3.2.3. Особенности и тенденции в структуре занятости

Экономический кризис, а также чрезмерная открытость экономики Украины существенно повлияли на структуру занятости. За последнее десятилетие в структуре занятости населения и использовании рабочей силы Украины произошли изменения принципиального характера, которые породили негативные тенденции в развитии рынка труда. Структура занятости изменяется в двух плоскостях: во-первых, в отраслевой и, во-вторых, в плоскости изменения форм собственности, хотя такие изменения часто взаимосвязаны. Рассмотрим эти изменения в динамике по данным Госкомстата Украины (табл. 3.2.2).
Как свидетельствуют приведенные в табл. 3.2.2 данные, главная негативная тенденция в структуре занятости - это постоянное снижение численности работающих во всех сферах деятельности, особенно в отраслях экономики. Численность занятых в этой сфере уменьшилось в 2000 г. по сравнению с 1990 г. на 7,3 млн человек, или на 28,7%. Почти половину работающих потеряла за этот период промышленность (47,7%) и особенно машиностроение, цветная металлургия, легкая и пищевая промышленность, химия и нефтехимия, судостроение и другие отрасли реальной экономики. Около 2/3 работников оставили строительство - отрасль, которая решает инвестиционные проблемы, создает новые рабочие места, осуществляет строительство объектов социального назначения, таких как жилье, больницы, школы тощо.
Удаление более 7 млн кадров в различных областях - большая потеря для экономики Украины потому, что эти граждане или перешли в нерегламентированную и нелегальной занятости, или уехали на заработки за границу, или вообще остались без работы. Так что почти все они не работают по своей профессии или специальности, эти граждане теряют квалификацию и профессиональные способности. И даже в условиях возвращения их со временем на свои рабочие места нужны будут немалые средства на восстановление профессиональных способностей таких работников. Поэтому такое изменение структуры занятости в течение длительного времени следует признать первым негативным тенденциею.
Известно, что при коренном изменении существовавшего экономического уклада общества имели произойти существенные структурные изменения и перераспределение занятых граждан в пользу обслуживающих человека отраслей социальной направленности, таких как легкая и пищевая промышленность, промышленность строительных материалов, торговля и общественное питание, здравоохранение, физкультура и др.. Однако этого пока не произошло, численность занятых, как видно из табл. 3.2.2, сокращается и в этих областях. Сокращение числа работающих в обслуживающих отраслях социальной направленности является второй негативные тенденции в структуре занятости населения Украини.
Значительное уменьшение численности занятых в науке и научном обслуживании, пищевой и легкой промышленности, промышленности строительных материалов, приборостроении, машиностроении значительной, если не решающей, степени является следствием экономической глобализации. Достаточно посмотреть на подавляющее количество в торговле не всегда качественных сравнению с отечественными пищевых товаров, товаров легкой промышленности и т.д., чтобы в этом убедиться. Это означает, что покупая импортные товары в значительном количестве, мы поддерживаем или создаем рабочие места за рубежом за счет уменьшения числа рабочих мест на отечественных предприятиях, производящих аналогичные товары, уменьшая эффективность использования собственной рабочей силы. Следует констатировать, что отечественный рынок пока недостаточно надежно захищений.
Третьей негативной тенденцией в структуре занятости, которая основана еще во времена советской власти, является неудовлетворительная межрегиональная структура занятости со значительным трудонадлишком в западных областях.
Отдельно как негативную тенденцию изменения структуры занятых следует выделить численность занятых в науке и научном обслуживании, постоянно снижается. И это прямое следствие глобализации. За последние десять лет число научных уменьшилось более чем на треть. Потеря ученых особенно болезненная для общества, во-первых, из-за ослабления перспектив развития не только экономики, но и общества в целом, во-вторых, подготовка научных требует многих лет и значительных коштив.
Негативные сдвиги и тенденции в структуре занятости населения Украины, которые произошли с 1991 г., является следствием кризисных явлений в экономической и социальной сферах, слабо развитого правового поля и недостаточного опыта по защите своего рынка от негативных последствий глобализации. С окончательным преодолением кризиса и усилением государственного регулирования экономики в целом и, в частности занятости, эти тенденции должны припинитися.
Меры государственной политики по преодолению негативных тенденций, которые имеют место в изменении структуры занятости, должны предусматривать максимальную оптимизацию в данных условиях структуры занятости, на основе которой в дальнейшем можно было бы рассчитывать на достижение полной продуктивной занятости. В этом случае следует считать оптимальной такую структуру занятости, при которой обеспечивается полная, с 4-5% естественного уровня безработицы, продуктивная занятость населения за счет высокоэффективных и экономически целесообразных имеющихся и вновь введенных рабочих мисць.
