2.1.3. Анализ , научное обеспечение , мониторинг и прогнозирование занятости в Украину

Анализ состояния рынка труда проводится с целью выявления характера и тенденций происходящих и своевременного вмешательства при необходимости их корректировки. Основной базой такого анализа является получаемая информация Госкомстата Украины и проверок субъектов хозяйствования государственной службой занятости. Дополнительной информацией может быть связь с носителями социально-трудовых отношений, решения, рекомендации, резолюции, заключенные выразителями социально-трудовых отношений, материалы СМИ, письма, обращения тощо.
Анализ состояния рынка труда и занятости населения является неотъемлемым и важным элементом государственного регулирования занятости. Он осуществляется на уровне:
макропропорции - национального развития. Регулирования макропропорций на основе всестороннего анализа рынка труда осуществляется с помощью правительственных решений, Государственной программы занятости населения и Генерального тарифного соглашения;
мезопропорции - соотношение спроса и предложения рабочей силы в разрезе отдельных регионов и отраслей. Они регулируются с помощью отдельных правительственных решений по конкретным вопросам, а также отраслевых приказов, региональных решений и соответствующих тарифных соглашений;
микропропорции - внутрифирменного спроса и предложения труда в разрезе профессий и специальностей. Они регулируются мерами управления персоналом и коллективным договором.
Состояние выполнения регулирующих документов макро-, мезо-и микропропорций отслеживается и анализуеться.
Направления анализа на всех уровнях следующие:
абсолютные и относительные показатели занятости населения и экономической активности;
абсолютные и относительные показатели безработицы;
анализ наличия рабочих мест и вакансий и коэффициент нагрузки на одно свободное рабочее место (вакансию)
анализ выполнения Государственной и региональных программ занятости населения (на микроуровне - выполнение коллективного договора из соответствующих статей)
анализ расходования средств, утвержденных по статтях.
Анализ осуществляется за месяц, квартал, с начала года и за год, а при необходимости определяется динамика отдельных показателей за несколько лет. Таким образом, анализ занятости населения на любом уровне имеет комплексный и системный характер. Информационное обеспечение, о котором говорилось выше, позволяет осуществлять глубокий анализ состояния рынка труда, определенные выводы из этого анализа и разрабатывать необходимые для улучшения дел заходи.
Главным ежегодным аналитическим документом является аналитически-статистический сборник «Рынок труда Украины в N-м году», который выдается с 1991 г. Каждый выпуск сборника улучшается за счет приобретения опыта теми специалистами Государственного центра занятости, занимающихся анализом. В сборнике за 2001 г. значительно расширен и углубленно аналитическую информацию о занятости и безработицы в стране, отдельных ее регионах, основных показателей зарегистрированного рынка труда, результатов реализации мероприятий содействия занятости населения и предоставления ему социальных услуг государственной службой занятости. В сборнике, который состоит из 12 разделов, на страницах излагается всесторонний анализ рынка труда за 2001 г., включая состояние зарегистрированной трудовой миграции. Сборник насыщенный цветными диаграммами, которые дополняют цифровые данные многочисленных таблиць.
Рынок труда, занятость населения, безработица, как мы уже убедились, являются сложными экономическими и социальными категориями, находящихся под воздействием как рыночных экономических законов, так и административных и законодательных решений. Чем больше согласуются приняты административные и законодательные решения с экономическими законами, тем эффективнее они диють.
Однако на практике в сфере государственного регулирования занятости иногда необходимо принимать решения, которые не полностью соответствуют действующим экономическим законам. В таких случаях следует определить рациональные пути принятия этих решений и определенных мероприятий. Обоснование таких мер, их максимально возможное согласование с экономическими законами дает прикладная наука. Она занимается также разработкой методологических проблем, проектами методических рекомендаций и осуществляет другие научные послуги.
Наиболее наглядным примером является научное обоснование разработки Государственной программы занятости населения, которая должна быть согласована с экономическим, социальным и политическим положением в стране. Это нередко включает в себя противоречивые и разновекторные проблеми.
Первым специализированным научным подразделением, который проводил фундаментальные прикладные исследования и предоставлял научные услуги в области занятости и рынка труда, был Научно-исследовательский центр по проблемам занятости и рынка труда НАН Украины и Минтруда Украины. Ученые Центра одними из первых высказали мнение относительно построения в Украине социально направленной рыночной экономики. Отсюда следовал важный вывод: рынок труда в Украине необходимо строить по социал-демократической моделью. Центром было разработано много методических рекомендаций по различным аспектам рынка труда и зайнятости.
