5.1. основные этапы создания туристического предприятия

Закон "О предприятиях в Украине" регламентирует деятельность различных видов предприятий, определяет виды и организационные формы, правила деятельности, создает одинаковые правовые условия независимо от формы собственности и системы хозяйствования, обеспечивает самостоятельность предприятий, фиксирует их права и ответственность, регулирует отношения с другими субъект ведения хозяйства и державою.
Процедура создания туристического предприятия как юридического лица предполагает много этапов, при этом необходимо отметить, что в последнее время создание и регистрация имеет тенденцию к спрощення.
Важнейшими элементами создания туристического предприятия являются:
выбор организационно-правовой формы
протокол намерений участников (учредителей);
разработка проектов учредительных документов;
проведения учредительного собрания;
подготовка учредительных документов для регистрации;
правовая регистрация предприятия;
постановка на учет и регистрация в налоговых, статистичних
органах, Пенсионном фонде, Фонде социального страхования и других установах.
следующие организационные процедуры, связанные с открытием счетов в банковских учреждениях, изготовление печати, штампа, фирменных бланкив.
Рассмотрим основные этапы создания туристического предприятия Выбор организационно-правовой формы хозяйственного общества производится участниками (учредителями) в соответствии с законодательством Украини.
Наиболее гибкой формой для малого туристического бизнеса является общество с ограниченной ответственностью (ООО). Оно может быть учреждено одним или несколькими лицами, а уставный фонд такого общества разделен на части, размер которых определяется учредительными документами. При этом участники общества не отвечают по его обязательствам, а несут ответственность, связанную с деятельностью общества в пределах их внескив.
иной организационно-правовой форме туристического бизнеса является общество с полной ответственностью, в котором все участники несут солидарную ответственность по обязательствам предприятия всем своим майном.
Туристический бизнес на основе значительных начальных инвестиций целесообразно реализовывать в форме акционерного общества. Главным атрибутом такого общества служит акция - ценная бумага без установленного срока обращения, которая свидетельствует о долевом участии в уставном фонде общества, подтверждает членство в нем и право на участие в управлении им. Акционерные общества бывают двух видов: открытого типа, акции которого распространяются через открытую подписку и куплю-продажу на фондовых биржах, и закрытого типа, акции которого могут распространяться только между его засновниками.
Акционерная форма хозяйствования имеет существенные преимущества, финансовые - создает механизм оперативной мобилизации больших по размеру инвестиций и регулярного получения дохода в форме дивидендов на акции; экономические ~ акционерный капитал способствует установлению гибкой системы производственно-хозяйственных связей, опосредованных перекрестным или цепным владением акциями, социальные - акционирование является важной формой преобразования наемных работников на владельцев части имущества пидприемства.
Для более четкого определения целей и задач создаваемого предприятия, согласование организационно-правовой формы, размера уставного капитала, распределения поручений между участниками, решение других организационных вопросов целесообразно оформить протокол намерений. Он не входит в число обязательных учредительных документов и формально лица, подписавшие его, не несут ответственности за невыполнение взятых обязательств. Тем не менее, этот протокол является основой учредительного договора и единственным документом, который объединяет учредителей к моменту реестрации.
Важным этапом создания туристического предприятия является разработка проектов учредительных документов в соответствии с выбранной организационно-правовой формой. Так, для общества с ограниченной ответственностью учредительными документами являются:
учредительный договор, подписанный его учредителями (участниками)
устав, принятый общим собранием засновникив.
Если учредителем общества является одно лицо - учредительный договор не укладаеться.
В учредительном договоре перечисляются все учредители, их реквизиты, размер уставного капитала, его распределение по частям, перечень имущества, вносимого учредителями в уставный фонд, его оценка и ин.
В уставе общества с ограниченной ответственностью необходимо записать следующие данные:
полное название общества, юридический адрес;
учредители (участники) общества;
на какой срок создано товарищество
цель и предмет деятельности общества;
правовой статус общества;
имущество, уставный капитал, распределение долей;
перечень имущества, вносимого учредителями в уставный фонд, и его оценка;
порядок распределения прибыли и покрытия убытков, создания фондов;
права и обязанности учредителей;
органы управления обществом,
порядок изменения состава учредителей;
трудовые отношения с работниками общества;
учет и отчетность;
ревизионная комиссия и аудит
прекращения деятельности и реорганизация общества;
порядок внесения изменений в статуту.
