2.3.1. характеристика облигаций

Согласно ст. 10 Закона Украины «О ценных бумагах и фондовой бирже» облигация - это ценная бумага, которая удостоверяет внесение ее владельцем определенной суммы средств и подтверждает обязательство эмитента возместить ему номинальную стоимость этой ценной бумаги в назначенное срок с выплатой фиксированного процента (если иное не предусмотрено условиями выпуска). Как видим, фиксируется и стоимостный, и временной показатель, являющийся существенным признаком облигации как одного из видов долговых инвестиционных бумаг. Облигации всех видов распространяются среди предприятий и граждан на добровольных засадах.
Выпускаются облигации следующих видов:
а) внутренних республиканских и местных займов;
б) облигации пидприемств.
Облигации предприятий могут выпускать предприятия всех предусмотренных законом форм собственности, объединения предприятий, акционерные и другие общества. Держатели таких облигаций не имеют права на участие в управлении. Условия выпуска и распространения облигаций предприятий определяются упомянутым Законом, другими законодательными актами Украины и уставом емитента.
Облигации могут быть именными и на предъявителя, процентными и беспроцентными (целевыми), имеющими свободное обращение или с ограничением обигу.
Облигации внутренних республиканских и местных займов выпускаются только на предъявителя.
Обязательным реквизитом целевых облигаций является точное определение товара (услуг), под который они випущено.
Облигации предприятий должны иметь следующие реквизиты: наименование ценной бумаги - «облигация», фирменное наименование и местонахождение эмитента облигаций; фирменное наименование или имя покупателя (для именной облигации); номинальную стоимость облигации, сроки погашения, размер и сроки выплаты процентов (для процентных облигаций), место и дату выпуска, а также серию и номер облигации; подпись руководителя организации-эмитента или другого уполномоченного на это лица, печать емитента.
Кроме основной части, к облигации может прилагаться купонный лист на выплату процентов. Он должен иметь: порядковый номер купона на выплату процентов; номер облигации, на которую выплачиваются проценты, наименование эмитента и год выплаты видсоткив.
Облигации, предложенные для открытой продажи с последующим свободным обращением (кроме беспроцентных облигаций), всегда содержат купонный листок.
Характерные признаки облигации наиболее отчетливо заметны, если сравнивать ее с акцией. Облигация и акция принадлежат к различным видам ценных бумаг: акция - это право на собственность, а облигация - право на ссуду. Владелец акции принимает участие в управлении акционерным обществом, а владелец облигации - нет. Однако последнему гарантируется стабильный доход (в виде твердой процентной вознаграждения), тогда как дивиденды по акциям могут быть как крупными, так и малыми, и даже некоторое время вообще не выплачиваться акционеру. Акции связаны с повышенным риском, но и с надеждой получить максимально большую прибыль. Облигации, зато гарантируют хоть и не очень большой, но стабильный доход, всегда привлекает небогатого инвестора, который не любит рисковать. Поэтому каждый инвестор может выбрать такой способ капиталовложений, который ему больше «по душе».
Имущественные права, которые обеспечиваются владельцу облигаций, определяются условиями выпуска. Согласно украинскому законодательству минимальная номинальная стоимость облигаций не может быть меньше 5 грн. Номинальная стоимость облигаций больше 5 грн. должна быть кратной минимальной стоимости (10, 15, 20, 50, 100 и т.д.).
Различают номинальную, выкупную и курсовую стоимость облигаций. Последняя складывается под воздействием спроса и предложения на фондовом рынке. Курс обычно выражается в процентах к номиналу облигации.
Наряду с облигациями отечественных эмитентов в Украине могут вращаться также иностранные облигации, например облигации Международного банка реконструкции и развития, Международного валютного фонда и др.. Критерии разделения облигаций на отечественные и иностранные такие же, как и для акций, - место регистрации головного офиса эмитента, а также территория, на которой происходит оборот выпущенных им облигаций.
Приобрести облигации могут граждане и юридические лица Украины как за собственные средства, так и за позичкови.
Законодательством Украины предусмотрена определенная процедура выпуска облигаций. Выпуск облигаций внешнего займа осуществляется на основании указов Президента Украины относительно каждого выпуска отдельно в пределах утвержденного Верховной Радой Украины лимита внешнего долга Украины, а решение о выпуске облигаций внутреннего займа принимает Кабинет Министров Украины. Такие указы и решения дают финансово-экономическое обоснование выпуска, определяют порядок выплаты дохода и погашения облигаций, валюту выпуска (для внешних займов) и ин.
