3.1.1. Эмиссия ценных бумаг и их регистрация
Любая человеческая деятельность осуществляется по той или иной технологии. Так же как производство продукции и ее реализация в сфере торговли деятельность на фондовом рынке имеет четко выраженную технологию, весьма специфическую и сравнительно стабильную. Технология фиксируется на бумаге - в виде схемы и описания, а осуществляют ее люди, исполнители, используя для этого свой интеллектуальный, информационный и технический потенциал. Поэтому целесообразно изучать технологию одновременно с изучением психологии ее исполнителей. Эта деятельность сложна, требует специальных знаний и опыта, поэтому успешно ее выполняют профессионалы, которые являются посредниками между первичным эмитентом и конечным инвестором.Законодательством Украины определены следующие виды профессиональной деятельности на фондовом рынке:
- Ведение реестра владельцев именных ценных бумаг - сбор, фиксация, обработка, хранение и предоставление данных, обеспечивающие систему регистрации собственников именных ценных бумаг;
- Депозитарная деятельность - предоставление услуг по сохранению ценных бумаг и (или) учету прав собственности на них, а также обслуживание соглашений относительно ценных бумаг;
- Расчетно-клиринговая деятельность, т.е. определение взаимных обязательств по сделкам с ценными бумагами и выполнение расчетов;
- Торговля ценными бумагами, т.е. выполнение гражданско-правовых соглашений относительно ценных бумаг;
- Деятельность по организации торговли на фондовом рынке, предоставление услуг, непосредственно способствующих заключению сделок на биржевом и внебиржевом рынке ценных паперив.
В этом разделе рассматривается процедура эмиссии ценных бумаг и их регистрации (первая из перечисленных видов профессиональной деятельности на фондовом рынке).
Эмиссия ценных бумаг - это установленная в законодательном порядке последовательность действий эмитента по выпуску и размещению ценных бумаг. Слово "выпуск" здесь применено для обозначения соответствующего действия. Но оно приобретает и другое значение, когда им обозначают совокупность ценных бумаг (одного эмитента, одного вида и одной номинальной стоимости), если эти бумаги обеспечивают их владельцам одинаковый (в пределах данного выпуска) объем прав и имеют одинаковые условия размещения (продажи). Module . Двойное значение имеет и термин "решение": как действие и как документ. Решение о выпуске акций принимают учредители акционерного общества с последующим утверждением его на общем собрании акционеров. Размер выпуска не может превышать 1/3 размера уставного фонда. Решение о выпуске акций оформляется протоколом, который должен иметь данные, достаточные для обеспечения объема прав владельцев этих бумаг. В частности, в протоколе отмечают цель выпуска, виды акций, их номинальную стоимость, порядок выплаты дивидендов, порядок размещения и выкупа акций тощо.
Эмитент и должностные лица органов управления эмитента, на которых уставом или внутренним документом эмитента возложена обязанность отвечать за полноту и достоверность имеющихся в указанных документах, несут ответственность за выполнение этих обязательств согласно законодательству.
Выбранная эмитентом форма выпуска ценных бумаг фиксируется в протоколе о выпуске и в специальном документе - проспекте эмиссии или меморандуме о выпуске ценных бумаг. Для этого существуют определенные правила: если ценные бумаги предлагаются для распространения через открытую продажу, а также в случае выпуска акций открытым акционерным обществом, эмитент должен подать в Государственную комиссию по ценным бумагам и фондовому рынку проспект эмиссии или меморандум о выпуске ценных бумаг вместе с заявлением о регистрацию. Эмитент через торговца ценными бумагами обязан предоставить каждому инвестору возможность ознакомиться с проектом до заключения инвестором соглашения о покупке ценных бумаг. При подписке ни эмитент, ни торговец не имеют права сообщать инвестору любую информацию, которая противоречит информации, представленной в проспекте. Проспект подписывают руководитель и главный бухгалтер эмитента. Они же отвечают за достоверность информации.
