1.6. Особенности управления экономикой переходного типа

В Украине, которая находится на этапе социально-рыночной трансформации, формируется система управления национальной економикою.
Цель реформирования экономики Украины - создание социально ориентированной рыночной экономики, которая бы на основе развития национального конкурентоспособного производства обеспечила достойный уровень жизни населения, благосостояние нации в цилому.
Модели реформирования економики
Американская (так называемое стихийное вхождение в рынок) - предусматривает постепенный характер реформ, пассивную роль государства в этом процессе, которая сводится в основном к законодательной деятельности и использования традиционных экономических рычагов регулювання.
Японский - предполагает активную роль государства в трансформационном процессе: государственное содействие вхождению в рынок и жесткий контроль со стороны государства на основе использования комплекса прямых, косвенных, экономических, правовых, специфических и нетрадиционных методов регулювання.
Как показывает мировой опыт, условиями успешного реформирования национальной экономики являются:
формирование реалистической идеи национального развития (возрождения) страны;
наличие программы преобразований, политической воли руководства и команды реформаторов;
быстрое проведение реформирования (так быстро, как это возможно)
экономическая либерализация, дерегуляция в плане перехода от старой бюрократической системы к системе прозрачных решений;
компетентный и работоспособное правительство (сочетание опыта и знаний), квалифицированная государственная служба;
единство, консолидация суспильства.
Факторы, влияющие на формирование системы ГРЭ в Украини
Объективные:
развал Советского Союза и разрыв традиционных экономических связей;
высокая сырьевая, прежде энергетическая, зависимость от других стран;
деформирована, нерациональная, неэффективная структура народного хозяйства (высокомонополизированных, милитаризованная экономика с мощным индустриальным потенциалом, который трудно поддается структурной перестройке)
ресурсоемких затратное производство, преимущественно незамкнутого цикла;
большая зависимость от иностранной помощи;
тяжелые последствия Чернобыльской катастрофы (финансовые, материальные, моральные потери)
высокий уровень тенизации экономики и т.д.. Субъективные:
медленный ход рыночных преобразований;
неподготовленность правительства и населения к реформированию, тяжелый и болезненный процесс адаптации к новым экономическим условиям;
неустроенность отношений между основными ветвями власти
несовершенство законодательного обеспечения реформ;
отсутствие на начальном этапе реформирования научной концепции и программы преобразований;
самоустранение государства от выполнения регулирующих функций, ошибки и просчеты правительства;
нехватка квалифицированных специалистов (команды реформаторов)
политическая нестабильность;
рост социальной напряженности, большая дифференциация доходов, обнищание значительной части населения;
традиции государственного патернализма;
украинская ментальность (социально-психологические особенности нации): консерватизм, осторожность, чрезмерная терпимость, иждивенческие настроения, надежды на чью-то пидтримку.
Специфические черты системы государственного регулирования экономики Украины
подорвана, но полностью не демонтирована административно-командная система управления;
несбалансированность народного хозяйства (цели не подкреплены ресурсами)
значительный внешний и внутренний долг;
слабая мотивация стратегической деятельности, преобладание тактического управления;
отсутствие эффективных стимулов к высокопроизводительному труду и интереса к производственного накопления;
большой удельный вес государственного сектора, низкая эффективность управления в нем;
затратная идеология хозяйствования;
нерациональная организационная структура управления;
традиционные бюрократизм и коррумпированность службовцив.
Стратегическая цель государственного регулирования трансформационной экономики:
создание макро-и микроэкономических условий для обеспечения полноценного функционирования рыночных регуляторов, эффективной деятельности субъектов хозяйствования, становления конкурентоспособного национального производства, сбалансированного и стабильного экономического развития;
формирования достойных условий жизни и труда граждан страны, удовлетворения их потребностей, реализация социальных целей суспильства.
Функции государственного регулирования экономики переходного типу
1. Постоянные (традиционные): целевая, стимулирующая, регулирующая, корректирующая, регламентирующая, контролирующая, социальна.
2. Временные - связанные с реформированием системы социально-экономических отношений и созданием условий для формирования рынка:
макроэкономическая стабилизация и выход из кризиса;
создание и внедрение стабильного рыночного законодательства;
реализация конкурентных преимуществ страны (специфических ресурсов развития)
становления национального конкурентоспособного производства с ориентацией на мировые стандарты качества;
поддержка отечественного товаропроизводителя на основе критериев эффективности;
разгосударствления и поиск эффективного собственника;
формирование конкурентной среды;
кардинальное, структурная перестройка экономики;
рациональная научно-техническая и инвестиционно-инновационная политика;
создание эффективной кредитно-денежной и финансовой систем;
формирования институтов рыночной инфраструктуры;
обеспечение рационального вхождения в мировую экономику;
формирование эффективной системы социальной защиты населения;
обеспечение рационального вхождения в мировую экономику, реализация конкурентных преимуществ страны (специфических ресурсов развития)
создание условий для сохранения экономического единства страны, комплексного, рационального развития регионов;
проведение институциональных преобразований (создание правовых институтов, системы новых организаций и учреждений рыночного типа, новой системы управления экономикой) и т.д..
1.5. Экономическая политика государства и ее виды ТЕМА 2. ОСНОВЫ МЕТОДОЛОГИИ И ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