Раздел 4. государственное управление в сфере национальной безопасности.

Деятельность органов государственного управления в сфере национальной безопасности (НБ) носит достаточно сложный характер, который обусловлен наличием особых объектов безопасности: личность ее права и свободы; общества его материальные и духовные ценности. Специфическими чертами этих объектов обусловлена объективная необходимость создания единой системы гарантирования НБ Украины.
Общая система субъектов обеспечения национальной безопасности включает:
а) орган законодательной власти - Верховный Совет и органы государственного управления общей компетенции - Кабинет Министров, местные государственные администрации;
б) органы государственного управления специальной компетенции - Министерство внутренних дел Служба безопасности; Министерство обороны; Государственный комитет по делам охраны государственной границы; Министерство юстиции; Национальное бюро расследований; специализированные управления и службы Министерства иностранных дел; Министерство Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы и т.п.;
в) правоохранительные органы - органы прокуратуры; суды общей юрисдикции Конституционный Суд; адвокатура;
г) общественные структуры - адвокатура; Общество содействия обороне Украины; пункты охраны общественного порядка.
Координационным органом по вопросам национальной безопасности является Совет национальной безопасности и обороны Украины.
Таким образом, механизм обеспечения национальной безопасности Украины сориентирован на практическую координацию всех видов деятельности государственных и общественных институтов с целью предотвращения, выявления и устранения явных и потенциальных внутренних и внешних угроз.
Объем и сложность решаемых задач в системе национальной безопасности зависит от оценки реальных угроз и степени их опасности для жизненно важных интересов Украины, сделанных на основе объективного анализа. По результатам этих оценок задачи НБ следует разделить по временным параметрам на оперативные, есть такие, которые требуют неотложного решения, тактические, предусматривающие некоторое, не очень большой временной интервал для их решения, и стратегические, то есть такие, решение которых осуществляется в отдаленной перспективе.
Обеспечение безопасности личности, общества и государства осуществляется на основе разграничения полномочий органов законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти в этой сфере. Разграничение указанных полномочий характеризуется определенной сложностью. Поскольку, во-первых, национальная безопасность как социально-правовая категория только входит в наше сознание и деятельность, и, во-вторых, Украина еще не имеет закона с НБ. Однако Верховная Рада приняла ряд законодательных актов, регулирующих отношения в сфере национальной безопасности, а 16 января 1997 года - Концепция (основы государственной политики) национальной безопасности Украины. Как политическое оформлен нормативный документ, эта Концепция должна обеспечить слаженное взаимодействие различных государственных структур и общественных институтов в формировании и проведении государственной политики в сфере безопасности и обороны страны.
Верховная Рада Украины: определяет приоритеты в защите национальных интересов и объектов безопасности, разрабатывает систему правового регулирования отношений в сфере безопасности; устанавливает порядок организации и деятельности органов обеспечения безопасности, осуществляет контроль за кадровой политикой государственных органов и должностных лиц относительно осуществления ими соответствующих полномочий в сфере национальной безопасности; заслушивает ежегодный доклад Президента Украины о гарантировании национальной безопасности Украины, определяет бюджетные ассигнования на финансирование органов и программ обеспечения национальной безопасности; ратифицирует и денонсирует международные договоры и соглашения Украины по вопросам национальной безопасности; ратифицирует и денонсирует международные договоры и соглашения Украины по вопросам национальной безопасности. К полномочиям Верховной Рады Украины Конституция также относятся вопросы войны и заключение мира; направления подразделений Вооруженных Сил в другое государство; введении военного или чрезвычайного положения и т.д. (ст. 85, 92 Конституции).
Общее руководство государственными органами по обеспечению НБ осуществляет Президент Украины, который выступает гарантом безопасности и обороны страны. Он возглавляет Совет национальной безопасности и обороны Украины; совместно с Верховной Радой определяет стратегию обеспечения национальной безопасности; контролирует и координирует деятельность государственных органов по национальной безопасности, принимает оперативные решения по обеспечению национальной безопасности в пределах компетенции, определенной законодательством; не менее раз в год представляет Верховной Раде отчет об обеспечении национальной безопасности Украины.
В случае военного нападения или угрозы вооруженной агрессии против Украины Президент принимает решение об объявлении состояния войны, всеобщей или частичной мобилизации и своим указом вводит военное положение на всей территории Украины или в отдельных ее местностях. О введении военного положения и другие мероприятия по этим вопросам Президент обязан безотлагательно уведомить Верховную Раду (внести на рассмотрение); Президент также принимает решение и издает приказ Вооруженным Силам на ведение боевых действий (ст. 85, 106 Конституции, ст. 5 Закона Украины «Об обороне Украины»)
Совет национальной безопасности и обороны Украины как координационный орган по вопросам НБ и обороны при Президенте Украины координирует и контролирует деятельность органов исполнительной власти в области безопасности и обороны (ст. 107 Конституции).