Объем информации, необходимой для проспекта (меморандума), тираж этих проспектов, которые эмитент обязан изготовить и обеспечить их наличие в местах подписки, устанавливает Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку. Комиссия может обязать эмитентов придерживаться определенных требований относительно представления данных бухгалтерского учета в проспекте эмиссии и даже требовать подтверждения таких данных независимым аудитором. Комиссия имеет право обязать эмитента опубликовать проспект (меморандум) в официальном издании Комиссии или в средствах массовой информации. Комиссия может отказать в принятии проспекта, если нарушены правила его подготовки (в частности не раскрыто существенной информации) и если не уплачен регистрационной пошлины. Все расходы, связанные с признанием выпуска ценных бумаг недействительным и возвратом средств владельцам, относятся на счет эмитента. для возврата средств владельцам ценных бумаг Комиссия имеет право обратиться в суду.
Акции выпускаются для того, чтобы их продать, то есть разместить. Размещение ценных бумаг - это отчуждение ценных бумаг эмитентом первичным владельцам путем заключения гражданско-правовых сделок. Размещение обычно имеет форму подписки - закрытой или открытой. Закрытая подписка - размещение ценных бумаг среди заранее определенных инвесторов без публичного (т.е. с использованием средств массовой информации) объявления предложения. Открытая подписка - размещение ценных бумаг среди потенциально неограниченного круга инвесторов через объявления публичного предложения и заключения гражданско-правовых сделок. При открытой продажи (размещение, подписки) акций запрещается предоставлять кому-либо какие-либо привилегии по приобретению ценных бумаг. Это правило не применяется в случае эмиссии государственных ценных бумаг, а также по использованию акционерами открытых акционерных обществ своего преимущественного права выкупа новой эмиссии акций.
На этом этапе выпуска ценных бумаг первое слово принадлежит так называемому андеррайтеру (от англ. Underwriter - подписчик). Это торговец ценными бумагами, который выступает от имени и по поручению эмитента в соответствии с заключенным с ним договором или выкупает у эмитента ценные бумаги для их последующего размещения по подписке. Андеррайтеры могут разместить и меньшее количество ценных бумаг, чем указано в проспекте. Долю неразмещенных ценных бумаг, которой достаточно, чтобы признать эмиссию такой, которая не состоялась, определяет государство. В течение всего периода открытой продажи ценные бумаги не могут продаваться по цене ниже их номинальной стоимости или стоимости, установленной Комиссией, исходя из рыночной стоимости ценных бумаг этого эмитента на фондовых биржах или во внебиржевых торгово-информационных системах.
Ценные бумаги, выпуск которых не было зарегистрировано, не подлежат размещению. Это не какая-то излишняя придирка: в Украине фондовый рынок находится в стадии становления, когда повышенное внимание отдается учета и регистрации всех объектов и процессов обращения ценных бумаг. Регистрация нужна всем участникам фондового рынка: эмитенту - для отслеживания движения и трансформации выпущенных им ценных бумаг; инвестору - для гарантии получения дохода; государству - для контроля и регулирования; посредникам - для качественного выполнения услуг, которые они надають.
Приоритетную роль в выпуске ценных бумаг в Украине играют приватизированные предприятия. Это свидетельствует о росте темпов приватизации, оживление инвестиционной деятельности в Украине, рациональное размещение финансовых ресурсов, создание условий для добросовестной конкуренции и ограничения монополизма. По состоянию на 1 января 1998 г. общий объем эмиссий акций, зарегистрированных Комиссией, составил 11921500000 грн. (Табл. 7).
Наибольший объем эмиссий акций (78,20%), зарегистрированных Государственной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку, приходится на предприятия - открытые акционерные общества (рис. 20).
Объем зарегистрированных эмиссий облигаций предприятий 1997 г. составил 116 400 000 грн., Что в 151,2 раза больше, чем в предыдущем году (табл. 8).
Регистрации подлежат выпуски любых инвестиционных ценных бумаг, которые распространяются путем открытой продажи (подписки), а также выпуски акций открытых акционерных обществ. При регистрации выпуска инвестиционных ценных бумаг каждом выпуске предоставляется государственный регистрационный номер.
