3.2.1. Статус фондовой биржи

Закон Украины "О ценных бумагах и фондовой бирже" определяет фондовую биржу как организационно оформленный, постоянно действующий рынок, на котором осуществляется торговля ценными паперами.
Согласно Закону фондовая биржа является акционерным обществом, в нем сосредотачивается спрос и предложение ценных бумаг, которое обеспечивает формирование их биржевого курса и осуществляет свою деятельность в соответствии с настоящим Законом, другими актами законодательства Украины, собственного устава и правил.
Фондовой бирже могут создать не менее 20 учредителей - торговцев ценными бумагами, которые имеют разрешение на осуществление коммерческой и комиссионной деятельности по ценным бумагам, при условии внесения ими в уставный фонд 10000 и более необлагаемых минимумов доходов граждан. Фондовая биржа приобретает права юридического лица со дня его регистрации Государственной комиссией по ценным бумагам и фондовому ринку.
Фондовая биржа - организация, которая создается не для получения прибыли, а только для организации заключения договоров купли-продажи ценных бумаг и их производных. Она не может осуществлять операции с ценными бумагами от собственного имени и по поручению клиентов, а также выполнять функции депозитария (ст. 33 упомянутого Закона, дополнена частью 4 Законом № 523/97-ВР от 10.09.97 г.).
Устав и правила фондовой биржи утверждаются ее высшим органом (ст. 34).
В уставе фондовой биржи определяются:
а) ее наименование и местонахождение;
б) наименование и местонахождение ее учредителей;
в) размер уставного фонда;
г) условия и порядок приема в члены и исключение из членов фондовой биржи;
д) права и обязанности членов;
е) организационная структура;
е) компетенция и порядок создания руководящих органов;
ж) порядок и условия посещения фондовой биржи;
з) порядок и условия применения санкций, установленных фондовой биржей;
и) порядок прекращения деятельности фондовой биржи.
Уставом могут быть предусмотрены также другие положения, касающиеся создания и деятельности фондовой биржи.
Правила фондовой биржи регламентируют:
а) виды сделок;
б) порядок торговли;
в) условия допуска ценных бумаг
г) условия и порядок подписки на ценные бумаги, котирующиеся на фондовой бирже;
д) порядок формирования цен, биржевого курса и их публикации;
е) перечень ценных бумаг, котирующихся на фондовой бирже;
е) обязанности членов фондовой биржи относительно ведения учета и информации, внутренний распорядок работы комиссий фондовой биржи, порядок их деятельности;
ж) систему информационного обеспечения;
с) виды услуг фондовой биржей, и размер платы за них;
и) правила ведения расчетов;
и) другие положения, касающиеся деятельности фондовой биржи.
Согласно ст. 35, пользоваться наименованием "фондовая биржа", обозначением "фондовая биржа" или любым другим, что в нем содержится выражение "фондовая биржа", может только организация, созданная в порядке, определенном в ст. 34 этого Закону.
Деятельность фондовой биржи прекращается в том случае, когда количество ее членов стало меньше 10 (ст. 36). Если в фондовой бирже осталось 10 членов, ее деятельность прекращается в случае непринятия новых членов в течение шести мисяцив.
Деятельность фондовой биржи может также прекращенной соответствии с законодательством Украины об акционерных обществах и другие виды хозяйственных товариств.
Роль государства в формировании уставного фонда фондовой биржи разная. Например, в нескольких странах Европы (Франция, Италия, Швейцария) все фондовые биржи являются государственными учреждениями. В Германии фондовые биржи также находятся под постоянным контролем со стороны государства. Юридический статус такого рода бирж можно назвать публично-правовым: государство не только участвует в разработке правил биржевой торговли, но и назначает маклеров, обеспечивает порядок торгов, следит за законностью фондовых операций.
Другой режим фондовой торговли ценными бумагами существует в США и Англии, где фондовые биржи действуют самостоятельно - как обычные частные компании (акционерные общества). При таком режиме государство не берет на себя гарантий ни по стабильности биржевой торговли, ни по уменьшению риска фондовых операций.
