9.2. Организация и проведение маркетинговых исследований

Ни турагентская фирма не может пользоваться только имеющимися в ее ассортименте маршрутами. Постоянно меняются понятия населения о лучший отдых, меняется мода на престижные места отдыха, появляются новые курортные районы, новые клиенты приходят с новыми запросами и т.ин.
Ни туроператорская фирма не может не учитывать постоянно меняющийся спрос на те или иные услуги, которые требуют туристы, и ни одна не может обойтись без спадов и подъемов спроса на ее услуги в течение року.
Каждое туристическое предприятие должно постоянно следить за изменениями, которые происходят на рынке туристических услуг, успевать реагировать на них.
Для того, чтобы постоянно владеть информацией обо всех изменениях на рынке туристических услуг, иметь возможность оперативно реагировать на них и даже самому создавать выгодные для себя изменения, каждому туристическому предприятию необходимо проводить маркетинговые исследования - постоянные и периодични.
Основными этапами маркетинговых исследований являются:
выявление проблем, которые стоят перед предприятием;
формулирование целей;
планирование проведения исследований по каждой цели;
источников информации и определение широты охвата;
сбор информации;
обобщение и анализ информации;
разработка рекомендаций и прогнозирование их ефективности.
На этапе разработки рекомендаций и прогнозирование их эффективности исследования заканчивается, но оно имеет и свое продолжение - реализацию рекомендаций, полученных в ходе исследования, и контроль за их виконанням.
Поскольку маркетинг включает исследование не только фактического состояния объекта, но и комплекс прогнозирования, исследования могут проводиться разными методами. Классифицировать методы маркетинговых исследований можно по различным признакам, например, по периодичности, за использованием оборудования, по времени на их реализацию, но мы рассмотрим только те методы, которые чаще всего используются в маркетинговых исследованиях и простые в застосуванни.
Рассмотрим методы сбора информации. Личный опрос -. один из наиболее трудоемких способов сбора первичной информации.
Оно проводится для выявления предпочтений клиентов о ассортимент предоставляемых услуг, их качество, необходимость в них тощо.
Методы наблюдения требуют более высокой квалификации, поскольку предусматривают наличие собственной оценки ситуации тем лицом, которое проводит наблюдения. Как правило, эта работа проводится путем непосредственного наблюдения за реальными или потенциальными клиентами и другими объектами, которые интересуют туристическое пидприемство.
Методы анкетирования применяются для опроса большого количества лиц, которые расположены в разных местах и имеют разный круг интересов. Анкетирование проводится специальными агентами, которые собирают информацию для каждой анкеты или по телефону, факсу, Интернету или при личной встрече с людьми. Возможно также проведение анкетирования путем рассылки анкет по предприятиях, организациях, частных адресах и их последующий збир.
Интересным методом сбора информации может быть эксперимент. Для его проведения "необходимо предварительно смоделировать весь процесс, выявить группы потенциальных и реальных клиентов и т.д.. Заслуживает внимания метод отбора необходимой информации из первоисточников. Анализом и сбором информации, которая появляется в периодической печати, как правило, занимаются информационные работники библиотек или специальные подразделения фирми.
В маркетинговых исследованиях можно выделить два направления: типовые исследования, без которых не может обойтись ни одно предприятие, и индивидуальные исследования, которые проводятся в соответствии с индивидуальными запросами предприятия в сложившейся склалася.
К типичным относятся исследования потребностей, спроса, емкости рынка и другие. А индивидуальные исследования каждое предприятие разрабатывает и проводит самостийно.
Маркетинговые исследования туристического рынка предполагают исследование структуры рынка туризма. Как и любой другой товарный рынок, рынок туризма неоднороден. В его структуре можно выделить следующие рынки: рынок туризма в пределах страны, который объединяет внутренний и въездной (иностранный) туризм рынок национального туризма, который объединяет внутренний и выездной (зарубежный) туризм рынок международного туризма, который состоит из въездного и выездного туризма.
С точки зрения особенностей и содержания маркетинговой деятельности, выделяются следующие рынки:
целевой, т.е. рынок, на котором предприятие реализует или собирается реализовывать свои цели;
бесперспективный - рынок, не имеющий перспектив для реализации определенных услуг;
основной - рынок, где продается основная часть услуг предприятия;
дополнительный - рынок, на котором обеспечивается продажа незначительного объема услуг;
растущий - рынок, который имеет реальные возможности для роста объема продажив.
Общая цель исследования рынка состоит в определении условий, при которых обеспечивается наиболее полное удовлетворение спроса населения в туристских услугах и создаются предпосылки для эффективного их сбыта. В соответствии с этим первоочередной задачей изучения рынка является оценка текущего соотношения спроса и предложения на туристические услуги, т.е. конъюнктуры ринку.
Конъюнктура - экономическая ситуация на рынке в определенный момент времени как результат взаимодействия факторов и условий, определяющих соотношение спроса и предложения на туристические услуги, а также уровень и динамику цен на них.
Важной задачей исследования рынка - определение его емкости. Этот показатель демонстрирует принципиальную возможность работы на конкретном ринку.
емкостью рынка называют потенциально возможный объем туристических услуг, реализуемых на нем в течение определенного периода часу.
Емкость рынка рассчитывается как в натуральном (количество туристов), так и в стоимостном (объем поступлений от туристов) выражениях.
Зная емкость рынка и тенденции ее изменений, предприятие имеет возможность оценить перспективы того или иного рынка для себе.
Не менее важны являются маркетинговые исследования туристического продукта, конкурентов, потребителей и т.п..
9.1. Суть и содержание маркетинга в туризме 9.3. Организация и контроль маркетинга туристического предприятия