Кабинет Министров Украины как высший орган в системе органов исполнительной власти, который ответственен перед Президентом Украины, подконтролен и подотчетен Верховной Раде, принимает меры по обеспечению прав и свобод человека и гражданина, НБ Украины; общественного порядка и борьбы с преступностью.
Кабинет Министров осуществляет также мероприятия по обороноспособности страны, обеспечение НБ, оснащение Вооруженных Сил вооружением, военной техникой, руководит мобилизационной подготовкой и мобилизационным развертыванием народного хозяйства и перевода его на режим работы в условиях военного положения и т.д. (ст. 116 Конституции, ст. 7 Закона Украины «Об обороне Украины»).
В пределах определенной законом компетенции Кабинет Министров обеспечивает руководство государственными органами по национальной безопасности; организует и контролирует разработку и реализацию мероприятий по обеспечению национальной безопасности министерствами и ведомствами, другими подчиненными ему органами Украины, Автономной Республики Крым и областей.
Конституционный Суд Украины решает вопросы о соответствии законов и других правовых актов в сфере национальной безопасности Конституции Украины и дает официальное толкование Конституции и законов Украины по соответствующим вопросам.
Суды общей юрисдикции обеспечивают защиту конституционного строя в Украине; осуществляют правосудие в отношении преступлений, посягающих на безопасность личности, общества и государства; обеспечивают судебную защиту граждан, общественных и иных организаций и объединений, чьи права были нарушены в связи с деятельностью в сфере обеспечения национальной безопасности.
Прокуратура Украины осуществляет свои полномочия в сфере национальной безопасности и обороны согласно Конституции Украины.
Национальное бюро расследований Украины осуществляет мероприятия по укреплению НБ государства, обеспечивает надежную защиту конституционных прав и свобод человека и гражданина; проводит в соответствии с законодательством Украины в судебное следствие и оперативно-розыскные мероприятия в особо сложных уголовных делах о преступлениях, которые составляют значительную общественную опасность; выполняет информационно-аналитическую работу с целью выявления и устранения причин и условий, способствующих коррупции, совершению других опасных преступлений; прогнозирует динамику преступности в обществе и т.п..
Национальный банк Украины разрабатывает и осуществляет эмиссионно-кредитную политику в интересах национальной безопасности Украины.
Министерства и другие центральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий, имеющихся средств бюджетного и внебюджетного финансирования обеспечивают реализацию законов Украины, указов Президента Украины, концепций, программ, постановлений органов государственной власти в сфере национальной безопасности; обеспечивают создание, поддержание в готовности и применение сил и средств по НБ, а также управление их деятельностью; разрабатывают внутриведомственные инструкции (положения) по обеспечению НБ и подают их на рассмотрение Совета национальной безопасности и обороны.
Кроме того, эти органы несут ответственность за качество разработки и изготовления вооружения и военной техники, за осуществление мер поставки на нужды обороны в военное время (ст. 9 Закона Украины «Об обороне Украины»).
Конечно, сегодня еще рано четко определить деятельность органов государственного управления в сфере обеспечения национальной безопасности, но уже бесспорно то, что НБ Украины являются объектом государственного управления и ему присущи общие для всей системы государственного управления черты и принципы.
Вместе с тем конкретные проявления этих общих черт и принципов в деятельности органов государственного управления по обеспечению НБ имеют специфический перелом, который обусловлен особым местом этой сферы в системе государственного управления с ее выразительным правоохранительным направлением.
Это означает, что правоохранительные органы и органы государственного управления специальной компетенции много выполняющих общих задач в сфере безопасности, но при этом нужно иметь в виду одно: деятельность этих органов управления направлена прежде всего на защиту основных объектов безопасности - прав и свобод личности, материальных и духовных ценностей общества, конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности государства.
Всесторонний характер общегосударственных мероприятий обеспечения национальной безопасности Украины, разница в средствах, силах и организационных формах реализации этих мероприятий определяют конкретную роль каждого органа государственного правления по обеспечению НБ Украины.
Исходя из концептуальных подходов по обеспечению НБ и анализа ее законодательного закрепления коротко определим круг задач лишь основных субъектов национальной безопасности со всей системы органов государственного управления.
Особое место занимает Служба безопасности (СБ) Украины. В интересах национальной безопасности государство возлагает на органы СБ задачи защиты государственного суверенитета, конституционного строя, территориальной целостности, экономического, научно-технического и оборонного потенциала Украины, законных интересов государства и прав граждан от разведывательно-подрывной деятельности иностранных специальных служб, посягательств со стороны отдельных организаций , групп и лиц.
В задачи СБ Украины также входит предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие преступлений против мира и безопасности человечества, терроризма, коррупции и организованной преступной деятельности в сфере управления и экономики, иных противоправных действий, которые непосредственно создают угрозу жизненно важным интересам личности, общества и государства.