Одним из видов государственных облигаций являются казначейские обязательства. Решение о выпуске долгосрочных и среднесрочных казначейских обязательств принимает правительство, а краткосрочных - Министерство финансив.
Решение о выпуске местных займов принимают органы местного самоуправления. Согласно Положению «О порядке выпуска и обращения облигаций местных займов», утвержденного решением Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку от 13.10.97 г. № 48, облигации местных займов - это ценная бумага, которая удостоверяет внесение ее владельцем соответствующих средств в местный бюджет и подтверждает обязательство возместить ему номинальную стоимость этой ценной бумаги в установленный условиями выпуска срок с выплатой фиксированного процента (если иное не предусмотрено условиями выпуска).
Эмитентом таких облигаций является совет соответствующего уровня. Она может уполномочить другие органы местного самоуправления или исполнительные органы осуществить необходимые организационные мероприятия, связанные с эмиссией облигаций местного займа. Выпуск и обращение облигаций местного займа Автономной Республики Крым в соответствии с требованиями этого Положення.
Размещение облигаций местных займов происходит только на добровольной основе. Их владельцами могут быть юридические и физические лица, резиденты и нерезиденты Украины. Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку может отдельно регламентировать порядок приобретения облигаций местного займа нерезидентами Украини.
Облигации местного займа выпускаются в документарной форме на предъявителя или в бездокументарной форме с учетом законодательства о депозитарной дияльнисть.
Минимальная номинальная стоимость такой облигации не может быть меньше 1 копейку. Номинальная ее стоимость, превышающую 1 коп., Должна быть кратной минимальной номинальной вартости.
Обеспечение выпуска облигаций местного займа осуществляется в соответствии с действующим законодательством. Источником их погашения не могут быть средства от выпуска новой местной ссуды. Погашение этих облигаций любыми другими ценными бумагами или их конвертация в любые другие ценные бумаги запрещается. Выпуск облигаций местного займа осуществляется с указанием цели випуску.
Максимальный размер суммарной стоимости выпусков облигаций местного займа не может превышать 30% доходной части бюджета эмитента за предыдущий год. В случае, когда основной доходной частью бюджета эмитента являются отчисления, дотации, субвенции, полученные из бюджетов высшего уровня, объем выпуска этих облигаций на бюджетный год соглашается с Министерством финансов Украини.
Эмитент имеет право на опубликование информации о выпуске облигаций только после регистрации предстоящего выпуска в Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому ринку.
Общий реестр выпуска облигаций местного займа ведется Государственной комиссией по ценным бумагам и фондовому ринку.
В экономически развитых странах мира доход по облигациям обычно колеблется в пределах от 6 до 12%. Для того чтобы повысить процентную ставку, эмитент соглашается на проведение рейтинговой оценки на надежность. По определению рейтинга облигаций учитываются размеры нематериальных активов эмитента, прогнозные данные развития отрасли, уровень и перспективы диверсификации производства и портфеля ценных бумаг, конвертируемость облигаций и другие параметры. Рыночная цена облигации будет тем больше, чем чаще начисляться с нее доход, поскольку в этом случае сумма выплат будет увеличиваться при неизменной годовой процентной ставки. Такие облигации считаются ценными бумагами высокого класса. Если эмитенты не берут на себя реальных обязательств по поддержанию надежности облигаций, то государственным органам, которые контролируют фондовый рынок, приходится ограничивать круг юридических и физических лиц, которые будут иметь право приобрести такие безрейтингови облигации.
Средства, полученные от реализации облигаций внешних и внутренних займов и облигаций местных займов, направляются соответственно в государственный и местные бюджеты и во внебюджетные фонды органов местного самоврядування.
Указом Президента Украины «Об упорядочении внутренних и внешних заимствований, осуществляемых органами местного самоуправления» установлено, что:
- Размер выпуска облигаций внутренних местных займов, а также займов и кредитов, которые получают органы местного самоуправления в банковских учреждениях, определяется местными советами при утверждении соответствующих бюджетов и может уточняться при внесении изменений или дополнений к ним (с обязательным согласованием с Министерством финансов Украина)
- Средства от выпуска облигаций внутренних местных займов, займы и кредиты, которые получают органы местного самоуправления в банковских учреждениях, привлекаются только для финансирования соответствующего местного бюджета с обязательным включением в него расходов на обслуживание указанного боргу.
