1.3. Общая характеристика законодательства в сфере экономики.
В юридической литературе нет специального определения "экономического законодательства". В наиболее общем смысле этого понятия мы можем дать следующее определение. "Экономическое законодательство представляет собой совокупность нормативных актов, которые регулируют все правоотношения в сфере экономики, то есть это все нормативные акты, которые так или иначе касаются регулирования отношений в сфере хозяйственного комплекса Украины."Эта множественность нормативных актов обусловлена тем, что:
это законодательство регулирует различные виды народнохозяйственной деятельности (промышленную, строительную, транспортную, торговую, агропромышленный комплекс и т.д.), каждый из которых имеет свои особенности, которые и учитываются в специальных актах;
в экономике имеющиеся различные формы собственности (частная, коллективная, государственная, что тоже влияет на дифференциацию законодательных актов);
в государстве отсутствует единый кодифицированный акт экономического законодательства, создание которого, кстати, и не можливо.
Понятие нормативного акта экономического законодательства основывается на общетеоретическом понятии нормативный акт.
Нормативный акт экономического законодательства представляет собой официальный письменный документ компетентного органа государства, который является источником норм любой отрасли права, регулирующего правоотношения в сфере економики.
Понятие нормативного акта экономического законодательства многозначно. Оно определяет разнообразные по юридической силы, формы и сфер действий нормативные акты. Поэтому их можно классифицировать на виды по разным критериям, в частности, по юридической силою.
Согласно этому критерию, а именно по юридической силе экономическое законодательство функционирует как вертикальная иерархическая система нормативных актов. Отметим, что структура этой системы обусловлена структурой государственных органов, которые имеют законодательные и нормотворческие полномочия по регулированию отношений в сфере економики.
В этой связи можно выделить акты Верховной Рады Украины, акты Президента Украины и акты органов исполнительной власти. В свою очередь, среди законодательных актов Верховной Рады Украины можно выделить:
а) общие законы, регулирующие основные виды экономических отношений, например, Закон Украины "О собственности", Гражданский кодекс Украины и др..;
б) законы о видах и правовой статус субъектов предпринимательства и органы государственной власти, осуществляющих управление в сфере экономики, например, Закона Украины "О предприятиях в Украине", "О хозяйственных обществах", "Об Антимонопольном комитете Украины" и др.; Module . в) законы, регулирующие отношения в отдельных сферах, отраслях экономической деятельности (Воздушный кодекс Украины, Земельный кодекс Украины и др.),
Значительно больше по объему блок нормативных актов в сфере экономики составляют подзаконные нормативные акты, а именно акты Президента Украины и Кабинета Министров Украини.
Вместе с тем, не будем останавливаться на более детальной классификации нормативных актов в сфере экономики, назовем наиболее важные законодательные акты, которые играют значительную роль в регулировании экономических процессов в Украине. Такими законодательными актами являются:
Закон Украины "О ценах и ценообразовании" от 3 декабря 1990 г. (с изменениями);
Закон Украины "О собственности" от 7 февраля 1991 г. (с изменениями);
Закон Украины "О предпринимательстве" от 7 февраля 1991 г. (с изменениями);
Закон Украины "О предприятиях в Украине" от 27 марта 1991 г. (с изменениями);
Закон Украины "О внешнеэкономической деятельности" от 16 апреля 1991 г. (с изменениями);
Закон Украины "О ценных бумагах и фондовой бирже" от 18 июня 1991 г. (с изменениями);
Закон Украины "Об инвестиционной деятельности" от 18 сентября 1991 г. (с изменениями);
Закон Украины "О хозяйственных обществах" от 19 сентября 1991 г. (с изменениями);
Закон Украины "О товарной бирже" от 10 декабря 1991 г. (с изменениями);
Закон Украины "Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности" от 18 февраля 1992 г. (с изменениями);
Закон Украины "О залоге" от 2 октября 1992 г. (с изменениями);
Закон Украины "О приватизации государственного жилищного фонда" от 19 июня 1992 г. (с изменениями);
Закон Украины "О государственной статистике" от 13 июля 2000 г.;
Закон Украины "Об общих принципах создания и функционирования специальных (свободных) экономических зон" от 13 октября 1992 г.;
