4.3. Основные формы государственного планирования

Выделяют четыре типа (формы) государственного планирования: два основных - директивное и индикативное и два промежуточных - индирективне и регулятивне.
Директивное планирование - способ управления экономикой страны посредством разработки обязательных для выполнения задач по производству и распределению продукции и послуг.
Основные черты директивного планирования (ДП)
Основывается на государственной власности.
План воплощает государственную стратегию и приоритеты. Имеет тотальный характер, охватывая все стороны социально-экономической жизни суспильства.
С помощью ГП государство стремится решить не только макро-, а почти все микроэкономические проблеми.
Плановые задания являются обязательными для выполнения (план-закон).
ДП для государства является основным инструментом реализации экономической политики, а для субъектов экономики - целью производства (выполнение или невыполнение плана обусловливает соответствии поощрения или наказания).
Доминирование вертикально субординированных отношений в экономике (приказы, директивы доводятся "сверху"). Предприятия превращаются в простых исполнителей наказив.
Используются в основном административные, прямые методы ДРЕ.
Последствия использования директивного плана на практике:
уничтожение конкуренции, создание условий для монополизма;
диктат производителя;
немотивированность результатов труда;
игнорирование НТП;
снижение эффективности производства, качества товаров, сужение их ассортимента;
возникновение постоянного товарного дефицита;
порождение бюрократизма, волюнтаризма, паразитизма и корупции.
Индирективне планирования имеет многие черты директивного планирования, но, в отличие от него, использует не только административные, но и экономические рычаги: цены, процентные ставки, налоги, валютные курсы и т.д.. План также не предусматривает административных наказаний за невыполнение плана. Однако отсутствуют и преимущества (прежде материальные премии, первоочередное выделение ресурсов и т.п.), связанные с перевыполнением плановых завдань.
Этот тип планирования является эффективным, чем директивное планирование, поскольку дает больше свободы субъектам экономики, но он не совместим с рынком и только имитирует конкуренцию. Ему присущи те же недостатки, что и директивном плануванню.
^ Регулятивное планирования похоже на индикативное планирование. Ему соответствует смешанная экономика (предусматривает равнозначную долю государственной и частной собственности), основывается на активном использовании экономических методов. Главная функция плана - координация деятельности субъектов экономики: управление государственным сектором (посредством прямых, административных и экономических методов) и активное воздействие на работу частных предприятий (прежде всего стимулирования их деятельности на выполнение плана с помощью экономических рычагов).
Индикативное планирование - способ регулирования экономических процессов с помощью постановки определенных целей, определения приоритетов развития национальной экономики и применения государственных финансовых и других стимулов для их реализации.
Основные признаки индикативного планування
Базируется на смешанной економици.
Плановые документы очерчивают общие контуры будущего экономического развития (план-прогноз).
Задачи имеют ориентировочный, рекомендательный характер (обязательны только для государственных предприятий).
Главная задача плана - координация деятельности субъектов економики.
Для стимулирования выполнения заданий используются экономические, прямые, косвенные и административные методи.
Функции индикативного планування
Определение целей и приоритетов развития национальной економики.
Координация экономической деятельности субъектов (обеспечение информацией, ориентация и стимулирование).
Прогнозирования макроэкономического развития и рыночной конъюнктуры.
Выяснение сфер эффективного вложения капиталу.
Выявление неперспективных в будущем отраслей и пидприемств.
Этапы развития (эволюция) макроэкономического планирования в странах с развитой рыночной економикою
- 40-50-е годы XX cт.
Применяется во Франции, Испании, Швеции, Норвегии и Нидерландах.
Состоят краткосрочные планы (бюджетные программы) и среднесрочные планы-прогнозы (на 5 лет).
Плановые документы должны индикативный характер.
II - 60-е - середина 70-х рокив
К планированию (программирование) прибегают практически все страны Западной Европы и Япония.
Составление краткосрочных планов-прогнозов связывается с госбюджетом (бюджетное планирование), практикуется среднесрочное планирование и впервые начинают разрабатываться долгосрочные планы-прогнозы (на 15-20 лет), прежде всего в Японии.
III - середина 70-х годов - в сьогодення
Государственное планирование приобретает черты стратегического планирования (целевого государственного программирования).
4.2. Принципы и методы макроэкономического планирования 4.4. Стратегическое планирование и программирование социально -экономического развития страны