10.4. Международные принципы и требования к финансовому обеспечению деятельности местного самоуправления

На протяжении почти столетия в научной литературе, и прежде всего в литературе, посвященной финансовой науке, часто исследовались проблемы финансовой независимости местного самоуправления. Основные выводы ученых сводились к тому, что финансовая независимость местных органов власти должна быть обязательным атрибутом демократического развития держави.
Это положение нашло свое воплощение в Европейской Хартии о местном самоуправлении, которая была принята в октябре 1985 г. Конечно, Хартия это не закон, но страны, присоединившиеся к ней, должны были в своем законодательстве отразить ее положення.
В Европейской Хартии о местном самоуправлении вопросам финансов посвященная 9 статья, которая называется "Финансовые ресурсы органов местного самоуправления". ее основные положения сводятся к тому, что местное самоуправление должно наделяться финансовыми ресурсами в соответствии с их концепции, предусмотренных Конституцией и законом; этих ресурсов должно быть достаточно и в пределах общей экономической политики ними можно свободно распоряжаться; часть финансовых ресурсов должна формироваться за счет местных налогов и сборов, ставки которых определяются местным самоуправлением в пределах закону.
Хартия не устанавливает долю финансовых ресурсов, которые формируются за счет местных налогов и сборов. Это должно решаться каждой страной отдельно, учитывая ее экономические и финансовые условия. Однако указывается, что при этом всегда должно быть соответствие между уплаченными налогами и полученными услугами налогоплательщиком от государства; источники финансовых ресурсов должны быть разными и гибкими для избежания влияния инфляции; обязательным элементом финансового обеспечения местного самоуправления должно быть финансовое выравнивание, т.е. перераспределение финансовых ресурсов в пользу экономически слабых органов самоуправления. Так, выравнивание должно осуществляться правительством без ограничения свободы действий органов местного самоуправления, предоставление субсидий местному самоуправлению не должно быть связано с финансированием определенных затрат. Получения субсидий не должно ограничивать свободу действий местного самоуправления в пределах их компетенции, доступ к рынку заемного капитала - обязательное условие финансового обеспечения местного самоуправления и особенно для осуществления инвестиционной дияльности.
В Европейской Хартии обозначены правовые и организационные принципы местных финансов. Это стало важным этапом в становлении местных финансов и прежде всего в разработке международных стандартов их функционирования. Принятие Европейской Хартии благоприятно повлияло на развитие местных финансов Большинство стран приняла законодательные акты о местном самоуправлении, где обязательными были разделы о финансовую основу местного самоврядування.
В сентябре 1985 г. Всемирной Ассоциацией местного самоуправления совместно с Интернациональной союзом местных властей была принята Всемирная Декларация местного самоуправления. В ней также отражены принципы финансового обеспечения местного самоуправления, которые в основном совпадают с принципами Европейской Хартии Правда, во Всемирной Декларации ничего не сказано об участии местных органов самоуправления в мобилизации средств на рынке ссудного капиталу.
Учитывая это нельзя не упомянуть еще один документ, который в той или иной степени связан с вопросами местных финансов. Это Европейская Хартия городов, которая была принята в марте 1992 г. В декларации прежде довольно основательно перечислены права граждан городов - это право на безопасность, работу, жилье, свободу передвижения, здравоохранение, спорт и отдых, благоприятную окружающую среду, право на участие в управлении городом и т.д.. Для осуществления указанных функций граждане городов должны иметь соответствующие возможности, что позволяет органам самоуправления мобилизовать необходимые финансовые ресурси.
Во всех документах, которые приведены выше, так или иначе отмечается, что местные органы власти должны сотрудничать с частным сектором, прежде всего на ниве профессиональной подготовки, образования, трудоустройства и других сферах.
В целом можно сделать вывод, что современное правовое государство может успешно развиваться и осуществлять функции института организации общественной жизни только при условии развитого самоуправления на местном уровне. При этом местные финансы объективно необходимым элементом ее экономической системы.
10.3. Доходы и расходы местных бюджетов Украины 10.5. Основные направления укрепления финансовой независимости местного самоуправления в Украине