5.1. Государственный бюджет как главное средство управления социально- экономическим развитием страны

Государственное регулирование при помощи финансовых и денежно-кредитных инструментов является наиболее известным и распространенным в странах рыночной економики.
Финансово-бюджетное регулирование - основной комплекс мер государственного регулирования финансовой системы и прежде всего использование государственных финансив.
Финансовая система страны состоит из:
государственного бюджета;
внебюджетных фондов (пенсионных, страховых, кредитных и др.);
финансов предприятий;
местных финансов (бюджетов областей, городских, районных, сельских и т.п.).
Государственные финансы состоят из государственного бюджета и внебюджетных фондов. Через них происходит перераспределение значительной части ВВП краини.
Государственный бюджет является:
годовым планом государственных расходов и источников их финансового покрытия;
главным рычагом государственного регулирования перераспределения финансовых потоков в краини.
Основные параметры бюджета:
абсолютные размеры;
доля ВВП, которая перераспределяется через бюджет;
объем и структура источников финансирования;
объем и структура бюджетных расходов;
соотношение доходов и расходов бюджету.
Финансовая политика государства - меры государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределения и использования на базе финансового законодательства для реализации социально-экономических целей развития общества. Финансовая политика обусловлена состоянием экономики держави.
Финансовая политика в условиях экономического кризиса направлена на:
преодоление спада производства;
стимулирования производства;
мобилизацию финансовых ресурсов и их эффективное размещение в отраслях экономики;
сдерживания социальных программ;
сокращение расходов на оборону тощо.
Типы финансовой политики:
дискреционная (франц. - то, что действует по собственному усмотрению) - политика, проводимая государством непосредственно;
недискреционная (автоматическая) - политика встроенных регуляторов (стабилизаторов): налоги, социальные выплаты, эффект надежности компаний, инертность склонности к потреблению тощо.
Основные средства дискреционной финансовой политики государства:
госконтракт и госзаказ;
государственные инвестиции;
социальные трансферты;
изменения в налоговом регулировании;
финансирования государственных программ, общественных работ тощо.
Функции расходов государственного бюджета:
регулирования (политическое, социальное, хозяйственное)
обеспечение общих условий жизни общества (управление, юстиция, образование, наука).
Расходы на социальные нужды:
обеспечивают реализацию социально-экономической политики государства;
способствуют перераспределению рыночных доходов, смягчают дифференциацию материального положения социальных групп;
облегчают доступ менее обеспеченных слоев населения к получению квалификации, предоставления медицинских услуг (обеспечение народного хозяйства образованным, квалифицированным, здоровой рабочей силой);
влияют на стимулирование, размер и структуру попиту.
Критерием планирования объемов расходов по социальным статьям являются социальные стандарты и нормативы, программно-целевые методы реализации социальной политики.
В структуре расходов государственного бюджета расходы на социальные цели являются уязвимыми. Объемы социальных расходов могут быть сознательно уменьшены в пользу решения государственных проблем чрезвычайного характеру.
За счет государственных расходов, налогов, льгот и субсидий, выплачиваемых из государственного бюджета, правительство влияет (стимулирует или препятствует) на:
макроэкономическую активность;
совокупный спрос;
совокупную пропозицию.
Современные тенденции свидетельствуют о необходимости сокращения объемов субсидий и дотаций из государственного бюджета и активного использования таких инструментов, как:
льготное налогообложение;
ускоренное амортизационное списание основного капитала;
кредит.
Объемы расходов государственного бюджета на хозяйственные нужды изменяются в зависимости от состояния экономики:
в период кризисов и депрессий имеют тенденцию к росту;
в период перегрева экономики имеют тенденцию к скорочення.
Действенность государственного регулирования экономики с помощью бюджетных расходов обусловливается:
объемом средств, что тратит государство на указанные нужды;
структурой, направлением расходов;
эффективностью использования витрат.
Фискальная политика (лат. fiscus - корзина, казна) - деятельность государства относительно формирования и регулирования государственного бюджета (бюджетная политика), а также мобилизации средств в государственную казну из других джерел.
Бюджетные доходи
Налоги - один из основных инструментов, который обеспечивает эффективное государственное регулирование экономики, выполняя фискальную (формирует бюджетные поступления) и экономическое функции (влияет на воспроизводство, стимулирует или сдерживает его развитие, усиливает или уменьшает накопление капитала, расширяет или сужает платежеспособность населения).
Налоги - это обязательный платеж, который поступает в государственный бюджет в определенных законодательством размерах и установленные строки.
Налоговая система - совокупность налогов и налоговых платежей, уплачиваемых государству в определенном законодательством страны порядку.
Виды налоговых надходжень
Налог на доходы:
подоходный налог с граждан;
налог на прибыль пидприемств.
Платежи за использование природных ресурсов (лесных, водных, недр).
Внутренние налоги на товары и услуги:
налог на добавленную стоимость (НДС)
акцизный сбор (из отечественных и импортных товаров)
лицензии на дияльнисть.
Налоги на международную торговлю и внешние операции:
ввозная пошлина
другие податки.
Доходы от собственности и предпринимательской деятельности:
рента за нефть, природный газ;
средства от приватизации.
Административные сборы и платежи:
государственная пошлина;
штрафи.
Другие неналоговые поступления:
от реализации избыточного вооружения, военной и специальной техники, от платы за транзит природного газа и нефти через территорию Украины;
амортизационные надходження.
Поступления от продажи основного капитала (драгоценных металлов и камней, продажи государственных запасов и др.)..
Официальные трансферти.
Государственные целевые фонды:
социальное страхование на случай безработицы (фонд занятости);
инновационный фонд;
транспортное збир.
Сбалансирования государственного бюджета по доходам и расходам является важнейшим показателем состояния економики.
Дефицит государственного бюджета - сумма, отражающая превышение расходов бюджета над его доходами.
Профицит государственного бюджета - превышение доходов над государственными витратами.
Основные пути покрытия дефицита государственного бюджета:
дополнительная эмиссия наличных денег;
продажа государственных ценных бумаг
государственные займы;
усиление оподаткування.
Возможные негативные последствия дефицита государственного бюджета:
инфляция;
нарушение рыночной мотивации деятельности частных финансовых институтив.
Государственный бюджет целесообразно балансировать на циклической основе:
превышение расходов над доходами - во время спада производства;
превышение доходов над расходами - во время экономического пиднесення.
В таких условиях государство сможет проводить антикризисную политику, "гасить" экономические коливання.
Государственный долг - это накопленные обязательства держави.
Внутренний долг государства:
банкам-кредиторам;
владельцам государственных ценных паперив.
Внешний государственный долг государства:
иностранным правительствам;
иностранным частным лицам и организациям;
международным финансовым установам.
Направления совершенствования политики государственных расходов:
уменьшение субсидий и дотаций предприятиям;
рационализация системы социальной защиты и социального обеспечения населения (сокращение льгот, расширения адресной помощи и др.).;
сокращение численности занятых в бюджетной сфере (прежде всего управленческого аппарата, вооруженных сил и т.п.)
уменьшение расходов на пополнение государственных материальных резервов;
сокращение расходов на обслуживание государственного долга (пересмотр условий конверсии ОВГЗ, воздержание от привлечения слишком рискованных иностранных займов и т.п.).
Главные субъекты государственного регулирования финансово-бюджетной сферы:
Министерство финансов Украины;
Министерство экономики;
Главное контрольно-ревизионное управление;
Государственное казначейство Украины;
Государственная налоговая администрация;
Государственная таможенная служба Украины.
ТЕМА 5. ФИНАНСОВО- КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ 5.2. Кредитно -денежная политика государства