6.4. Использование финансового механизма для активизации экономического роста и повышения общественного благосостояния

vФинансовий механизм - явление объективное, обусловленное наличием финансов в экономической системе государства, однако его функционирования в значительной степени зависит от того, как властные структуры в государстве сумеют его использовать для достижения поставленных целей, то есть для осуществления той финансовой политики, которую они проводять.Module . Следует учитывать, что финансовый механизм в рыночных условиях требует четкого взаимодействия всех его составляющих. Среди них нет таких, которыми можно было бы пренебречь или применить без взаимосвязи с другими составляющими. Вместе с тем некоторые составляющие этого механизма можно считать исходными. Это, в частности, финансовое планирование и прогнозирование. Именно с его помощью привлекаются другие структурные элементы финансового механизму.
В процессе финансового планирования и прогнозирования определяются объемы финансовых ресурсов, которые будут создаваться в государстве в целом, объемы ресурсов, сосредоточены и распределяться через бюджетную систему и другие финансовые институты, а также тех, которые будут в распоряжении предпринимательских структур и населения. Однако для осуществления запланированных показателей надо прежде совершенствовать методику и методологию финансового планирования и прогнозування.
Финансовое планирование должно базироваться на достоверной информации, прежде всего на правильно определенных макроэкономических показателях, таких как объемы валового внутреннего продукта, фонда оплаты труда, прибыли, амортизационных отчислений, общего объема финансовых ресурсов и т.п.. На сегодня есть основания утверждать, что методология определения указанных показателей не имеет достаточного научного обгрунтування.
Время фактического выполнения прогнозных показателей потребует имеющиеся финансовые нормы, стимулы, санкции, имеют хорошее юридическое и научную основу. Учитывая это первоочередное значение имеет научно обоснованная система мобилизации средств в распоряжение государства для финансового обеспечения ее экономического и социального развития и осуществления регулятивной функции. Причем регулирование темпов и пропорций развития экономики в существующих условиях приобретает особую актуальности.
Задействована в Украине система мобилизации доходов в распоряжение государства оказалась неадекватной об условиях переходной экономики, создала значительные налоговые нагрузки на субъектов хозяйствования, привела к неоправданному изъятия оборотных средств предприятий, возникновения дополнительной потребности в кредитных ресурсах. Значительные деформации и нестабильность выявлена в размерах ставок налогообложения, в методологии определения базы и периодов налогообложения. Особенно негативно повлияли на результаты хозяйственной деятельности начисления на фонд оплаты труда. Избыточное количество налоговых льгот обусловила необоснованный перераспределение валового внутреннего продукта, создала неодинаковые условия для хозяйствования. Все это привело к созданию значительного неофициального сектора экономики, уклонения от налогообложения, задержки налоговых надходжень.
На сегодня очевидно и то, что создание эффективной системы доходов - дело очень сложное. Прежде всего нужна научно обоснованная политика доходов государства, которая бы учитывала современное экономическое положение в Украине, те функции, которые возложены на него Конституцией в области экономической и социальной жизни. Без всесторонне продуманной и концептуально выверенной политики доходов государства трудно провести налоговую реформу. Поэтому основными принципами построения системы доходов государства являются:
мобилизация доходов в бюджетную систему благодаря внедрению прямых налогов, т.е. налогов, где объектом налогообложения является доход физического лица, земля, имущество и капитал;
использование косвенных налогов лишь в форме акцизов с целью ограничения потребления отдельных видов товаров, возможностей производителя-монополиста в получении необоснованно высоких доходов, а также для налогообложения предметов роскоши, защиты собственного производителя;
применение при налогообложении обоснованной дифференциации ставок налогов в зависимости от вида деятельности и размера получаемой прибыли или дохода;
ликвидация налоговых льгот, которые способствуют перераспределению доходов, деформируют стоимостные показатели в экономике и снижают конкурентоспособность товаропроизводителей. Льготы могут предоставляться на определенный срок и при условии использования средств на определенные государством цели;
поступления должны быть из множества различных источников - чем разнообразнее источники, тем меньше вероятность того, что бюджет пострадает от неожиданного снижения поступлений с ухудшением положения в экономике;
рост расходов пропорционально с ростом доходов бюджета (это гарантировать сбалансированность бюджета при любых экономических условий в государстве)
прогнозируемая и устойчивая система поступлений, что, в свою очередь, требует применения экономически выгодных автоматизированных систем сбора статистической информации, применения вычислительной техники, современных компьютерных технологий, создания автоматизированных информационных баз и банков даних.
Необходимо ввести четкое разграничение налогов, зачисляемых в государственный и местные бюджеты, расширить права органов местного самоуправления в сфере оподаткування.
Организационная основа налоговой системы любого государства, т.е. правильное исчисление налогов, своевременная их уплата, невозможность уклонения от налогообложения обеспечиваются хорошо продуманной системой учета и отчетности субъектов хозяйствования.
