1.3. влияние туризма на мировую экономику
Современная индустрия туризма - одна из наиболее быстро прогрессирующих отраслей мирового хозяйства и рассматривается и как самостоятельный вид экономической деятельности, и как межотраслевой комплекс.На сегодняшний день туризм стал явлением, которое вошло в повседневную жизнь почти трети населения планеты. Более того, в начале XXI в. туризм по объемам дохода справедливо занял третье место среди ведущих отраслей мировой экономики. По результатам 2001 года, туристическая отрасль образовала 12% мирового внутреннего продукта и поглотила более 11% расходов споживачив.
Во многих странах и регионах туризм является основным источником доходов. По численности работников индустрия туризма также стала одной из крупнейших в мире - в ней занято свыше 260 млн. чел., То есть каждый 10-й работающий. Поступления из туристических путешествий в мировом масштабе составляют более 500 млрд. долларов США ежегодно. Наибольшие прибыли получают страны Западной Европы и США.
Согласно прогнозам экспертов Всемирной туристической организации (ВТО), в начале XXI в. объемы международного туризма расти ежегодно в среднем на 4%. Хотя за 2001 год количество туристов достигло рекордной цифры - около 700 млн. чел., Увеличившись более чем на 7%, в связи с событиями 11 сентября в США ежегодные темпы роста уменьшатся. Ожидается рост туристического движения в мире с 700 млн. туристов ежегодно до 937 млн. в 2010 году, за счет чего предполагается увеличение доходов в 1100 млрд. долларов США. Если же результатам международного туризма добавить еще и объемы внутреннего туризма, то показатели вырастут минимум вдвичи.
Туризм является весомый источник создания рабочих мест, и, по прогнозам, в течение следующих пяти лет в мире будет создаваться 2500 новых рабочих мест ежедневно. Это одна из немногих отраслей экономики, где привлечение новых технологий не приводит к сокращению работающего персонала. Это имеет важное значение, поскольку, поглощая больше рабочей силы, туризм уменьшает социальную напряженность в обществе. Кроме того, мировой опыт показывает, что индустрию туризма можно развивать и в период экономических кризисов, что имеет важное значение для стран Восточной Европы. Затраты на создание одного рабочего места здесь в 20 раз меньше, чем в промышленности, а оборачиваемость инвестиционного капитала в 4 раза выше, чем в других отраслях хозяйства. Примером могут служить такие страны, как Аргентина, Бразилия, Мексика, Египет, Тунис, Перу и инши.
Рассматривая итоги 2000 года, ВТО отмечает, что наибольшее количество туристов посещает Европу - 57,7%. Это и понятно, ибо в одной другой части мира на довольно небольшом пространстве не найти такого разнообразия ландшафтов, культур, истории и народов. Уникальный европейский туристический продукт делает Европу признанным лидером рынка в сфере туризма и путешествий. Почти все регионы мира продемонстрировали значительный рост объемов туризма, но особенно впечатляющих результатов достиг, как и предполагалось, Азиатско-Тихоокеанский регион, где количество туристов возросло на 15%. Еще 16,7% путешествуют по Северной Америке, 3,2% - Латинской Америкой, 3,4% - приезжают на Ближний Восток, 1,8% - в Африканские страны, 1,7% - в Австралию.
Если проанализировать деятельность туристической сферы всех стран мира в течение последних десяти лет и определить лидеров по привлечению туристов в свою страну, расположив их по местам по итогам работы в 2000 году, то таблица будет иметь следующий вид:
Традиционными лидерами Старого света остались Франция, Испания и Италия. Значительные темпы роста демонстрируют США (8,7% по сравнению с 1999 p.). Вышел в лидеры и Китай, который с 12-го места в 1990 году переместился на 5-тс в 2000 роци.
Таким образом, определив лидеров по приему иностранных туристов, можно уверенно констатировать тот факт, что именно в этих странах большое влияние на экономику должна туристическая индустрия. Приток валюты в% распределяются так: в европейские страны - 62,4%, страны Северной Америки - 16,4%, Латинской Америки -11,7%, африканские страны - 2,5%, Ближний Восток - 2,5%, Азию и Австралию - 4,5%. Во многих странах мира туризм является одной из наиболее приоритетных отраслей, вклад в валовой национальный доход которых составляет 20-45%, а поступления от иностранного туризма является основным источником получения валюты. Туристический бизнес стимулирует развитие других отраслей хозяйства, таких как строительство, связь, пищевая промышленность, сельское хозяйство, торговля, производство товаров народного потребления и другие. Этот бизнес привлекает предпринимателей по многим причинам: небольшие стартовые инвестиции, растущий спрос на туристические услуги, высокий уровень рентабельности и минимальный срок окупаемости витрат.
Влияние туризма на экономику страны пребывания можно исследовать с помощью оценки прямого и косвенного воздействия. Оценка экономического воздействия туризма основывается на расходах туристов. Здесь важно рассматривать разные аспекты экономики, которые испытывают на себе влияние расходов туристов. Расчет экономического влияния этих расходов производится с помощью мультипликатора. Поскольку местные предприятия зависят от других предприятий-поставщиков, любые изменения расходов туристов в туристической местности приведут к изменениям на производственном уровне экономики, доходов, занятости. Мультипликатор туризма - это отношение изменений одного из ключевых экономических показателей (производство, занятость, доход) к изменениям расходов туристов. Это определенный коэффициент, на который должны умножаться расходы туристив.