Этот перечень не окончательный и может изменяться в зависимости от различных факторив.
Требования к учредительным документам общества с полной ответственностью аналогичны, за исключением специфики солидарной ответственности по обязательствам, обусловленных попередньо.
Учредительными документами акционерного общества является устав, в который дополнительно к вышесказанному заносят порядок распределения уставного капитала на акции, их номинал, виды и др.. Кроме этого, дополнительно вводятся разделы "Права и обязанности акционеров", "Дивиденды", "Порядок ведения реестра акций".
В открытом акционерном обществе дополнительно вводится раздел "Порядок эмиссии акций".
Особенно важен для всех форм хозяйственных обществ выбор размера уставного фонда и доли в нем каждого учасника.
Уставный фонд будущего предприятия-это часть, в пределах которых оно несет ответственность перед кредиторами, если иное имущество видсутне.
Минимальный размер уставного фонда регламентируется нормативно-правовыми актами. Так, для обществ с ограниченной ответственностью или полной ответственностью - это 100 минимальных зарплат, для акционерных обществ - 1000. Максимальный размер уставного фонда не регламентуеться.
Следующий этап - проведение учредительного собрания. Подготовка собрания проводится инициативной группой в порядке выполнения решений протокола намерений. Согласован с учредителями повестку дня официально вручается всем участникам не менее чем за две недели до начала собрания. В собрании имеют право принять участие все учредители или их доверенные особи.
В повестку дня вносятся следующие основные вопросы:
о создании предприятия;
обсуждение устава и учредительного договора;
выборы органов управления и утверждение исполнительных органов;
утверждении аудита и ревизионных органов;
другие вопросы (обсуждение бизнес-плана, рекламной компании).
Если уставом предусмотрено внесение имущественных вкладов в виде зданий, сооружений, оборудования, права собственности на землю и другие имущественные права, а также право на интеллектуальную собственность, тогда на собрании создается комиссия по оценке соответствующей собственности и утверждаются ее предложения по принципам и формах оцинки.Module . В случае создания акционерного общества закрытого или открытого типа, в повестку дня дополнительно вносится вопрос о порядке ведения реестра акционерив.
Общие учредительное собрание считаются состоявшимися, в случае присутствия на них более половины участников или их представникив.
Голосование может быть открытым или закритим.
После проведения собрания учредительные документы готовятся для реестрации.
В этот период документы перепечатываются, размножаются, прошиваються.
Необходимо обратить внимание на наличие всех подписей учредителей в учредительном договоре и уставе, а также на правильное оформление протокола учредительного собрания, который подписывается председателем и секретарем зборив.
Правовая регистрация предприятия производится исполнительными комитетами городских и районных советов или уполномоченными органами. Регистрация состоялась, если соответствующая запись внесена в Государственный реестр, а предприятию выдано свидетельство о регистрации соответствующего форми.
После этого наступает процедура постановки на учет в органах статистики, налоговой администрации, Пенсионном фонде, Фонде социального страхования и ин.
Следующим организационным мероприятием является открытие расчетных счетов в банковском учреждении. Это свободный выбор банка, но удобнее, чтобы он был расположен в районе, где находится это пидприемство.
Для открытия счетов необходимо определиться, какие банковские счета необходимые для деятельности предприятия (гривневый, валютный, рублевый) и ознакомиться с порядком открытия и ведения рахункив.
Одновременно с процедурой открытия счетов необходимо получить разрешение УВД на изготовление печати и штампов, подготовить их эскизы и заказать в соответствующей фирме. Целесообразно подготовить эскизы и заказать фирменные бланки, другую печатную продукцию.
Одним из важнейших этапов создания туристического предприятия является его программа экономической деятельности. Это - основа финансового менеджмента как для предприятия, которое создается, так и для действующей фирми.
Выбрав туристическую деятельность как основной вид, необходимо решить две проблемы.
1. Выбрать сопутствующие виды деятельности, т.е. диверсифицировать основу туристического бизнеса для зниження
финансовых рисков в связи с тем, что туризм достаточно чувствителен к целому ряду факторов: политических, экономических, инфраструктурных и ин.
2. Желательно выбрать такие виды основной и дополнительной деятельности, которые были бы приоритетными на длительный период.
