1.4.1. Понятие спроса и факторы влияния на спрос на труд

Существует два понятия спроса на труд. Узкое понятие выражается лишь свободными рабочими местами. Именно такое оно чаще присутствует в различных мероприятиях по регулированию занятости. В широком понятии спрос на труд - все количество рабочих мест, как свободных, так и занятых. Оно вытекает из понятия «совокупный спрос». Это понятие необходимо при прогнозировании развития процессов на рынке труда главным образом на макроэкономическом ривни.
Спрос на труд может быть индивидуальным и сукупним.
Индивидуальный спрос на труд - это платежеспособный спрос конкретной организации на рабочую силу определенного качества. Например, спрос на водителей грузовых автомобилей, вальцивникив прокатных станов, программистов, на бухгалтеров и т.п. Такой спрос на рабочую силу определяет профессионально-квалификационный подход к сегментированию рынка праци.
Особенность индивидуального спроса на рабочую силу состоит в том, что его можно арифметически сопоставить с соответствующим предложением. Скажем, автобазе нужно дополнительно 30 водителей на грузовые автомобили, а в данном районе свой труд предлагают 50 водителей. Здесь спрос покрывается предложением. Или наоборот, таких водителей меньше 30 и в этом случае спрос на индивидуальную рабочую силу не задовольняеться.
Совокупный спрос на рабочую силу - это общее количество рабочих, служащих и специалистов разных профессий и специальностей, которые в данный период нужны на свободные рабочие места и вакансии. В таком случае простое арифметическое сопоставления количества свободных рабочих мест и вакансий с общим количеством незанятых будет ошибочным том, что на отдельные вакансии могут быть лишние претенденты, а на другие, наоборот, их может не хватить в данном районе, городе, области. Есть различия в структуре и качества предлагаемой рабочей силы и структуре свободных рабочих мест и вакансий в практической деятельности неизбежны. Нужно не вообще, а лишь по каждой профессии знать трудоресурсного ситуацию. Именно поэтому и необходимо принимать меры по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров, чтобы сделать рынок труда гибким и предотвратить расширение безработицы с этой причини.
Зная, какие существуют факторы и как они влияют на спрос рабочей силы, государство может использовать различные механизмы их регулирования. Рассмотрим данные факторы. Прежде всего - это заработная плата, о которой уже говорилось. Как мы знаем, нанимателю рабочая сила нужна не сама по себе, а для производства определенных товаров и услуг. А потому спрос на труд определяется спросом на товары и услуги. Это - второй фактор влияния на спрос рабочей силы. Но поскольку труд - не единственный ресурс производства, то спрос на нее зависит также от состояния рынка капитала и технологии производства, которые также являются факторами влияния на спрос на працю.
Таким образом, спрос на рабочую силу на конкретном рынке труда зависит от экономической конъюнктуры, соотношение затрат на оплату труда и капитала и развития технологии.
Теперь рассмотрим, как именно эти факторы влияют на спрос праци.
1. Начнем с цены на рабочую силу. Предположим, что предприятие по каким-то причинам повысило заработную плату работникам из величины We до W1 (рис. 1.4.1). Все остальные факторы влияния на спрос труда - цена капитала, технология, спрос на товары данного предприятия - остались без изменений. В этом случае возрастет себестоимость продукции, которая станет дороже и потому неконкурентоспособной. Предприниматель вынужден будет сократить численность занятых на величины Lе к L1. Т.е. предпочтение отдается меньшей масштаба производства вследствие сокращения численности работающих или меньшей занятости. В данном случае сработал эффект масштабу.
Однако, если заменить условия по другим факторам, то возможен второй вариант, а именно: предприниматель сокращает затраты на производство путем применения более производительного оборудования и новой технологии. Капиталоемкость повышается, но капитал и технологию необходимо за какие-то средства приобрести. И такие средства находятся за счет уменьшения их на заработную плату из-за сокращения численности работающих. Цена на продукцию, а отсюда и прибыльность предприятия сохранились, но за счет того, что капитал заместил рабочую силу. Таким образом осуществился эффект замещения, или замини.
2. Предположим, что вырос спрос на товары фирмы, а другие факторы (цена капитала, цена труда и технология) остались неизменными. Уровень производства товара должна увеличиться, если фирма максимизирует прибыль. В данном случае эффект масштаба сработает на повышение спроса на труд, то есть занятости (рис. 1.4.2) при той же ставки заработной платы. Кривая спроса D переместится параллельно вправо до D1, а количество занятых при той же заработной плате We вырастет с Le к L1. Следовательно, с увеличением спроса на товары и услуги при прочих неизменных факторах растет занятость. Пути к этому следующие: вводятся в действие законсервировано оборудования, дополнительные смены работы тощо.
3. Предположим, что изменяются условия приобретения капитала. Его цена снизилась, скажем, на 50%. В данном случае возможна действие или эффекта масштаба, или эффекта замини.
а) Если цена капитала снижается, то уменьшаются затраты на производство. Это, в свою очередь, дает возможность повышать уровень производства за счет дополнительной численности занятых. Как видим, срабатывает эффект масштаба, который при снижении цены на капитал ведет к росту спроса на труд и повышение уровня занятости. Кривая спроса D параллельно переместится вправо до D1, а занятость увеличится с Le в L1 (рис. 1.4.3, а).
б) Вторым следствием снижения цены капитала может быть эффект замены, согласно которому фирма, реагируя на значительно подешевев капитал, предпочтет более капиталоемкие производства, заменив капиталом работающих. Согласно кривая спроса D переместится параллельно влево до D1, а занятость сократится с Le к L1 при той же ставке заработной платы (рис. 1.4.3, б).
1.4. Спрос и предложение труда 1.4.2. Краткосрочный и долгосрочный спрос на труд