Важное значение при функционировании финансового механизма приобретает система финансовых норм и нормативов. ее разработка и использование связаны с рядом организационных и методологических трудностей, связанных прежде всего с тем, что финансовые нормы является синтетическим показателем, а значит на их абсолютную величину влияет множество факторов, которые нужно учесть. Необходимо также отработать методы корректировки норм в зависимости от изменения факторов в каждом определенном периоде часу.
Имеющиеся финансовые нормы по методу их формирования условно можно разделить на четыре группы. К первой относятся нормы, централизованно утверждаются органами законодательной и исполнительной властей - ставки заработной платы, размер стипендий, ставки налогов, некоторых видов сборов и видрахувань.
Ко второй группе относятся нормы, сполна основываются на материальных потребностях. Это нормы расходов на питание в дошкольных и других учреждениях образования и здравоохранения, нормы расходов на медикаменты, освещение, отопление тощо.
Третью группу составляют нормы, которые определяются министерствами и другими центральными органами исполнительной власти, учитывая общие методологические принципы создания и использования финансовых ресурсов. Это, в частности, нормы значительной части расходов бюджетных учреждений тощо.
Четвертую группу составляют финансовые нормативы, которые используются на общегосударственном уровне и характеризуют пропорции экономического и социального развития. На сегодня эта группа наименее исследована и окончательно не сформована.
С учетом вышесказанного, разработка современных финансовых норм, которые удовлетворили бы потребности рыночного хозяйства, требует исследования связей, причин и условий, влияющих на их величину, а также оптимального выбора расчетного показателя и формы применения его на практици.
Важной составляющей финансового механизма являются также стимулы, направленные на обеспечение своевременного и полного поступления средств в бюджет, экономного и эффективного их использования, что предполагает применение как материального поощрения, так и экономических санкций. Система стимулирования в составе ныне действующего финансового механизма включает, в основном, различные санкции за неполное и несвоевременное поступление средств в бюджет, неэкономно и неэффективное использование бюджетных асигнувань.
Самый большой перечень финансовых стимулов сосредоточено В системе взаимоотношений бюджета с хозяйственными структурами и населением. Причем платежи в бюджет и система бюджетного финансирования лишь тогда могут превратиться в экономические стимулы, если методы мобилизации, направления и порядок использования бюджетных средств будут связаны с интересами субъектов господарювання.
Доходы бюджета - это еще не стимулы, несмотря на то, что их формирование затрагивает материальные интересы всех, кто вносит соответствующие платежи. Само по себе изъятие средств у плательщика не может поощрить его к лучшим результатам деятельности. Скорее наоборот, эти платежи не заинтересовывают плательщика в получении высоких прибылей. Однако благодаря совершенствованию порядка взимания платежей можно заинтересовать того, кто платит, в лучших результатах своей дияльности.
В отличие от бюджетных доходов, которые не всегда могут быть экономическими стимулами, расходы бюджета потенциально всегда имеют такое свойство. Все зависит от того, насколько полно удается реализовать этот потенциал в конкретных формах бюджетного финансування.
Опыт развития экономики в условиях рынка во многих зарубежных странах подтверждает, что стабильность экономического роста и повышения общественного благосостояния требуют постоянного усовершенствования финансового механизма в каждой из его составляющих. Экономической наукой всегда осуществлялся поиск эффективных форм и методов совершенствования финансового механизма, и в большинстве научных источников он получил название системы государственного макроэкономического регулювання.
Результаты большого кризиса 1929-1933 годов показали, что невмешательство государства в создание и использование финансовых ресурсов, а также отсутствие эффективного финансового механизма регулирования экономики приводят к значительным потерям и социальных потрясинь.
Английский экономист Д. Кейнс основал теоретическую школу, которая высказалась против традиционной классической теории, согласно которой рыночный механизм автоматически обеспечивает равенство спроса и предложения, исключая тем самым длительные нарушения в экономике, в том числе и такие явления, как спад производства, инфляция и безработицы. В своей работе "Общая теория занятости, процента и денег" Кейнс обосновал целостную концепцию государственного регулирования рыночной экономики, основным инструментом которой является фискальная политика, а важнейшим объектом - инвестиционные ресурсы и процентные ставки.
Кейнсианская модель доказала свою жизненность и поэтому достаточно долгое время господствовала в экономической теории и практике. Однако в конце 70-х годов появилась тенденция к спаду уровня производительности труда, усиление инфляции и одновременном росте безработицы, что вызвало недоверие к кейнсианской теории и, как следствие, - появление альтернативных концепций макроэкономики. Среди последних очень большое значение приобрели монетаризм, теории рациональных ожиданий и экономики предложения.
6.3. финансовые показатели Глава 7. ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