13.1. Прогнозы развития мирового туризма

Осознание человеком того, что он является гражданином не только своей страны, но и мира, ведет к расширению туристических поездок, увеличение предложений на рынке разнообразных туров, особенно целевых. На конференции ВТО в Лиссабоне по результатам исследования "Tourism 2020 Vision" провозглашены пять перспективных туристических направлений XXI столиття.
Приключенческий туризм. В мире остается все меньше не исследованных туристами регионов. Настоящих романтиков привлекают самые отдаленные уголки Земли, горные вершины и морские глубины. Новые туристические потребности требуют разработки соответствующего туристического продукту.
Круизы. Этот сектор туризма развивается феноменально быстрыми темпами. Если в 1997 году на круизных судах по морским и речным маршрутам путешествовало около 7 млн. человек, то уже в 2000 году количество туристов возросло более 9 млн. В мире строится 42 восьмипалубних круизных теплохода вместимостью до 6200 пассажиров кожен.
Экологический туризм. Главная цель экотуризма - сохранение окружающей среды и обеспечения минимального пагубного влияния человека на природу. Можно организовывать как тематические пизнаватьни туры для любителей экотуризма, так и туры для отдыхающих на курортах, с посещением национальных заповидникив.
Культурно-познавательный туризм. Наибольшие потоки туристов, путешествующих с познавательными целями, наблюдаются в Европу, Азию и на Ближний Восток. Для небольших групп туристов можно организовывать познавательные туры в виде однодневных экскурсий с посещением памятников культури.
Тематический туризм. Этот вид туризма предусматривает повышенный интерес к конкретному явлению, например к климатическим условиям определенной местности или тематических парков как мест видпочинку.
По прогнозам ВТО, в XXI веке ожидается туристический бум: число путешествующих в мире к 2020 году возрастет до 1,6 млрд. человек в год, что означает увеличение туристических прибытий в 2,4 раза по сравнению с 2000 роком.
При этом доходы от туризма, по прогнозам ВТО, в 2010 году составят 1550 млрд. долларов США, то есть в 3,3 раза превысят уровень 2000 года, а к 2020 году прогнозируется увеличение доходов до 2000 млрд. долларов США.
Предполагается, что при ежегодном росте на 8% количество туристических прибытий в Китай достигнет к 2020 году 137,1 млн. осиб.
Вторым по популярности туристическим направлением станут США (102,4 млн.), далее-Франция (93,3 млн.), Испания (71,0 млн.), Гонконг (59,3 млн.).
Ежедневные расходы туристов, за исключением средств на авиаперевозки, увеличатся до 5 млрд. долларов в день.
По прогнозам ВТО, ожидается бурное развитие выездного туризма. Крупнейшими странами-поставщиками туристских потоков станут Германия, Япония, США, Китай, Великобритания.
Экономическая отсталость новых политических структур в Восточной Европе является реальным барьером для привлечения населения этих стран в международный туризм. Объем туризма между странами Западной и Восточной Европы будет расти, в основном, в направлении с востока на Захид.
И все же вместе с экономическим подъемом стран Восточной Европы, развитием туристической инфраструктуры, развитием транспортных систем международный туризм для развивающихся стран, станет источником не только поступления иностранной валюты, но и создание новых рабочих мисць.
Таким образом, тенденции развития международного туризма носят позитивный характер. Растущий интерес туристов к другой культуре, обилие рекламы, доступность информации способствуют увеличению возможностей общения между народами, позволяет гражданам лучше понимать друг одного.
13.2. Перспективы развития туризма в Украине и влияние социальных, демографических и других факторов на туристический ринок
Развитие туризма в Украине существенно влияет на такие секторы экономики, как транспорт, торговля, связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления, и является одним из наиболее перспективных направлений структурной перестройки економики.
По подсчетам Всемирной Туристической Организации, в 2001 году по количеству прибутне иностранных туристов Украина занимала 22 место в мире (5,8 млн. человек, что составляет около 1% от мировых туристических прибытий). По прогнозным расчетам по развитию въездного туризма в Украине до 2005 года, его ли-численность возрастет до 9,3 млн. человек; прогноз на 2010 год-12, 1 млн. человек; прогноз на 2020 год - 15,0 млн. осиб.
Как и для многих европейских стран, где наиболее мощными являются туристические потоки между соседними государствами, так и для Украины, на перспективу, совокупная доля туристического обмена с Россией, Беларусью и Молдовой колебаться в пределах 60% в общих объемах турпотокив.
Кроме этого, соседние страны обеспечивать и мощные потоки однодневных посетителей, в частности транзитных, численность которых ежегодно збильшуватиметься.
Анализируя перспективы развития туристической индустрии в Украине на следующие десять лет, прежде всего, необходимо подчеркнуть, что современный туризм - это сфера экономики и жизнедеятельности общества в целом, в той или иной степени интегрирует практически все отрасли. Именно это и определяет одно из первых мест, которое занимает туризм в мировой экономике. Именно этот фактор должен стать главным в формировании нового государственного подхода к туризму как той отрасли, приоритетное развитие которой может положительно повлиять на экономическое и социальное положение страны в целом, стимулировать ряд важных отраслей экономики, способствовать укреплению нового позитивного имиджа Украины на мировой арени.
