1.3.4. Институциональный механизм регулирования занятости

Казалось бы, что в рыночных условиях занятость довольно действенно регулируется предварительно рассмотренным механизмом. Но в XXI в. вполне довериться механизма саморегулирования или рыночной стихии - это означает, образно говоря, оказаться в первом десятилетии XIX в., пустив судьбы развитие такого социального и экономического бытия, от которого зависит прямо или косвенно все население страны. То есть нельзя положиться на стихию рынка. Это может привести к неуправляемым процессам в занятости и безробитти.
Для того чтобы справиться с этой стихией, внести необходимые коррективы в рыночный механизм, использовать его движущую силу в нужном направлении, каждое государство имеет свой институциональный механизм функционирования рынка труда. Он представляет собой широкое правовое поле (Конституция, законы, постановления, кодексы), а также СМИ, различные институты инфраструктуры рынка, административную (государственную) статистику тощо.
Еще в начале развития капитализма объективные экономические законы действовали стихийно, через конкуренцию. В наше время, когда основной формой капиталистической собственности коллективная (монополистическая, государственная, общая т.п.), действие рыночных законов приобретает все больше элементов их сознательного использования через механизм государственного регулирования рыночных экономических отношений и, тем самым, экономического и социального развития суспильства.
Государство не может отменить объективные экономические законы, но может создавать предпосылки для их развития, изменяя условия. Это достигается совершенствованием права собственности и хозяйственного механизма, а также с помощью государственного управления. Итак, экономические законы не зависят от сознания людей, а зависят от их сознательной деятельности [1, с. 25, 26]. Именно в этом и заключается механизм государственного регулирования занятости через различные государственные институции.
Рассмотрим действие институционального механизма в Украине. Занятость людей на предприятиях, в учреждениях, организациях создает определенные социально-трудовые отношения. Социально-трудовые отношения - это объективный взаимосвязь и взаимозависимость в процессе труда, субъектов этих отношений, которые направлены на регулирование качества трудовой жизни [5, с. 48]. Такими субъектами являются наемные работники, работодатели и государство (носители, выразители и исполнители). Схема действия институционального механизма регулирования занятости осуществляется через три линии связи.
Первая линия связи, по которой осуществляется связь между субъектами рынка труда, - это обращение носителей в государственный аппарат по поводу своих социально-трудовых интересов в виде информаций, жалоб, предложений. С этим носители могут обращаться и к выразителей их социально-трудовых интересов. Данное право гарантировано ст. 40 Конституции Украины. Обращения граждан и отдельных групп должны анализироваться соответствующими органами и служить определенной степени ориентиром для разработки или корректировки соответствующих социально-экономических программ и заходив.
Вторая линия связи между субъектами социально-трудовых отношений, которую реализуют выразители, - это проведение консультаций, совещаний, семинаров с целью разработки единого направления совместных действий различные заявления, меморандумы, обсуждения коллективных договоров и другие средства влияния на государственные органы. Выразители имеют свои печатные издания, центры подготовки кадров с высшим образованием и широкие связи с общественностью, делая тем самым связь двусторонним. На уровне предприятий действуют коллективные договоры между выразителями интересов наемных работников и роботодавцив.
Кроме того, носители и выразители используют и такие средства влияния на государственную социально-экономическую политику, как СМИ, демонстрации, митинги, забастовки, пикетирования, обращения в суд, сбор подписей. Такие права граждан обусловлены ст. 39 Конституции Украини.
Третья линия связи составляет разработку совместно с выразителями и внедрение исполнителями в жизнь социально-экономической политики государства через тарифные соглашения различных уровней, разнообразные программы, отдельные мероприятия, постоянную оперативную работу на разных уровнях государственного управления, коллективных переговори.
Оказывая влияние на рынок труда, органы государственной власти нуждаются в объективной информации. Кроме обращений носителей и выразителей для этого есть и другие каналы: государственная статистическая отчетность, социологические обследования, выборочные проверки, СМИ, научно-исследовательские институты, академия наук и др.. Такая информация анализируется по различным показателям.
1.3.3. Влияние доходов на занятость 1.4. Спрос и предложение труда