В настоящее время прикладной наукой, а также разработками и научными услугами в области труда, занятости и социально-трудовых отношений занимается, как главный, Научно-исследовательский институт труда и занятости Минтруда Украины и НАН Украины, а также Луганский научно-исследовательский институт социально-трудовых отношений Минтруда Украины. По их заказу по исследованиям отдельных вопросов иногда привлекаются другие научно-исследовательские установи.
Фундаментальные исследования в области рынка труда и занятости выполняют преимущественно Институт экономики НАН Украины, в значительной мере Совет по изучению производительных сил Украины НАН Украины, отделы, отделения и отдельные кафедры различных научно-исследовательских учреждений и вузов нашей держави.
Ведущим подразделением по проблемам разработки в Украине пособий и учебников данной проблематики кафедра управления персоналом КНЭУ под руководством профессора В. М. Данюк. Ее работники принимают участие и в научных исследованиях по проблемам занятости, рынка труда и социально-трудовых отношений, разрабатывают учебно-методическую базу и создают учебную литературу.
С целью контроля процессов, происходящих на рынке труда и в сфере занятости населения, состояния выполнения Государственной программы занятости населения государственная служба занятости осуществляет мониторинг этих процесив.
Мониторинг рынка труда - это система наблюдений за состоянием и характером процессов как в целом по рынку труда, так и в отдельных его частях и сферах функционирования с целью своевременного и эффективного корректировки. Он представляет собой комплекс наблюдений и исследований, которые определяют изменения в занятости, безработице и других аспектах рынка труда. Мониторинг рынка труда, занятости, безработицы выполняется органами государственной службы занятости на всех ривнях.
Мониторинг осуществляется по определенным направлениям: мониторинг трудоустройства населения, требует дополнительных социальных гарантий, безработицы, занятости инвалидов, социальной защиты незанятой молодежи, положения женщин на рынке труда и др.., Что дает возможность своевременно реагировать на проявления различных тенденций на рынке труда. Отслеживается состояние реализации активных мер содействия занятости населения и вносятся необходимые коррективы в них с целью улучшения дела. Так, в 2000 г. темпы роста объемов трудоустройства незанятого населения впервые превысили темпы роста численности лиц, состоящих на учете в службе занятости [17, с. 94].
С помощью мониторинга было выявлено, что на 1 января 2001 семейное безработицы (семьи, в которых несколько трудоспособных лиц трудоспособного возраста являются безработными) уменьшилось на 6% по сравнению с аналогичной датой предыдущего года [17, с. 145].
Государственной службой занятости осуществляется мониторинг состояния трудоустройства граждан Украины за рубежом, а также трудоустройство иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Украины и во многих других направлениях, таких как трудоустройство женщин, молодежи, неконкурентоспособных граждан, профориентация и профобучение незанятых лиц, состояние обращений в органы ГСЗ тощо.
Прогнозирование рынка труда является оценкой перспектив развития его конъюнктуры и изменения условий, влияющих на количественный и качественный аспекты спроса и предложения труда на прогнозируемый период. Основная цель прогноза - определить тенденции изменения факторов влияния на спрос и предложение рабочей силы и оценить возможные последствия принимаемых решений в области их регулювання.
В экономической теории существует несколько подходов к прогнозированию рынка труда, и в частности занятости и безработицы. Однако в Украине длительное время оправдывал себя вариантный балансовый метод прогнозирования занятости и безработицы. Он заключался в том, что распределение населения по сферам занятости связывался с трудовыми ресурсами. Показатели сводного баланса трудовых ресурсов широко отражают основные аспекты занятости населения. Но сейчас прогнозирование осуществляется на основании данных обследований домогосподарств.
Исходные данные для прогнозирования уровня и структуры занятости - это результаты демографического прогноза, выполнения экономических программ, показатели анализа занятости и безработицы в базисном периоде, правительственные решения, которые повлияют на изменение структуры в экономике и изменение численности рабочих мисць.
Чем больше стабилизируется состояние экономики, тем точнее становятся прогнозы.
2.1.2. Методы информационного обеспечения государственного регулирования занятости 2.2. Правовое обеспечение государственного регулирования занятости