4.1. понятие , структура и составляющие туристического продукта
Прежде чем дать определение туристического продукта, рассмотреть его составляющие и принципы формирования (производства), коротко остановимся на характеристике услуги как специфического вида товару.Товаром вообще называем то, что может удовлетворить любую необходимость общества или отдельного индивидуума и предлагается для продажи на рынке. Товар может быть материальный (карандаш, стол, стул) и нематериальный (идея, изобретение, услуга). Лучшим товаром является тот, который может наиболее полно удовлетворить любую необходимость по приемлемой цини.
Услуга - это любое действие или выгода, которая предоставляется одной стороной другой и в отличие от товара имеет специфические, только ей присущие характерные риси.
В перечень таких особенностей можно отнести ее сохранность, мнимость, изменение качества и ин.
Незбережснисть услуги определяется тем, что она предоставляется единовременно и ее невозможно оставить для использования еще раз. При повторном использовании это уже будет новая послуга.
Мнимость услуги - это воображение результата, который будет после получения послуги.
Но никакую услугу невозможно увидеть в ее отримання.
Изменение качества услуги - качество услуги изменяется в каждый момент ее предоставления. Каждая новая услуга предоставляется в изменившихся условиях: настроение, состояние здоровья, влияние внешней среды, время года, степень усталости и ин.
Согласно Межгосударственным стандартом (ГОСТ 28681.0), "Туристическая услуга - результат деятельности туристического предприятия по удовлетворению соответствующих потребностей туристов".
В состав туристических услуг входят: бронирование, оформление документов, все виды перевозок, размещение, питание, экскурсии и аттракции, медицинское сопровождение и страхование, услуги гидов-переводчиков и другое обеспечение. Перечень услуг каждого тура различен и определяется программой перебування.
Туристическая услуга является составной туристического продукта. И если туристическая услуга может быть приобретена и употреблена только в месте ее производства, то туристский продукт может быть приобретен и по месту жительства, но потребленный только на месте производства туристических послуг.
Иногда туристический продукт ассоциируют с понятием "туристический пакет", т.е. основным (обязательным) комплексом услуг, предоставляемых во время путешествия по индивидуальном или групповом плана и имеют серийный характер и предлагаются в широкую продажу. Но туристический продукт - это гораздо шире и весомее понятия, о чем речь пойдет чуть ниже. Туристический же пакет включает минимальный набор обязательных элементов, необходимых для осуществления подорожи.
Туристический центр - это место отдыха туриста, которое объединяет все его рекреационные возможности: природные, культурно-исторические, экологические, этнические, социально-демографические, инфраструктуры. Этот элемент туристического пакета относится к обязательным, поскольку без объекта интереса невозможно организовать путешествие. Но необходимо помнить, что даже в одном регионе может быть несколько туристических центров. Например, г. Львов и г. Трускавец расположены в одной области, но это разный комплекс рекреационных возможностей, которые нельзя перенести в любое другое мисце.
Транспорт - это средство передвижения, с помощью которого можно добраться до туристического центра. Это может быть самолет, теплоход, поезд, автобус, автомобиль и др.. Значительную часть расходов стоимости турпакета составляют расходы на перевозку. Чем более комфортабельный и скоростной вид транспорта используется, тем выше стоимость подорожи.
Услуги размещения - это конкретный отель, который предлагается туристу в туристическом центре на время путешествия. Услуги питания не включаются отдельным элементом в туристический пакет, поскольку в туризме они составляют часть услуг размещения. Существует несколько комбинаций размещения и питания:
ВВ - размещение завтрак;
НВ - полупансион: размещение завтрак ужин;
FP - полный пансион: размещение завтрак обед вечеря.
Имеет место также и различие в форме обслуживания. Система "А ля карт" предполагает свободный выбор клиентом блюд, предлагаемых в меню ресторану.
"Табло дот" - обслуживание по единому для всех клиентов меню без права вибору.
"Шведский стол" - свободный выбор выставленных на общий стол блюд и самообслуговування.
Что же приобрел турист, выкупив комбинацию ВВ или НВ? Прежде всего, свободу выбора, поскольку в этом случае он может сам моделировать программу пребывания в туристическом центре, по своему усмотрению выбрать ресторан или - отправиться на экскурсию, где предусмотрен обид.
