального механизма обжалования гражданами и другими субъектами нарушенных прав как в рамках системы органов исполнительной власти, так и в судебном порядке.
Утверждение такого подхода к пониманию общественной роли административного права является столь важным и одновременно настолько необычным для отечественной постсоветской административно-правовой науки и практики, это следовало бы считать стержневой идеей всей современной трансформации украинского административного права
ГЛАВА Х. АДМИНИСТРАТИВНО -ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 2. Административно-правовые нормы и их применение.