ПРЕДИСЛОВИЕ

Государственное регулирование рыночной экономикой, в том числе и занятостью, стало результатом критического осмысления несостоятельности рыночного саморегулирования по решению кардинальных проблем развития экономической системы. Противоречивой характер научно-технического прогресса, значительное опережение расширения объемов производства над увеличением численности рабочих мест, рост значимости личностного фактора заставили искать альтернативу рыночному механизму. Значительным толчком к этому следует считать «Великую депрессию» - кризис 20-х - начале 30-х годов прошлого столиття.
Первым на государственном уровне решительно вмешался в экономику и, прежде всего, на регулирование занятости зновобраний тогда (1932 г.) президент США Ф. Д. Рузвельт, получивший в «наследство» почти 17 миллионов безработных. Ф. Рузвельтом, с целью смягчения ситуации с безработицей впервые были применены государственные общественные работы, причем достаточно сложные (здание автострад, железных дорог, трубопроводов, мостов и даже сооружение военных кораблей), которые обеспечили рабочими местами как низко-, так и высококвалифицированных работников и многих специалистив.
Выводы из мирового кризиса сделали и ученые. Среди них американский экономист Джон Мейнард Кейнс (1883-1946 гг), автор современной экономической теории, который отстаивал расширение функций государства для борьбы с безработицей и рационального використання
трудовых ресурсов. Концепция Кейнса имела усовершенствованное продолжение в так называемой экономической теории посткейнсианство. Представителями посткейнсианства были ученые Д. Робинсон (Англия), Л. Лазинетти (Италия) и др.. Как справедливо считают украинские ученые С. В. Мочерний, С. А. Ерохин, Л. А. Капищенко [1, c. 45], идеи посткейнсианцив об ограниченности рыночной системы и необходимость внедрения широкомасштабного государственного регулирования следует позаимствовать Украини.
В 50-70-х годах ХХ ст. немалого развитие получило нормативное регулирование в сфере условий труда, найма и увольнения. Для этого периода характерно развитие различных форм программирования и планирования национальной экономики [2, c. 35]. Уже в 90-е годы прошлого века Джеффри Сакс, профессор Гарвардского университета, апологет современной рыночной экономики, указывал, что механизм рынка имеет слабости и два главных недостатка. Первый заключается в том, что рыночные цены не достаточно точно отражают социальные затраты производства, а второй - в том, что люди могут остаться без работы и заработка.
С полномасштабным государственным регулированием рынка рабочей силы автору пришлось столкнуться в Германии в 1990 г. Основы его были заложены еще Людвиг Эрхард (1897-1977 гг), выдающимся немецким экономистом и государственным деятелем, министром экономики сначала земли Бавария, а затем и ФРГ, « отцом немецкого чуда ». Широкое распространение государственное регулирование занятости населения приобрело в Швеции, Франции, Дании, Норвегии, Финляндии, Бельгии, Австралии, Австрии, Беларуси и во многих других странах, хотя (и это следует отметить) в конце ХХ в. в некоторых развитых странах с приходом к власти консервативных правительств в государственном регулировании занятости определенное влияние имела неоклассическая концепция, в частности так называемая теория «экономики предложения». Это привело к сокращению государственных расходов на воспроизводство рабочей сили.
Государственное регулирование в условиях рыночной экономической системы касается экономических, политических, социальных направлений деятельности общества. Как справедливо утверждается И. Г. Михасюк и другими учеными, авторами учебника «Государственное регулирование экономики», лучших результатов можно достичь в рыночных условиях в сочетании с эффективной регулятивной функцией государства. «Слаборазвитые страны - это прежде всего слабо регулируемые» [2, с. 3].
Украина в данном деле нельзя допускать ошибок. Для этого нужно, используя с критическим осмыслением опыт других стран, шире внедрять научные разработки отечественных ученых, а также постоянно анализировать и применять накопленный уже в достаточном объеме отечественный практический опыт государственного регулирования рынка рабочей силы. Во многом наш опыт был результатом проб и ошибок, а потому особенно ценно.
Решающую роль в разработке и внедрении государственных решений данного направления играют образованные, подготовленные для такой работы кадры, которые необходимо готовить со студенческой скамьи. Определенной степени этой цели служит учебная дисциплина для студентов четвертого курса «Государственное регулирование занятости». Содержание данного пособия учитывает тот факт, что студенты, изучая на третьем курсе такую дисциплину, как «Экономика труда» (или «Экономика труда и социально-трудовые отношения») имеют общие представление о рынке труда, занятости населения и безработицы, а также ознакомлены с основными положениями макро-и микроекономики.
Теоретическим основам государственного регулирования занятости посвящен первый раздел пособия. Всестороннее обеспечение государственного регулирования занятости с ударением на отечественную практику в этом деле изложены во втором роздили.
Растущее влияние глобализации на процессы в экономической и социальной сферах страны требует от национальных кадров глубокого анализа как положительных, так и отрицательных ее тенденций, жесткого противодействия негатива и максимального использования в интересах страны положительных особенностей. Процессам глобализации в руководстве посвящен соответствующий роздил.
Возможность освоить правильное использование специфических экономических терминов и категорий дает последняя часть пособия под названием «Основные понятия и экономические категории».
Дисциплина «Государственное регулирование занятости» закономерно выделена в самостоятельную по курсу «Рынок труда», учитывая чрезвычайную значимость государственного регулирования занятости, что дает возможность глубже усвоить ее методологию и государственную практику применения экономических законов. Кроме дисциплине «Рынок труда», государственное регулирование занятости тесно связано с курсами: «Социально-трудовые отношения», «Управление персоналом», «Экономика труда», «Социальная политика», «Менеджмент персонала». Поэтому пособие будет полезно также тем студентам, кто изучает перечисленные дисциплины.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