В Украине происходит только становление биржевой торговли, определение наиболее эффективных форм деятельности фондовой учреждения. В будущем ведущую роль в биржевой системе Украины будет играть Национальная биржа со значительной долей государственной собственности, т.е. существовать моноцентричная биржевая система. Государственные органы возьмут на себя обязанность назначения руководящих должностных лиц, а также контроль за соблюдением ими надлежащих правил и нормативов. Однако сейчас роль государства в деятельности бирж является весьма незначительной, а участники биржевых операций работают в основном на свой страх и ризик.
Членами фондовой биржи могут быть только лицензированные торговцы ценными бумагами, отвечающие требованиям фондовой биржи, придерживаются ее уставных правил.
Статус фондовых бирж характеризуется прежде различными ограничениями. Например, в России фондовой биржей признается только такой организатор торговли ценными бумагами, который не объединяет эту работу с другими видами деятельности, за исключением депозитарной функции или определения взаимных обязательств. Кроме того, фондовая биржа организует непосредственное торговлю только между членами биржи. Другие участники рынка ценных бумаг могут осуществлять на бирже операции только через брокеров и дилеров. Отношении служащих фондовой биржи, то они вообще не имеют права ее учредителями или участниками биржевых торгов. Эти и другие ограничения имеют целью усилить основные функции фондовой биржи.
В любой биржи есть две основные функции в виде двух взаимосвязанных и сбалансированных сторон ее деятельности. Во-первых, фондовая биржа мобилизует и концентрирует свободные средства через продажу ценных бумаг (точнее, организует их продажу), а во-вторых, осуществляет кредитование государства и различных организаций через покупку ценных бумаг. Понятно, что такой же является роль любого посредника фондового рынка, в том числе в его внебиржевом секторе, но только фондовая биржа способна обеспечить высокий уровень ликвидности вложений в ценные бумаги и удовлетворительное их надийнисть.
Ответственная роль фондовой биржи порождает и большие к ней требования. Согласно действующему законодательству Украины юридические лица, созданные как организационно оформленные централизованные рынки с фиксированным торговой площадкой и электронной торгово-информационной сетью, на которых постоянно происходит торговля ценными бумагами, имеют право именоваться фондовой биржей только за выполнение ими целого ряда требований. Прежде биржевые сделки (операции) заключаются только между учредителями и членами биржи, а услуги клиентам предоставляются через посредничество членов биржи. Соглашения должны централизованно регистрироваться на основании официального биржевого курса. Биржа обязана обеспечить эффективное функционирование системы информации о ценных бумагах и условия их обращения на территории Украины. Должна существовать система надзора за деятельностью членов биржи и лиц, уполномоченных осуществлять торговые операции, за соблюдением профессиональной этики, устава и правил фондовой биржи.
Одной из самых биржевых процедур листинг (дословно "включение в список"), т.е. процедура одбору клиентов и ценных бумаг для последующего допуска к биржевым торгам. Эта процедура является достаточно трудоемкой, отнимает много времени, а потому фондовые биржи в некоторых странах обходятся без нее. Такая "демократизация" биржевой деятельности является очень удобной для эмитентов, но слишком опасной для инвесторов, которые вынуждены покупать кота в мешке. Итак, самое простое - это не всегда лучше, и подавляющее большинство фондовых бирж выбирает листинг.
Для того чтобы листинг был эффективным, обрабатываются жесткие (не посоромимося сказать, бюрократические) правила внесения компаний в биржевой список. В отдел листинга биржи необходимо подать значительное количество документов, подтверждающих легитимность и финансовое состояние компании. Насколько жесткие требования листинга, можно судить по процедуре, которую принято на Нью-Йоркской фондовой бирже. Фирма, проходит эту процедуру, должен документально подтвердить:
а) размер ее активов не меньше установленного минимума;
б) прибыль за последний балансовый год также не ниже определенного размера, а каждый из трех лет был для компании прибыльным;
в) количество выпущенных в обращение акций (в штуках) не меньше определенное количество;
г) количество акционеров, владеющих не менее чем 100 акциями, тоже соответствует установленным нормативам
д) компании действительно принадлежит заметное место в своей отрасли (подотрасли)
е) компания является достаточно известной в масштабе страны, у нее хорошая репутация, авторитет на рынке и т.д.
В Германии предприятие-эмитент лишь через три года будет иметь право ходатайствовать о допуске своих ценных бумаг к официальной котировке на фондовой бирже. (Интересно, что эмитенту достаточно пройти процедуру листинга хотя бы в одной фондовой бирже и его акции станут котироваться на других немецких биржах.)