Стратегической целью развития туристической индустрии в Украине можно определить создание конкурентоспособного на мировом рынке туристического продукта, способного максимально удовлетворить туристические потребности населения страны, обеспечить на этой основе комплексное развитие территорий и их социально-экономических интересов при сохранении экологического равновесия и историко-культурного среды. Программа действий, ориентированная на достижение этой цели, должна быть синхронизированной с общими темпами становления рыночных механизмов и соотносятся с политикой структурных реформ в экономике. Она должна также учитывать накопленный опыт развития туризма в мире, что создает благоприятные условия доработки и разработки соответствующей нормативно-правовой базы туризму.
Наращивание темпов и повышения эффективности работы предприятий сферы туризма, становления туристической отрасли как одной из ведущих отраслей отечественной экономики сдерживается нерешенностью ряда вопросов, решение которых требует государственного регулирования и поддержки исполнительных органов влади.
По мнению одного из ведущих специалистов туризма Роберта А. Браймер, "в настоящее время наиболее тормозным фактором в развитии туризма на общественном уровне является отсутствие внимания и поддержки со стороны политиков и общественной власти. Когда на туризм не считаются, его доходы не определены, отсутствует тщательное планирования и, как следствие, отсутствует и развитие. Как только глубокий интерес на законодательном уровне, объединение усилий для подъема статуса индустрии туризма на более высокий уровень не только в виде деклараций, но и конкретных мероприятий по установлению и поддержания экономических связей, начнет эффективно действовать маркетинг в сфере туризма, с тех пор можно рассчитывать на видимые результаты ".
Один из ключевых вопросов, который необходимо решить в ближайшее время, - вопрос оптимизации взаимодействия туризма и культуры как на уровне центральных органов власти, так и на местах. Культурное наследие, музеи, театры в большинстве стран мира является исключительно важным фактором привлечения туристов, генерации международных и локальных туристических потоков. И в результате этого, своего клиента получают транспорт и общественное питание, гостиницы, местная промышленность и ин.
Координация стратегического развития культурной сферы и туризма на местах должна привести к более тесному сотрудничеству местной власти и реального бизнеса в решении конкретных задач по сохранению культурного наследия, внедрение в практику деятельности музеев, национальных заповедников передовой менеджерской практики, ориентации для работы в рыночных измерениях и координации деятельности с субъектами туристической индустрии.
Перспективное развитие туризма в Украине существенно повлияет на занятость населения. Если в 2005 году количество работников в туристической отрасли составит 169 тыс. чел., А занятость в туризме с учетом других отраслей (транспорт, торговля, связь и др..) И временной занятости в течение активного туристического сезона -2,79 млн. человек , то уже в 2010 году эти показатели составят, соответственно 220 тыс. человек и 3,63 млн. осиб.
Дальнейшее развитие демократии, политическая стабильность, определение приоритетных направлений экономического развития, будущее вступление Украины в НАТО и ЕС - все это обеспечит создание высокодоходной туристической отрасли, которая удовлетворит потребности внутреннего и международного туризма, с учетом природно, рекреационного, социально-экономического и историко-культурного потенциала страны, ее национальных особливостей.
Важными факторами, влияющими в дальнейшем на развитие рынка туризма, являются демографические изменения, материальный и социальное положение населения, уровень образования, продолжительность отпуска, профессиональная занятость и многие другие чинникив.
Демографическая структура населения Украины и анализ возрастных групп, наиболее путешествуют, еще раз подтверждают, что в Украине наиболее активная часть населения от С до 40 лет, в отличие от экономически развитых стран, где люди старшей возрастной группы (55-60 лет) играют все более важную роль в международном туризме. Только в 2001 году в мире зарегистрировано почти 120 млн. прибытий, совершенных людьми старшего возраста. Основными поставщиками этой категории туристов США, Канада, Япония и страны Европейского Союза. Население этих стран, несмотря на быстрые темпы старения, остается физически активным и, что не менее важно, лучше забезпеченим.
Постепенное увеличение количества работающих, обеспечения более высокого дохода на каждого члена семьи, повышение продолжительности оплачиваемого отпуска и гибкость рабочего времени постепенно расширят такие сегменты туристического рынка, как поездки с целью отдыха и в период отпусков, посещение тематических парков и культурных мероприятий, осуществление деловых поездок, кратковременных поездок и маршрутов выходного дня тощо.
Рост уровня образования увеличивает тягу человека к знаниям, интерес другой культурой вызывает желание путешествовать и получать новые враження.
Одним из важнейших факторов, влияющих на развитие как внутреннего, так и международного туризма, является благосостояние населения. Существует четкая связь между тенденцией развития туризма, общим экономическим развитием и личными доходами граждан. Туристический рынок очень ощутимый к изменениям в экономике. При стабильных цен рост личного потребления на 2,5% увеличивает расходы на туризм на 4%, а рост личного потребления на 5% - на 10%.
Ежегодное увеличение доходов граждан Украины приведет к более интенсивной туристской деятельности и, в частности, к увеличению количества потребителей с высокими доходами. В будущем население Украины будет характеризоваться как имеющее повышенное качество жизни. Отдых, путешествия, искусство, культура станут основными элементами, которые заполнят свободное время человека.
Глава 13. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В МИРЕ И В УКРАИНЕ