Оптимальная структура занятости на данном этапе развития экономики должна предусматривать и учитывать конъюнктуру рынка труда и конкурентоспособность предприятий. Это должны быть предприятия высоких технологий, энергетики, отдельных направлений машиностроения и, безусловно, восстановление и перевооружение предприятий легкой и пищевой промышленности, строительных материалив.
Известно, что наш рынок не насыщен товарами и особенно отечественного производства. Поэтому масштабы занятости имеют все основания для значительного расширения за счет увеличения производства товаров. Аналогичного мнения придерживается профессор А. Котляр, который отмечает: «С учетом того, что рынок товаров и услуг России далек от насыщения, есть объективная возможность наращивать объемы производства, а значит, расширять масштабы занятости и снижать уровень безработицы» [43, с . 43].
Возможно и целесообразно осуществление отдельных организационно-экономических мероприятий краткосрочного характера, направленных на определенные отрасли производства и которые можно предвидеть государственной и региональными программами занятости. Это - усиление профориентационной работы, расширения объемов переподготовки и повышения квалификации кадров, приоритетная поддержка государственной открытия своего дела в сфере материального производства и т.п.. Однако главным, что может сделать эти меры эффективными, является государственное регулирование экономики, предложенное еще Дж. М. Кейнсом на основании анализа глобального кризиса капиталистической системы в 1929-1932 рр.
Изучая структурные трансформации в Украине и проблемы занятости в связи с этим, профессор С. И. Бандур указывает, что развитие занятости должен осуществляться, исходя из долгосрочной цели - стабилизации экономического развития на основе формирования качественно новой, устойчивой, динамичной и социально ориентированной хозяйственной системы. Приоритетными направлениями здесь должны быть:
ускорение развития отраслей социального и потребительского комплекса;
освоение ресурсосберегающих технологий в отделочных и сырьевых отраслях экономики, включая сельское хозяйство;
создание конкурентоспособной обрабатывающей промышленности для обеспечения технического и технологического обновления производства с учетом целесообразности региональной отраслевой специализации предприятий и фактического наличия мощностей;
формирования конкурентоспособного машиностроительного комплекса, особенно его наукоемких отраслей;
создание современной производственной инфраструктуры путем широкомасштабного строительства дорог, хранилищ, складов в сельской местности ускоренными темпами [44, с. 28]. К этому следовало бы добавить: в том числе за счет использования общественных робит.
Все перечисленные меры по своей сути имеют конечную цель - предотвращение развития негативных тенденций глобализации в Украини.
Изменение структуры занятости в зависимости от изменения форм собственности и хозяйствования имеет свои особенности. Их необходимо рассматривать с учетом количественных изменений в статусе субъектов хозяйствования. Следует отметить, что именно изменение форм собственности вообще является основой всех преобразований. Собственность на основные средства производства определяет приоритеты в развитии общества в целом, предопределяет характер обмена и потребления, а следовательно, и характер производительных сил. Процессы разгосударствления и приватизации бывшей государственной собственности привели, прежде всего, к существенным изменениям в структуре занятости населения (табл. 3.2.3), а также в других тенденций, непосредственно связанных с этими зминами.
Из табл. 3.2.3 видно: если в начале системных преобразований занятость на предприятиях государственной собственности составляла более 90% работающих, то на конец 2000 г. на предприятиях, которые имеют государственную форму собственности, занято лишь 34,4% всех работающих. В промышленности этот показатель составляет 26,3%, в строительстве - 21,3, в торговле, общественном питании, материально-техническом снабжении и сбыте - 13,9, в сельском и лесном хозяйстве - 6,0%. Только в здравоохранении, физкультуре, науке и искусстве осталось более 90% занятых в организациях и учреждениях, собственность которых принадлежит держави.
Изменение форм собственности и хозяйствования привела:
значительное высвобождение работников;
частичное перепрофилирование предприятий, требует переквалификации работников в значительных объемах;
значительные и частые нарушения трудового законодательства на частных предприятиях в области режимов труда и отдыха, условий и оплаты труда;
снижение степени юнионизации из-за невыполнения закона на многих частных предприятиях по предоставлению возможности наемным работникам объединяться в профспилки.
Таким образом, недостаточно управляемая изменение структуры занятости как в отраслевом разрезе, так и в плоскости изменения форм собственности приводит к негативным последствиям в социально-трудовых отношениях, снижение качества рабочей силы и в других недостатков в социально-экономическом развитии общества и требует значительного усиления роли государства в этих процессах.
3.2.2. Роль отдельных социально -демографических групп населения в сфере занятости 3.2.4. Проблемы качества рабочей силы в Украине