Листинг связан не только с дополнительными расходами, но и с малоприятным контролем за деятельностью компании-эмитента. Зато он повышает престиж эмитента, облегчает выпуск ликвидных облигаций и оценку акций в процессе налогообложения. Листинг обеспечивает так называемую мартабельнисть, т.е. высокую ликвидность ценных бумаг, их пригодность для быстрой реализации и относительную стабильность цин.
Фондовая биржа отвечает только за операции с такими ценными бумагами, прошедших листинг. Предпринимателей (и не только начинающему) следует помнить, что банки и брокеры очень неохотно соглашаются проводить подписку на новые выпуски акций и облигаций тех предприятий, которые отказались от прохождения процедуры листинга хотя бы на одной из зарегистрированных фондовых бирж. Взамен компании, которые прошли эту процедуру, становятся известными, им доверяют банки, они занимают на рынке устойчивы позиции. фондовая биржа также выигрывает от листинга. Она приобретает репутацию организации, которая работает только с "настоящими" ценными бумагами, за которые отвечает вместе с эмитентом. Доверие к фондовой бирже растет, если ее наделен правом приостанавливать котировки ценных бумаг той или иной компании и вообще исключать ее из биржевого списка в случае финансовой несостоятельности компании или ее уклонения от листинга (несвоевременного представления ежегодного отчета о своей финансовой деятельности).
Сейчас в мире насчитывается около 200 фондовых бирж: в Великобритании - 22, США - 13, Японии - 9, Франции и Германии - по 8, Канаде - 5. Наиболее известные Нью-Йоркская фондовая биржа, Токийская, Лондонская, Парижская, Франкфуртская, Копенгагенская, Амстердамская, Миланская, Торонто, Австралийская, Цюрихском, Сеульская, Манильская (на Филиппинах), Бангкокская (в Таиланде), Сингапурская и ин.
Как правило, в экономически развитой стране насчитывается несколько фондовых бирж, которые создают определенную биржевую систему. Различают моносистему, в которой главную роль играет одна из бирж (например Лондонская биржа в Великобритании) и полисистему, которой присуще наличие нескольких крупных бирж (Германия, Канада). Есть и промежуточные формы, например биржевая система США, где наряду с господством Нью-Йоркской фондовой биржи достаточно уверенно чувствуют себя региональные фондовые биржи.
В Украине первой возникла Украинская фондовая биржа (УФБ), которая за период 1992-1995 гг обслужила более 21 млн торговых операций по среднего годового прироста 200-300%. Конкурентами стали (с 1995 г.): Киевская международная фондовая биржа (КМФБ), Украинская межбанковская валютная биржа (УМВБ), Донецкая фондовая биржа (ДФБ) и Внебиржевой фондовая торговая система (ПФТС). Конкурентность отношений между ними подтверждается следующими примерами. 1996 года на УФБ было заключено 40% от общего количества сделок на биржевом рынке, а на УМВБ - 59%. Однако по объему продаж первенство еще оставалась за УФБ (70%). Резкое изменение структуры биржевой торговли состоялась в 1997 г., когда объем торгов за год на УМВБ вырос в 29 раз, а на ПФТС - в 112 раз. Но даже и без ПФТС ситуация изменилась: по показателю объема торгов УФБ проиграла своей основной соперницы - УМВБ: доля УФБ по объему торгов за год сократилась с 70% до 6%, а доля УМВБ выросла с 29% до 93%.
ПФТС начала теснить биржи 1997 года: по темпам роста эта внебиржевая система вышла на первое место, хотя по количеству сделок и уступила ДФБ. Объем торгов на организационно оформленных рынках торговли (структура и рост) представлены в табл. 11.
Большая разница в денежном объеме торгов объясняется значительными колебаниями стоимости одной сделки (в среднем) на разных биржах. Так, стоимость одной сделки (в среднем) на УМВБ в 43 раза больше стоимость одной сделки на ДФБ.
В течение 1998 г. количество организаторов торговли ценными бумагами увеличилось: лицензию фондовой биржи было предоставлено Приднепровской фондовой бирже (ПФБ), а статус торгово-информационных систем получил украинский центр сертификатных аукционов (УЦСА).
3.2. фондовая биржа 3.2.2. Котировки ценных бумаг