24 июня 1998 был принят Указ Президента Украины «О налогообложении операций с государственными ценными бумагами», который устанавливает, что до 1 января 2003 г. не подлежат обложению подоходным налогом доходы от инвестиций в процентные и беспроцентные (дисконтные) облигации внутренних государственных займов или в казначейские обязательства, выпущенные (эмитированные) по решению Кабинета Министров Украины или другого уполномоченного государственного органа и проданные (размещенные) в Украине, начиная с 1 июня 1998 р.
В совокупный налогооблагаемый доход, полученный гражданами, не включаются выигрыши, проценты, дисконты на облигации внутренних государственных займов и казначейские обязательства. Эти суммы не учитываются также при определении базы налогообложения налогам и сборам (обязательным платежам), которые начисляются на фонд оплаты труда. За операции с облигациями внутренних государственных займов и казначейскими обязательствами, в том числе биржевыми, государственная пошлина не справляють.
От качественной характеристики облигаций перейдем к количественной. Облигации окончательно заняли первое место среди инструментов мобилизации финансовых ресурсов: если мировое финансовое богатство взять за 100%, то наличные составит 14%, акции - 40, а облигации - 46%. Практически во всех странах мира растет внутренний государственный долг. Так, в США в 1992 г. государственный долг по сравнению с 1946 г. вырос в 16 раз, а когда в 60-е годы ежегодный прирост долга в среднем 18 млрд долл.., То в 1988 - 1992 гг - уже 217 млрд дол.Module . Эмиссия ценных бумаг вообще характеризуется быстрыми темпами, а облигаций - особенно. Стоимость выпущенных в США ценных бумаг 1986 превысила аналогичный показатель 1980 г. почти в 5 раз, причем выпуск акций увеличился в 3 раза, а облигаций - в 7 раз. Это свидетельствует о высокой популярности облигаций в инвесторив.
В странах с переходной экономикой также растет выпуск облигаций. Например, в Латвии годовой объем размещения государственных облигаций составляет около 700 млн лат (1 млрд дол. США). 1995 г. в Украине за счет реализации облигаций внутреннего государственного займа получено 26 трлн руб. неэмиссионных средств, которые были направлены на покрытие дефицита государственного бюджета. Фактическая доходность облигаций этого вида, приобретенных на аукционах, была на уровне 70% ричних.
Должным оценивая облигации иностранных эмитентов, украинские предприятия 1995 закупили их в 3,5 раза больше по сравнению с 1994 г., увеличив их запасы в 667 млрд крб.
Однако с выпуском государственных облигаций и покупкой иностранных в Украине все хорошо, то системы институциональных облигаций у нас практически еще нема.
Слабое место облигаций в реальных финансово-экономических условиях Украины заключается в том, что фиксированная купонная ставка, т.е. периодическая выплата процентов через определенные промежутки времени, не учитывает инфляционных процессов. Уражання облигаций инфляцией значительно снижает их привлекательность. Разницу между облигациями и акциями можно смягчить, если рядом с выплатой доходов в виде фиксированного процента владельцу облигаций выплачивать также дополнительный доход в виде дивиденда. Кроме того, владельцу облигаций можно передать право на часть имущества акционерного общества в случае его ликвидации. В конце концов, можно даже согласиться на установление плавающей процентной ставки облигации, по крайней мере в определенных межах.
Поэтому не случайно еще в конце 70-х гг на мировом фондовом рынке появились облигации с плавающей процентной ставкой, которая изменяется с изменением доходности и ссудного процента. В наших условиях можно было бы применять облигации с индексированным процентом. Последний привязывается уже не к ссудного процента, а к индексу цен на определенные товары и изменяется в соответствии с ним. Такие облигации не погашаются и более или менее удачно защищают владельца от обесценения валюты. В 80-х гг стали применяться смешанные, "гибридные" облигации. Их суть заключается в том, что когда плавающий процент достигает определенного уровня, его «замораживают», а облигации начинают давать фиксированный дохид.
Итак, развитие системы облигаций предусматривает создание облигаций совершенно новых разновидностей.
2.3. облигации 2.3.2. разновидности облигаций