Если схематично рассмотрим туристические расходы, то увидим, что основные из них, в первую очередь, идут на туристические предприятия, которые непосредственно обслуживают туристов. Часть этих средств выходит из экономического оборота на оплату импорта товаров и услуг, которые потребляются на месте пребывания и эти средства в дальнейшем не играют роли в экономической деятельности территории. Остальные деньги используется на приобретение местных товаров и услуг, покрытие собственных расходов на энергоносители, оплату труда, налогов и прочее. В каждом цикле расходов часть накапливается, часть оплачивается государству в виде налогов и они перестают вращаться в экономике той или иной територии.
20-25% средств расходуются туристами в определенной местности или стране на дополнительные услуги, сувениры, транспорт и, из которых часть продолжает циркулировать в местной экономике - остальные переходит к государству и оседает у местных жителей в виде накопичень.
При оценке значения мультипликатора важно выбирать не только методику, но и определять вид мультипликатора, каждый из которых выполняет свои специфические функции.
Мультипликатор производства измеряет объем дополнительного производства за счет увеличения расходов туристив.
Мультипликатор продажи измеряет дополнительные обороты бизнеса в результате увеличения расходов туристив.
Мультипликатор доходов измеряет дополнительные доходы в виде заработной платы, арендной платы, процентов от ссуд и прибутку.
Мультипликатор занятости характеризует количество рабочих мест, созданных за счет дополнительных расходов туристив.
Экономика туризма непосредственно связана со многими секторами экономики различных отраслей хозяйствования и поэтому для расчета мультипликатора требуется немалая база даних.
Каковы же главные причины побуждают туристов огромные средства?
Для того, чтобы дать ответ на этот вопрос и грамотно работать на широком туристском рынке, нужно, прежде всего, знать характерные черты гостей из ведущих стран мира. Попробуем дать ответ на главные вопросы, использовав маркетинговые исследования, проведенные ВТО в конце XX столиття.
Что заставляет жителей ведущих стран мира оставлять родной дом и отправиться в путешествие?
В 10 наиболее развитых странах мира главным мотивом для поездки остается отдых. Наибольшее значение отдыха предоставляют в тех странах, которые не имеют теплого моря. Здесь доля отдыха среди других поездок составляет 76-83%. По-другому обстоят дела в государствах, обладающих прекрасными пляжами и благоприятным климатом. В этих странах доля отдыха за границей составляет уже 62-73%.
Большее количество поездок с целью бизнеса присуща тем государствам, в которых выезд в другие страны занимает скромное место: в США - 33%, Испании - 25%, Италии - 18%. Нельзя забывать, что в первоклассных гостиницах крупных городов главной фигурой остается бизнесмен. В отелях курортных городов главная фигура - отдыхающий (хотя среди них, конечно, встречается немало бизнесменов, однако цель их пребывания не бизнес, а отдых).
Как распределяются предпочтения населения по типам организации отдыха?
Приверженность тех или иных типов организации отдыха довольно существенно отличается по странам. Можно даже говорить о национальных предпочтениях типов отдыха. Значительная часть жителей Великобритании выберет отдых на берегу теплого моря - 46%. Вслед за британцами, но значительно им уступая, идут граждане Бельгии (35%) и Германии (32%). Отдых в городах явно привлекает японцев - 51%, испанцев - 33%, французов - 25%. В путешествиях странами проводят свой отпуск жители Италии - 41% и Франции - 32%.
1) 5% - занимают круизы; 2) 5% - посещение культурных и спортивных событий; 3) 10% - горный туризм 4) 9% - посещение культурных и спортивных событий; 5) 7% - спорт.
Как распределяются предпочтения населения относительно средств размещения?
Примерно равное приверженность размещение в отелях сохраняют жители почти всех стран - в пределах 52-62%. Однако есть два исключения: 88% японцев выбирают отель. У голландцев отель как средство размещения занимает более скромное место - лишь 38%. Зато они являются лидерами в выборе кемпинга (20%).
Из года в год растет количество туристов, которые имеют второе жилье в других странах. Это необязательно собственный дом, роскошная вилла, а возможно только скромная однокомнатная квартира в многоквартирном доме, так называемая студия. Так или иначе, отдых в собственном доме за пределами родной страны проводят 33% граждан США, 23% - Нидерландов, 18% - Великобритании. Те, кто победнее, выбирают отдых в гостях у знакомых и родственников. Таких международных туристов набирается среди голландцев до 15%, французов - до 22%. Распределение туристов по выбору средств размещения значительной мере связан с их личным статусом.
Как распределяется туристический поток за материальным положением?