Трансфер - доставка туриста от места прибытия (аэропорт, железнодорожная станция, морской вокзал) до места размещения (гостиница, мотель, кемпинг), где он будет проживать, а также обратная доставка к месту видправлення.
Трансферы осуществляются с использованием автобусов, такси или даже лимузинов, если такого типа трансферы включены в ТУРП-кет или заказные туристом.
Таким образом, туристический пакет, который объединяет обязательные туристические услуги, отличается от туристического продукта тем, что это минимальный набор услуг, которые могут быть расширены за счет дополнительных туристско-экскурсионных услуг, товаров и других услуг и вместе составлять туристический продукт.
Туристический пакет - это только часть туристского продукта, точнее обязательная часть тура, который может быть большим или равным турпакету.
Итак, туристский продукт - это совокупность вещественных (предметов потребления) и неречових (в форме услуг) потребительских стоимостей, необходимых для удовлетворения потребностей туриста, возникающих в период его туристической подорожи.
Тур - это первичная единица туристского продукта, которая реализуется потребителю как единое целое, на определенный маршрут и конкретный термин.
Закон Украины "О туризме" дает следующее определение: "Тур - туристическое путешествие (поездка) по определенному маршруту в конкретные сроки, обеспеченная комплексом туристических услуг (бронирование, размещение, питание, транспорт, рекреация, экскурсии и т.п.)".
Составляющими тура является туристический пакет и комплекс услуг на маршруте, которые клиент просит включить в обязательную программу и платит за них заздалегидь.
Различают два основных вида тура:
пэкидж-тур - комплексная туристическая услуга, которая включает в себя размещение, питание, экскурсионное обслуживание, транспортные, бытовые, спортивно-оздоровительные и другие послуги.
инклюзив-тур - отдельные туристические услуги: питание, размещение, транспорт, экскурсионное обслуживание (на выбор).
На практике большей популярностью пользуется инклюзивный тур, когда турист заказывает минимальный набор основных услуг, покупая дополнительные услуги при необхидности.
Дополнительные туристско-экскурсионные услуги - это услуги, не предусмотренные ваучером или путевкой и доводятся до потребителя в режиме его свободного вибору.
Дополнительные услуги не входят в основную стоимость путевки. К ним относятся прокат, бытовое обслуживание, дополнительное питание, стоянка для автомобиля, хранения вещей, развлечения, приобретение билетов, пользование мини-баром и т.п.
Товары - это специфическая материальная часть туристского продукта (туристическое снаряжение, буклеты, сувениры, открытки, планы и карты городов и т.п.) и неспецифическая часть туристического продукта, куда входит большое количество товаров, которые являются дефицитными или более дорогими в местах постоянного проживания туристив.
Как свидетельствует статистика, структура стоимости туристического продукта при организации туристической поездки из Украины, например в Болгарию, составляет:
ТП (100%) = Т (45-50%) ГТЭП (35-40%) Т (10-20%), где ТП - стоимость туристического продукта, Т - стоимость тура;
ГТЭП - стоимость дополнительных туристско-экскурсионных услуг; ТВ - стоимость купленных товарив.
И совсем другой будет структура туристического продукта при организации коммерческой поездки в Турцию или Китай, где в процентном отношении будет преобладать стоимость купленных товарив.
Туристический продукт оценивается как суммарный объем товаров и услуг, произведенных в сфере туризма. Он может быть оценен двумя способами:
а) как сумма всех проведенных затрат на производство турпродукта;
б) как сумма всех расходов туристов, то есть доход от туризму.
Следовательно, суммарный объем товаров и услуг, производимых (потребляемых) в сфере туризма, и является валовым туристическим продуктом, который и в первом, и втором случаях измеряется в стоимостном вирази.
Производство туристического продукта - это процесс преобразования ресурсов на туристический продукт, который происходит на разных хозяйствующих субъектах: от натурального крестьянского хозяйства до современного пидприемства.
Комплексная система организации производства такого продукта называется индустрией туризма, которая объединяет специализированные предприятия, организации и учреждения. Сгруппируем их по специализации: 1. Предприятия, предоставляющие услуги по размещению:
гостиницы, мотели, кемпинги;
пансионаты, частные дома и квартиры;
туристические базы, дома отдыха, приюты;
другие средства розмищення.