Задачей органов СБ отвечает система прав, которая включает в себя, с одной стороны, права, обеспечивающие правильную организацию и нормальное функционирование самой системы Службы безопасности (внутриведомственная управленческая деятельность в новых условиях развития страны), а с другой права, которыми наделены они непосредственно для выполнения задач обеспечения национально-государственной безопасности Украины как суверенного независимого страны. При этом преимущественное значение имеют права на проведение оперативно-розыскной, уголовно-процессуальной и внешней административной (исполнительно-распорядительной) деятельности. Внешняя административная деятельность органов СБ это, прежде всего, их деятельность как государственного правоохранительного органа специального назначения. В ходе ее реализации они (органы) вступают в правовые отношения в интересах обеспечения национальной безопасности Украины с другими государственными органами, общественными организациями и гражданами на основе законодательных актов, изданных высшими органами государственной власти и управления.
В административной деятельности органов СБ важное значение имеют предусмотренные законом права на применение мер административного воздействия, а именно: административно-предупредительных и административного предупреждения. Их назначение состоит в том, чтобы предотвратить или пресечь антиобщественным проступкам, которые могут перерасти в государственных преступлениях, а также устранить те условия, которые иностранные спецслужбы могут использовать во вред национальным интересам Украины.
Деятельность органов СБ соответствии со своими задачами конкретизируется в их функциональных обязанностях, выполнение которых обеспечивает жизненно важные интересы Украины. К обобщенным функциональных обязанностей следует отнести: выявление и прогнозирование угроз объектам безопасности, осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по их предупреждению и нейтрализации; создание и поддержка готовности сил и средств обеспечения национальной безопасности в повседневных условиях и чрезвычайных ситуациях; осуществление системы мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших в результате возникновения чрезвычайной ситуации; участие в мероприятиях по обеспечению национальной безопасности за пределами Украины в соответствии с международными договорами, заключенными или признанными Украиной.
В комплексе мероприятий, проводимых органами государственного управления в сфере национальной безопасности, важная роль принадлежит органам внутренних дел. Сегодня их деятельность носит достаточно сложный характер. Она включает в себя несколько групп общественных отношений, в частности, организацию борьбы с преступностью (в том числе и с организованной), обеспечение общественного порядка и общественной безопасности; паспортной системы; режима проживания и т.п..
Объективно существующую взаимосвязь этих общественных отношений позволяет рассматривать их как целостный сложный объект национальной безопасности в сфере управления внутренними делами. Вместе с тем в теоретическом плане и практической деятельности нужно иметь в виду, что эти общественные отношения не являются идентичными. Это - самостоятельные институты деятельности, которые определяют главные направления деятельности органов внутренних дел по обеспечению основных объектов национальной безопасности (личности, общества, государства) от явных и потенциальных угроз, источники которых могут быть расположены на территории Украины или за ее пределами.
Нормативные акты, регулирующие деятельность органов внутренних дел по национальной безопасности, возлагают на них ряд задач, к которым относятся: обеспечение личной безопасности граждан, защита их прав, свобод и законных интересов, охрана и обеспечение общественного порядка, предупреждение правонарушений и их устранение, обеспечение общественной безопасности и безопасности дорожного движения, защита всех форм собственности от преступного посягательства, выявление и раскрытие преступлений, розыск лиц, их совершивших, защита природной среды исполнения уголовных наказаний и административных взысканий и безопасности других ценностей личности, общества и государства.
Для непосредственно выполнения этих задач органам внутренних дел предоставляется соответствующая система прав и функциональных обязанностей. Деятельность органов внутренних дел включает в себя ряд организационно-правовых форм, характеризующиеся специфическими признаками и назначениями, а именно: административную, профилактическую, оперативно-розыскную, уголовно-процессуальную, исполнительную и охранную функции. Все функции неразрывно связаны между собой и образуют единый комплекс деятельности органов внутренних дел по охране общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и борьбы с преступностью как главной угрозой этим и другим объектам национальной безопасности. При этом содержание и деятельность органов ВС должен определяться уровнем и направлением угроз жизненно важным интересам Украины.
В обеспечению национальной безопасности, и прежде всего военной безопасности, важная роль отводится органам военного управления Вооруженных Сил Украины. Это основной государственный институт, призванный гарантировать защиту Украины от внешней вооруженной агрессии (ст. 17 Конституции). В данном случае деятельность органов военного управления в этой сфере носит исполнительно-распорядительный характер. Система военного управления Вооруженных Сил, которая состоит из центральных органов, органов управления военных округов (флотов), органов управления военных объединений, частей и т.п., объединяется и управляется Министерством обороны Украины как центральным органом военного управления. Специфическим видом органов военного управления необходимо выделить штаб.
Характер управленческих функций и объем компетенции по обеспечению обороны и военной безопасности Украины определяется местом каждого органа военного управления в централизованной системе военного управления как области государственного управления.
Если обобщить деятельность органов военного управления в сфере обеспечения национальной безопасности, то согласно Закону «Об обороне» и Закона «О Вооруженных Силах Украины» она должна быть направлена на выполнение определенных задач.








3. государственное управление в социально -культурной сфере. ГЛАВА XII. С ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