Основы экскурсионного обслуживания

Экскурсия представляет собой целенаправленный, наглядный процесс познания окружающего, среды. Этот процесс строится с использованием заранее отобранных объектов, находящихся в естественных условиях, и происходит под руководством квалифицированного специалиста-экскурсовода в соответствии с заранее определенной тематики.
В контексте сервисного обеспечения турпродукта экскурсия призвана удовлетворить духовные, эстетические, информационные потребности человека, реализуя познавательную функцию туризма: расширение кругозора, организации культурного досуга, отдыха, общения. Экскурсии способствуют распространению научных знаний и является важным средством патриотического воспитания, изучения истории страны или местности, героического прошлого ее народа, традиций, развития культуры и искусства. Экскурсии как эффективная форма обучения используются в педагогическом процессе. их педагогическими задачами является построение экскурсии на основе максимальной активности и самостоятельной мыслительной деятельности экскурсантов, формирование у них навыков самостоятельного наблюдения и анализа визуальной информации и зрительных впечатлений. Таким образом, экскурсии выполняют образовательную и воспитательную функции.
Реализацию функционального содержания ескурсий обеспечивает экскурсионная деятельность - специфический вид деятельности человека по предоставлению услуг организационного, информационно-методического и производственного обеспечения проведения экскурсий - экскурсионного обслуговування.
Обеспечение активного влияния па представление, восприятие, эмоции, подсознание путем отдаленных тематических, ритмических, географических ассоциаций (рекреационной внушаемости) при проведении экскурсий играет решающую роль в современной практике экскурсионного обслуживания. Теоретическим основанием этого выступает экскурсоведение - отрасль теоретических знаний, изучающая проблемы моделирования идеальной экскурсии и влияния экскурсии на сознание людей; практических методов подготовки экскурсий, техники их проведения, подготовки екскурсоводив.
Каждая экскурсия имеет свои особенности в методике проведения и оганизации обслуживания. Признаки экскурсии свидетельствуют, как о ее сходство другим формам культурно-воспитательной работы (лекции, конференции), так и о различии от них:
1. Продолжительность во времени проведения (от академического часа до суток)
2. Наличие экскурсантов, их активная деятельность (наблюдение, изучение, исследование объектов)
3. Квалифицированный руководитель-специалист (экскурсовод)
4. Наглядность, зрительное восприятие объектов;
5. Перемещение по заранее определенному маршруту;
6. Целеустремленность обзора (тема).
Кроме таких общих для всех экскурсий признаков, у каждого вида экскурсий есть свои специфические ознаки.
Инструментом реализации экскурсионного обслуживания является экскурсионный метод - один из методов предоставления знаний аудитории, в основе которого лежит принцип наглядности, обязательного сочетания двух элементов экскурсии - показа и рассказа, и активного взаимодействия таких участников процесса экскурсионного обслуживания, как экскурсовод, объект и экскурсант. Средством исследования объекта экскурсантами под руководством экскурсовода является экскурсионный анализ: исторический, естественнонаучный, искусствоведческий, архитектурный, литературный, производственно-економичний.
В практически-прагматическом смысле экскурсия предусматривает посещение объектов и местностей, ознакомление с помощью экскурсовода с достопримечательностями и явлениями в развитии определенного города или региона. Заранее выбранные явления и объекты (объекты показа), которые изучаются на месте их расположения, - материальная основа екскурсий.
Классификация экскурсионных объектов проводится при:
О видами:
памятники - исторические, археологические, искусства, документальные;
объекты природы - леса, рощи, реки, заповедники, заказники, национальные парки, урочища, ландшафтные комплексы;

ГЛАВА 9. СЕРВИСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСУГ анимационные программы