2. Предприятия питания:
рестораны, столовые;
кафе, бары;
фабрики-кухни и инши.
3. Транспортные предприятия;
автопредприятия;
авиационные предприятия;
железнодорожные ведомства;
предприятия морского и речного транспорту.
4. Туристические фирмы по производству и реализации туристического продукта:
туристические бюро (туроператоры)
туристические агентства;
экскурсионные бюро;
бюро реализации путивок.
5. Рекламно-информационные туристические учреждения:
рекламные агентства;
рекламные бюро;
информационные агентства.
6. Производственные туристические предприятия:
фабрики по производству сувениров;
предприятия по производству туристического снаряжения;
предприятия по производству комплектующих для гостиниц и туристических офисов (мебель, спальни предметы и др.)..
7. Предприятия торговли:
магазины по реализации туристического снаряжения;
магазины по реализации сувениров;
пункты прокату.
8. Предприятия досуга:
киноконцертные залы;
клубы по интересам;
залы игровых автоматов и ин.
9. Заведения самодеятельного туризма:
туристические клубы;
альпинистские, водные, спелеологические клубы;
конные, велосипедные и другие клуби.
10. Учебные и научно-проектные туристические заведения:
высшие и средние специальные учебные туристические заведения;
институты повышения квалификации и переподготовки;
учебные курсовые комбинаты;
научно-исследовательские и проектные институти.
11. Органы управления туризмом:
комитеты, департаменты, управления туризма;
общественные туристические организации и объединения.
Но это далеко не полный перечень предприятий, организаций учреждений, участвующих в производстве туристского продукта. Туристическую индустрию косвенно формируют предприятия связи и торговли, дорожные и коммунальные службы, пограничные и таможенные переходы и многое инших.
Жизненный цикл туристического продукта Любой продукт, даже с наилучшими потребительскими свойствами, рано или поздно вытесняется с рынка другим, более усовершенствованным. Не может быть вечного продукта, так как со временем спрос на него падает и полученный от реализации прибыль настолько мал, что дальнейшая торговля им становится экономически невигидною.
Каждый продукт, в том числе туристический, проходит в своем развитии четыре последовательные стадии: внедрение, рост, зрелость и спад.
Внедрение - начальная стадия жизненного цикла, на которой создается рынок для нового продукта. Она характеризуется медленными темпами роста объема продаж и возможными потерями (высокие затраты на производство и маркетинг). Длительность стадии внедрения зависит от качества продукта, его соответствия потребностям потребителей, правильно выбранной стратегии маркетинга и последовательной ее реализации.
Стадия роста наступает с признанием покупателями продукта и быстрым увеличением спроса на него. Сбыт расширяется, а за ним растет и прибутковисть.
Относительно высокие прибыли привлекают новых производителей, конкурентная борьба обостряется. Фирмы, которые раньше других предложили продукт, имеют значительные конкурентные преимущества, но, несмотря на это, они должны беспокоиться о дальнейшем совершенствовании своего продукта, поскольку предприятия, которые позже наладили производство такого же продукта, будут его улучшать и развивать, чтобы потеснить лидеров.
Стадия зрелости характеризуется замедлением роста объема продаж, его стабилизацией и даже падением по мере наполнения рынка. Большинство потребителей уже воспользовались продуктом и их круг практически не расширяется. Особое значение приобретает так называемый "феномен верности", который побуждает вновь воспользоваться уже известным продуктом. Формируется круг постоянных клиентов. На этой стадии конкуренция достигает максимума. Прибыли начинают уменьшаться, хотя остаются достаточно високими.
Спад проявляется в резком сокращении объемов продаж и прибыли. Он часто обусловлен изменением потребностей покупателей или появлением на рынке новых продуктов. На стадии спада у предприятия есть несколько альтернативных вариантов действий
можно уменьшить существующие предложения;
можно улучшить (оживить) продукт и таким образом укрепить Его положение на рынке;
развлечения сбыта или выйти на другие рынки;
остановить производство продукту.
Какой вариант выберет предприятие, определяется конкретной ситуацией.
ГЛАВА 4. ТУРИСТИЧЕСКИЙ ПРОДУКТ И ЕГО СОСТАВЛЯЮЩИЕ | 4.2. качество туристического продукта и его конкурентоспособность |