Следующим этапом является выбор географии бизнеса. Если будущая основная деятельность связана только с реализацией внутренних туров, то необходимо определить район приема-отправки туристов. Если предприятие будет заниматься международным туризмом, то должны быть выбраны те страны и регионы, где будет реализован и потребленный туристический продукт.
Далее необходимо исследовать рынок туристических услуг и выбрать свой сегмент туристического бизнеса и доказать конкурентоспособность собственного турпродукту.
Определив регион рынке сбыта туристических услуг, необходимо произвести расчет максимально возможных предложений и спроса этого рынка на перспективу по годам, сезонам, дням недели, а потом проанализировать конкурентную середовище.
При этом изучается статистика численности туристических фирм, зарегистрированных в регионе, объемы реализации ими туристических услуг, ценовые факторы, наличие монополистов, отличие собственного туристического продукта от аналогичного продукта конкурентов и ин.
Если решение по выбору региона рынка сбыта туристических услуг определяется только условиями конкуренции, то принимается (после анализа конкурентной среды) одно из трех решений:
выход из этого рынка;
принятие стратегии конкурентоспособности и работа на рынке путем завоевания своего сегмента.
формирования (производство) позаконкурентного туристического продукта и работа в этом вновь сегменте ринку.
Важными шагами туристического предприятия являются:
планирования производства туристических услуг и контроль за качеством туристического продукта. Этот вопрос подготовки туров, их методическое обеспечение, подготовка договорной документации, работа со страховыми и другими заинтересованными организациями;
определение способа (технологии) реализации туристского продукта. Это может быть самостоятельная реализация или через другие фирмы, комиссионная продажа через посредников или создание разветвленной дилерской сети;
способы стимулирования продаж. Сюда относятся ярмарки, выставки, конкурсы, аукционы, туристические лотереи, предоставления сезонных льгот, льгот для постоянных клиентов, детей, рекламные туры и др.;
подбор и управление персоналом туристского предприятия. Это расчет необходимого количества работников, формирование штатного расписания, разработка должностных инструкций, формы оплаты труда, регламента работы предприятия и ин.
Упрощенная модель функционирования туристического предприятия показана на рисунке 5.1.1.
Итак, экономическая деятельность - это организованная работа туристического предприятия, во время которой используется капитал, рекреационные ресурсы, средства производства и рабочая сила для производства и реализации туристического продукту.
Говоря о туристическое предприятие, подразумеваются те фирмы, основной деятельностью которых является предоставление туристических услуг, а все другие виды деятельности - сопутствующие, побочные. Но любое такс предприятие или организацию можно назвать туристической фирмой, поскольку они могут действовать как на коммерческой, так и на некоммерческой основе. Коммерческое туристическое предприятие имеет главной целью своей деятельности получение прибыли за счет предоставления различных видов туристических послуг.
Важной формой экономической деятельности туристического предприятия является франчайзинг, который в широком понимании этого термина означает передачу прав на предоставление услуг и производство туристического продукта, а также оказание практической помощи в деле организации туристического бизнесу.
Франчайзинг как особая форма хозяйствования заключается в следующем: независимое предприятие (франчайзодатель), которое производит туристический продукт или предоставляет услуги, передает право использовать свой товарный знак другому предприятию (франчайзополучателя) в обмен на обязательство производить такой же туристический продукт или предоставлять услуги. За право хозяйничать от имени и под торговой маркой франчайзодавця предприятие выплачивает определенный процент от своего дохода как материальное винагороду.
Франчайзинг можно разделить на две категории: организация продажи туристического продукта или услуг и форма пидприемництва.
Франчайзинг - договор (соглашение) между продавцом и покупателем, по которому продавец защищенного торговой маркой продукта или услуги предоставляет эксклюзивное право на распространение и продажу данного продукта или услуги независимому предпринимателю на региональном рынке в обмен на получение от него денежного вознаграждения при условии соблюдения покупателем технологий обслуживающих операций.
В индустрии туризма наиболее распространена вторая категория франчайзинга, при этом франчайзодатель создает полную концепцию предприятия или методов работы, а франчайзополучатель покупает право использовать имеющиеся наробки.
Франчайзинг дает преимущества обеим сторонам-расширяет бизнес одной и предоставляет возможность для предпринимательства другой стороне, которая функционирует в соответствии со стандартами и режимом работы, установленным франчайзодателя.
ГЛАВА 5. ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ ТУРИСТИЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5.2. туроператорская и турагентская деятельность предприятий туризма