В международном туризме встречаются люди с разным достатком. В туристских потоках почти всех стран преобладают представители среднего класса: от 40% в Нидерландах до 59% в Италии. Люди с невысоким достатком занимают значительное место в туристическом потоке Франции (36%) и Италии (31%). Среди туристов из Германии (43%), Нидерландов (41%), Великобритании (37%) ведущее место занимают представители высшего класса, которые предъявляют спрос на комфортабельные условия размещения. Правда, многие из представителей этого класса имеют собственные будинки.
Как распределяется туристский поток по полу и возрасту?
Данные таблицы показывают, что только во Франции наблюдается небольшое преобладание женщин в туристском потоке. В других странах большинство туристского потока составляют мужчины, особенно в Италии-61%. Обращает на себя внимание активность людей старшего возраста, после 60 лет, во Франции, где они составляют 30% потока (для сравнения - в Италии 13%).
Современная практика ценообразования в гостиничном бизнесе стимулирует парные поездки и направлена против путешественников-одиночек. Дело в том, что цена за номер на одного и двух проживающих в большинстве иностранных отелей одинакова. Это приводит к тому, что турист, который путешествует один, платит гораздо больше, чем семейная пара.
Зная цель путешествий, приверженность различных видов размещения, распределение туристических потоков по социальному статусу, полу и возрасту и эффективно используя их, можно заранее спланировать финансовые потоки, которые существенно повлияют на экономику той или иной краини.
Итак, основной движущей силой развития туризма остаются экономические выгоды, которые он предоставляет. Так, туризм стимулирует развитие элементов инфраструктуры - гостиниц, ресторанов, предприятий торговли. Он приводит к увеличению доходной части бюджета за счет налогов, которые могут быть прямыми (плата за визу, таможенный сбор) или косвенными (увеличение заработной платы рабочих вызывает увеличение сумм подоходного налога, уплачивается ими в бюджет). Кроме этого, как отмечалось выше, туризм имеет широкие возможности для привлечения иностранной валюты и разного рода инвестиций.
Он способствует диверсификации экономики, создавая отрасли, обслуживающие индустрию туризма, обеспечивает рост доходов населения и повышение уровня благосостояния нации.
Также влияние туризма на экономическое развитие проявляется в повышении деловой активности и расширении производства товаров и услуг в результате увеличения платежеспособного спроса за счет иностранных и местных екскурсантив.
Особое место отводится туризма в создании рабочих мест и решении проблемы занятости. Количество рабочих мест ежедневно увеличивается, не требуя при этом больших затрат. Туризм охватывает многие сектора экономики и этим затрудняет определение точной оценки количества работников, занятых в сфере туризма. Кроме того, решение проблемы реальной оценки осложняется еще и специфическим характером труда (сезонность, работа по совместительству, временная работа и т.д.). И все же количество занятых в туристической сфере постоянно зростае.
Важное значение имеет вклад туризма в платежный баланс страны, который выражается в виде разницы между расходами иностранных туристов в стране и расходами резидентов этой же страны за кордоном.
Таким образом, мы определили экономические функции туризма и их влияние на економику.
Но не менее важны являются социальные функции туризма, особенно если рассматривать туризм как форму умственного и физического воспитания, реализуется через гуманитарно-социальные функции, основными из которых являются:
• воспитательная - формирует чувство патриотизма, коллективизма, нравственных и этических ценностей;
• образовательная - пополняет и закрепляет знания по вопросам краеведения, природоведения, топографии, рекреалогии; знакомство с культурой и традициями стран и народов мира и т.д.;
• оздоровительная - оптимальный режим физических нагрузок, использования благоприятного влияния природных факторов на состояние организма, соблюдение правил личной и общественной гигиены, развитие адаптивных возможностей, поддержка организма на должном уровне физической подготовки;
• спортивная - создание базы общей физической подготовки, достижения максимальных результатов в спорте, специальная подготовка к змагань.
Исходя из этого, можем рассматривать туризм и как популярную форму организации отдыха, проведения досуга, познание родного края, окружающей среды, знакомства с историей, культурой и традициями определенной краини.
1 еще один очень важный фактор - влияние туристической деятельности на окружающую среду. Это влияние может быть прямым, косвенным, положительным и отрицательным. Туризм не может развиваться без взаимодействия с окружающей средой, но, управляя этим развитием, можно уменьшить негативное воздействие и увеличить позитивний.
Положительное влияние включает охрану и реставрацию памятников природы, истории, культуры, создание национальных парков и заповедников, сохранение лесов, защита растительного и животного свиту.
Негативное влияние, к сожалению, больше, в частности, это воздействие на качество воды в реках, озерах, морях и на качество воздуха, рост выбросов вредных веществ транспортными средствами, самовольное размещение временных баз отдыха, загрязнения отходами окружающей среды, самовольное разжигание костров, понивечення исторических памятников вандалами. Некоторые виды туристского отдыха, такие как охота, рыбалка, сбор растений, наносят негативного влияния живой природе и приводят к уменьшению численности или даже к полному исчезновению фауны и флоры определенных территорий и прочее. Рост населения в туристских регионах, строительство новых туристических мощностей требует привлечения как можно большего количества природных ресурсов, что, в свою очередь, увеличивает нагрузку на окружающую среду.
1.2. теоретические аспекты мирового туризма | 2. ТУРИЗМ УКРАИНА |