13.1. Система централизованных фондов целевого назначения
Фонды финансовых ресурсов целевого назначения является самостоятельным звеном финансовой системы. Необходимость их создания и функционирования обусловлена потребностью в предоставлении определенных социальных гарантий населению в случае достижения нетрудоспособного возраста, потери трудоспособности, кормильца, работы, наступления стихийного бедствия и других непредвиденных событий. В экономическом аспекте - это создание и использование фондов финансовых ресурсов для удовлетворения экономических и социальных потребностей государства, предпринимательских структур и отдельных громадян.Мировая наука и практика имеют значительный опыт по мобилизации средств на указанные цели, включая такие источники: вклады граждан; ассигнования из бюджета; ресурсы предпринимательских структур, средства спонсоров; благотворительные взносы; страхования; кредит. Фонды финансовых ресурсов целевого назначения существуют почти во всех странах, однако в каждой есть свой их перелик.
В Украину в число указанных фондов относятся: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд занятости, Фонд конверсии, Инновационный фонд, а также большое количество отраслевых фондов. Однако указанные фонды, кроме Пенсионного, включаются в состав государственного бюджета и тем самым несколько уменьшается их роль как самостоятельной звена финансовой системы. Надо отметить, что деятельность централизованных фондов не осуществляется на принципах коммерческого расчета, тоже сужает их функциональное призначення.
В общем, принципы организации централизованных фондов финансовых ресурсов можно сформулировать так:
отчисления в фонды централизованно определяются государством соответствующими законами и являются собственностью государства;
отчисления в фонды являются обязательными платежами и могут взиматься принудительно;
расходы из фондов осуществляются только на определенные нужды, которые предусмотрены законами Украини.
Создание фондов финансовых ресурсов целевого назначения, по сути, является объективным процессом финансового обеспечения социальных потребностей населения в связи с наступлением или возникновением соответствующих обстоятельств. Однако эту функцию могут выполнять как государственные фонды финансовых ресурсов, крюк и фонды негосударственной формы собственности. Все это, в конце концов, зависит от уровня развития системы социального обеспечения в держави.
В постсоциалистических странах, где социальное обеспечение осуществлялось исключительно государством, сейчас, как правило, эту функцию выполняют созданные государством централизованные фонды финансовых ресурсов целевого назначения. Такая постановка имеет ряд недостатков, и прежде всего ту, что субъект социального обеспечения, то есть гражданин государства, является вовлеченным в одного источника финансового обеспечения, чем обусловлена нестабильность его становища.
Во-вторых, отчисления в фонды почти не связаны с трудовым вкладом каждого человека, а потому четко проявляется принцип уравниловки относительно получения пенсий и пособий. Сейчас в Украине это актуальная проблема, прежде всего она касается пенсионного обеспечения. ее решение может быть достигнуто путем реформирования пенсионного обеспечения в двух направлениях - совершенствование государственного пенсионного обеспечения путем приближения средней пенсии до уровня средней заработной платы и ее прямой зависимости вол уровня заработной платы, а также развития негосударственного добровольного пенсионного забезпечення.
Введение дополнительного негосударственного пенсионного обеспечения продиктовано рыночными условиями хозяйствования, когда потенциальный пенсионер должен частично взять на себя ответственность за свое обеспечение в старости. Такой путь реформирования пенсионного обеспечения ослабит финансовое напряжение в государстве, улучшит психологическую ситуацию, создав уверенность потенциальных пенсионеров в обеспеченности своего будущего. Кроме того, будут созданы мотивы по повышению эффективности праци.
Опыт стран с развитой рыночной экономикой подтверждает, что успешной политика социального обеспечения, когда она осуществляется в двух направлениях: 1) гарантированного обеспечения государством минимальной трудовой пенсии и помощи малообеспеченным слоям населения, 2) создание возможностей самообеспечения для граждан в старости с помощью негосударственного добровольного пенсионного страхования Такой путь согласования государственных социальных гарантий и частной инициативы позволяет поддерживать высокий уровень общественного добробуту.
Одновременно государство может создавать фонды для решения чисто экономических вопросов, вернее тех, которые нельзя решить с помощью рыночных инструментов. Для воплощения определенных экономических программ могут создаваться внебюджетные фонды как в пределах государства, так и на межгосударственном уровне. Так, страны Евросоюза создают фонды оказания помощи странам Восточной Европы. В Украине создается Фонд содействия конверсии, Инновационный фонд и т.д..
Глава 13. ФОНДЫ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ЦЕЛЕВОГО НАЗНАЧЕНИЯ | 13.2. пенсионный фонд |