Согласно "Временного положения о порядке регистрации выпуска акций и облигаций предприятий и информации об их выпуске", утвержденного решением Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку от 12.02.98 г. № 36, для регистрации выпуска акций акционерное общество подает в орган регистрации следующие документы:
а) заявление о регистрации выпуска акций;
б) решение об утверждении результатов подписки на акции, оформленное протоколом (если достигнуто или превышен уровень объявленной подписки) и заверенное подписями и печатью эмитента;
в) нотариально заверенную копию устава или изменений в уставе эмитента, связанных с изменениями размера уставного фонда (номинальной стоимости или количества акций)
г) образец бланка сертификата акции, оформленного согласно требованиям действующего законодательства (по документарной формы выпуска);
д) баланс, заверенный подписями и печатями эмитента и аудитора (аудиторской фирмы), справку о финансовом состоянии эмитента, заверенную подписями и печатью аудитора (аудиторской фирмы) и заключение аудитора (аудиторской фирмы) по состоянию на первое число квартала, в котором подаются документы; Module . е) копии свидетельств о регистрации предыдущих выпусков акций;
е) копию свидетельства о государственной регистрации товариства.
Реестр владельцев ценных бумаг - это список зарегистрированных владельцев с указанием количества, номинальной стоимости и вида ценных бумаг, составленный на определенную дату и позволяющий идентифицировать этих владельцев, количество и виды принадлежащих им ценных паперив.
По мнению некоторых специалистов фондового рынка, не следует перегружать реестр тем, что эффективнее может выполнять депозитарий, а именно - фиксацией прав на ценные бумаги. Реестр, считают они, должен выполнять только информационное обеспечение эмитента, для чего существует технически совершенная система счетов депо.
Как показывает практика фондовых рынков многих стран, бурное развитие сферы ценных бумаг требует качественных изменений в инфраструктуре этой сферы. Прежде всего, это касается организации работы по регистрации ценных бумаг. Реестр владельцев ценных бумаг, выпущенных конкретным эмитентом, нужен последнем для того, чтобы вести точный учет всех тех, кто купил его ценные бумаги и перед кем он имеет обязательства. Благодаря этому, эмитент постоянно осведомлен не только о своих интересах, но и о необходимости их изменения. И тут мы подходим к главному: эмитент может сам выполнять функцию реестродержателя, а может передать ее специализированной организации, регистрировать инвесторов для каждого эмитента как своего клиента.
Формирование инфраструктуры фондового рынка с ориентацией на интересы его основных участников происходило исторически. С давних времен эмитенты хотели иметь возможность постоянно следить за изменением состава своих вкладчиков; инвесторы, в свою очередь, проявляли желание получать достоверную информацию о переходе прав собственности, а государство беспокоилась о том, чтобы не терять контроля за соблюдением правил оборота ценных бумаг. Согласно этому создавались службы - реестродержатели, депозитарии и регистраторы. Сейчас функции регистраторов выполняют преимущественно реестродержатели, или наоборот. Но это не везде так. Во Франции, например, функции реестродержателей взяли на себя депозитарии. В России этот сектор инфраструктуры фондового рынка еще окончательно не сформувався.
В Украине формируется структура фондового рынка близка к французской модели, что объясняется необходимостью на данном этапе развития процесса обращения ценных бумаг сконцентрировать в единой организационной структуре все основные атрибуты обслуживания этого процесса, а не распылять его по разным посередниках.
Следует отметить, что терминология в данном случае не является засадной. Можно говорить, например, о системе Национального депозитария, куда включить специализированные депозитарные учреждения в виде регистраторов, а также депозитарии банков и посредников. А можно депозитарии (как хранилища ценных бумаг) сделать частью общей системы реестров Украине, в которой главное место принадлежит регистратору - юридическому лицу, специализируется только на регистрационной дияльности.