Закон Украины "Об аудиторской деятельности" от 22 апреля 1993 г. (с изменениями);
Закон Украины "Об Антимонопольном комитете Украины" от 26 ноября 1993 г.;
Закон Украины "Об аренде государственного и коммунального имущества" от 14 марта 1995 г. (с изменениями);
Закон Украины "Об исключительной (морской) экономической зоне Украины" от 16 мая 1995 г.;
Закон Украины "Об операциях с давальческим сырьем во внешнеэкономических отношениях" от 15 сентября 1995 г. (с изменениями);
Закон Украины "О промышленно-финансовых группах в Украине" от 21 ноября 1995 г. (с изменениями);
Закон Украины "О режиме иностранного инвестирования" от 19 марта 1996 г.;
Закон Украины "О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности" от 23 марта 1996 г. (с изменениями);
Закон Украины "О приватизации небольших государственных предприятий (малой приватизации) от 15 мая 1996 г.;
Закон Украины "О защите от недобросовестной конкуренции" от 7 июня 1996 г.;
Закон Украины "О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине" от 30 октября 1996 г. (с изменениями);
Закон Украины "О приватизации государственного имущества" от 19 февраля 1997 г. (с изменениями);
Закон Украины "О торгово-промышленных палатах в Украине" от 2 декабря 1997 г.;
Закон Украины "О лизинге" от 16 декабря 1997 г. (с изменениями);
Закон Украины "О метрологической деятельности" от 11 февраля 1998 г.;
Закон Украины "О Государственной программе приватизации" от 12 февраля 1998 г. (с изменениями);
Закон Украины "О защите национального товаропроизводителя от субсидируемого импорта" от 22 декабря 1998 г.,
Закон Украины "О защите национального производителя от демпингового импорта" от 22 декабря 1998 г.;
Закон Украины "О применении специальных мер относительно импорта в Украину" от 22 декабря 1998 г.;
Закон Украины "О специальных экономических зонах и специальном режиме инвестиционной деятельности в Донецкой области" от 24 декабря 1998 г.;
Закон Украины "О специальной экономической зоне" Яворов "от 15 января 1999 г.;
Закон Украины "О Национальном банке Украины" от 20 мая 1999 г.;
Закон Украины "О специальной экономической зоне" Николаев "от 13 июля 2000 г.;
Закон Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине" от 16 июля 1999 г.;
Закон Украины "О концессиях" от 16 июля 1999 г.;
Закон Украины "О соглашениях о разделе продукции" от 14 сентября 1999 г.;
Закон Украины "О государственном прогнозировании и разработке программ экономического и социального развития Украины" от 23 марта 2000 г.;
Закон Украины "О специальной экономической зоне" Рени "от 23 марта 2000 г.;
Закон Украины "О банках и банковской деятельности" от 7 декабря 2000 г.;
Закон Украины "О защите экономической конкуренции" от 11 января 2001 г.;
Закон Украины "О стандартизации" от 17 мая 2001 г.;
Закон Украины "О внесении изменений в Закон Украины" О страховании "" от 4 октября 2001 г.;
Закон Украины "О внесении изменений в Таможенный тариф Украины, утвержденный Законом Украины" О Таможенном тарифе Украины "от 10 января 2002 г. (с изменениями от 07.03.2002 г.);
Закон Украины "О внесении изменений в Закон Украины" О защите прав потребителей "от 10 января 2002 г.;
Закон Украины "О внесении изменений в Закон Украины" О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом "от 7 марта 2002 г.;
Закон Украины "Об инновационной деятельности" от 4 июля 2002 г.;
Таможенный кодекс от 11 июля 2002 г. и ин.
Анализ действующего законодательства, дает основание отметить, что приведенные законы включают в себя предписания административно-правового содержания, предусматривающие сохранение регулятивной роли государства в отраслях общественного производства, развитие и усиление контрольно-надзорных функций государства. Однако обращает на себя внимание тот факт, что законов сугубо управленческого характера в сфере экономики на сегодня нет, в то время как в плане правового обеспечения экономической реформы разработка нормативных решений всего комплекса управленческих проблем является чрезвычайно актуальной. Это касается таких направлений развития законодательства, регулирующие соотношение централизованных и децентрализованных форм управления экономикой при сохранении регулятивной роли государства в ключевых отраслях общественного производства путем разработки четких приоритетив.
Следует отметить, что значительную часть законодательных актов будет приведен в следующих разделах курса лекций.
1.2.2. Конституционные полномочия Кабинета Министров Украины. | Раздел 2.Основные направления организационно- правового воздействия на экономическую деятельность. |