Однако таким видом деятельности может заниматься и сам эмитент. Согласно закону "самообслуживания" допускается при условии, что количество владельцев его именных ценных бумаг не превышает 500. В противном случае эта функция переходит к регистратору. Это именно тот случай, когда специализированный разделение труда является эффективной инфраструктурой. Эмитенту удобнее поручить эту деятельность регистратору - хлопот меньше, хранения документов - надежнее. Но не следует рассматривать регистрацию ценных бумаг как хотя бы малейшую гарантию сохранения их стоимости, а тем более дохидности.
Эмитенту желательно прибегнуть к услугам регистратора и потому, что для самостоятельной регистрации ценных бумаг необходимо получить разрешение в Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, а для этого подать большое количество документов, в том числе несколько копий документов о предприятии-эмитент, перечень руководителей ( первого лица, его заместителя, главного бухгалтера) с указанием их образования и стажа работы, расписать порядок ведения реестра, представить нотариально заверенные копии квалификационных свидетельств штатных работников эмитента, аттестованных для ведения регистраторской работы, тощо.
Для того, чтобы юридическое лицо было признано регистратором, она должна получить разрешение Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку. Необходимо подать в эту комиссию целый пакет документов, во всех аспектах характеризуют претендента, в том числе заключение аудитора, копии аттестатов об образовании штатных работников и компьютерную дискету с электронными копиями документов. В аудиторском заключении обязательно подаются данные о составе уставного фонда претендента (акционерного общества), форму взносов (денежные взносы, материальные ценности, ценные бумаги, интеллектуальная собственность и др..) И размер уплаченной каждым учредителем части уставного фонда. Среди документов, которые подаются в Комиссию, особенно важны три. Во-первых, это перечень всех отделений, филиалов, представительств, которые наделяются полномочиями по осуществлению деятельности по ведению реестров владельцев именных ценных бумаг (с кратким их описанием). Во-вторых, данные о наложенных за хозяйственные и финансовые нарушения на претендента (акционерное общество) санкции органами государственной власти, судом, арбитражным или третейским судом в течение последних трех лет с указанием даты наложенных санкций, названия органа, наложившего санкцию, причин их наложения, вида и размера санкций, состояния их выполнения на момент подачи заявления. В-третьих, список всех субъектов предпринимательской деятельности, зарегистрированных в Украине, где претендент является учредителем, акционером или участником - с выделением таких, где ему принадлежит более 5% уставного фонда (с кратким описанием каждого субъекта).
За выдачу разрешения взимается плата. Выдаваемого сроком на три года, и он действует на всей территории Украины. Существует определенная процедура продления разрешения. После ликвидации или реорганизации регистратора выданный ему разрешение теряет силу. Регистратор в трехдневный срок обязан сообщить об этом эмитентов, реестры которых он ведет, и Комиссию (или ее территориальные отделения). Регистратор не вправе самостоятельно прекращать регистрационную деятельность до решения вопроса о передаче реестра другому регистратору или до полного выполнения условий договора с емитентом.
Высокие требования объясняются большой ответственностью. Регистрационной деятельностью должны заниматься профессионалы с безупречной репутацией - для того, чтобы уменьшить риск выполнения операций с ценными бумагами и сделать более эффективным их обиг.
Разумеется, на деятельность регистратора накладываются определенные ограничения. Например, он не имеет права осуществлять любые другие операции с ценными бумагами, кроме тех, которые ему разрешены законом. Он не имеет права передавать свои функции другому лицу, не получив на это соответствующего разрешения, а также брать плату за выдачу любых выписок и справок своим клиентам (табл. 9).
Клиентами регистратора является не только эмитенты, но и владельцы (держатели) ценных бумаг, а также номинальные держатели, выполняющих по поручению собственников и в их интересах операции с ценными бумагами. Номинальными держателями могут быть торговцы ценными бумагами, депозитарии и доверительные общества. Сам регистратор не может быть ни владельцем именных ценных бумаг, которые у него зарегистрировано, ни номинальным утримувачем.
3.1. Профессионалы на фондовом рынке | 3.1.2. Депозитарий и клиринг |