3.3.1. Организация внебиржевого обращения ценных бумаг

Торговля ценными бумагами на фондовых биржах достаточно эффективна, что обусловлено повышенной надежностью вложения капитала благодаря жесткому контролю за сделками и глубокой проверкой финансового состояния эмитента. Наряду с биржевым рынком существует внебиржевой. Суть внебиржевого фондового рынка выражено его названием - часть фондового рынка, находится вне сферы деятельности фондовых бирж. Существование двух обособленных частей фондового рынка объясняется тем, что каждая из них приспосабливается к тем или иным условиям экономики конкретных стран и этапов развития рынка. Несмотря на то, что биржевой и внебиржевой рынки конкурируют между собой, их следует рассматривать не как, взаимоисключающих, а как, взаимодополняющих друг друга. Это утверждение особенно справедливо для стран в переходном периоди.
Удельный вес внебиржевого фондового рынка различна в разных странах: в Японии она составляет лишь 1%, в США - 25, Чехии - 60, Словакии - 80, России - 90, в Украине - 98%.
Бесспорно, существуют объективные факторы, которые способствуют преимущественному развитию в Украине именно внебиржевого, а не биржевого рынка. Роль внебиржевого рынка заключается в том, что он:
- Увеличивает объем инвестиций, поскольку благодаря своей разветвленности, массовости и оперативности приближает фондовый рынок до мелкого инвестора;
- Оперативно находит для инвесторов выгодные объекты вложения капитала, а для реципиентов - приемлемые источники финансирования;
- Способствует развитию фондового рынка на уровне регионов (областей, районов, городов), оказываясь полезным экономическим инструментом для местных органов власти;
- Создает предпосылки для ускоренного развития инфраструктуры фондового рынка в стране, в частности для создания электронных информационных каналов и сетей, обеспечивающих открытость процесса выпуска и обращения ценных бумаг и обоснованность принимаемых по их продаже и покупке;
- Является благоприятной средой развития услуг для участников фондового рынка: инвестиционного консультирования, управления портфелями ценных бумаг, других видов деятельности фондовых посредников;
- Способствует росту профессионализма участников фондового рынка, является резервом кадров для создаваемых фондовых бирж.
Кроме того, внебиржевая торговля ценными бумагами заставляет фондовые биржи непрерывно улучшать качество своей работы, обеспечивая высокий уровень надежности фондовых сделок, гарантии для инвесторов, выполнения клиринговых операций, то есть постоянно совершенствоваться для того, чтобы выстоять в конкурентной борьбе с внебиржевым ринком.
Наибольшую "угрозу" для фондовых бирж составляет внедрения в деятельность внебиржевого рынка электронных систем передачи и обработки информации, а также упорная работа "позабиржовикив" по повышению уровня организации торговли за пределами фондовых бирж.
В связи с попыткой сделать внебиржевой рынок организован следует сказать, что внебиржевой рынок является неоднородным именно из-за разной степени его организованности, хотя это понятие слишком условным. Если, например, в организованных участников внебиржевых сделок отнести тех, кто является членом той или иной саморегулируемой организации, тогда в США, например, весь внебиржевой рынок следует признать организованным. В рамках неорганизованного внебиржевого рынка обычно выделяют так называемый "телефонный" рынок, основанный на взаимном доверии и длительных связях контрагентов, и "уличный" рынок, где преобладают случайные операции по купле-продаже ценных бумаг, в основном акций приватизированных предприятий. Опыт развитых стран (особенно США) свидетельствует, что внебиржевой рынок вполне поддается организации и способен приобрести всех признаков цивилизованной торгивли.
Так, одной из мер для выхода из экономического кризиса в США было создание (1934) Комиссии по ценным бумагам и биржам (КЦПБ) с функциями надзора за исполнением федеральных законов о ценных бумагах. Значительную часть своих полномочий эта комиссия вскоре передала нескольким неправительственным структурам, известным как "саморегулируемой организации" (СРО). Из них наибольшей и теперь является Национальная ассоциация дилеров ценных бумаг (НАСД). Каждый дилер и брокер имеет не только зарегистрироваться в КЦПБ, но и стать членом НАСД.
НАСД выполняет много функций, а именно: регулирование деятельности своих членов в вопросах эмиссии облигаций, в том числе муниципальных, создание взаимных фондов и обществ с ограниченной ответственностью, а также контроль за их деятельностью, определение размера плавающей ренты, проведение экзаменов на право заниматься профессиональной деятельностью и регистрация профессионалов; инспекции фирм, специализирующихся на торговле ценными бумагами; расследование случаев нарушения законов и осуществления арбитража; регулирования рекламной и издательской дияльности.
Каждая из этих основных функций НАСД состоит из достаточно большого количества составляющих. Например, контроль регистрационных заявлений цель удостовериться в том, что эмитенты получают справедливую долю доходов от размещения нового или очередного выпуска ценных бумаг и цена этих бумаг устанавливается рыночным способом.
Кроме НАСД, в США есть еще несколько крупных СРО, в частности "Амекс". Для помощи СРО в обмене информацией создаются специализированные службы, которые обязаны, например, предотвращать преступным манипуляциям с ценными паперами.
Для выполнения этих и многих других задач НАСД создает свою программу и планы работы. Во время плановых проверок анализируется состояние бухгалтерских записей и отчетности. Выборочно проверяются отдельные договоры на покупку-продажу ценных бумаг, цены и сборы за услуги. Проверке подлежат как открытые счета индивидуальных инвесторов, так и собственные, конфиденциальные счета фирм. Изучаются первоначальные и сводные документы, чтобы определить, действительно хорошо выполняются заказы клиентов, справедливы надбавки и скидки к цене, действительно вероятна предоставлена информация. К плановой проверке включено также финансовую и операционную проверку, которая должна показать, достаточно устойчивое финансовое положение члена НАСД для дальнейшей работы клиентов с ним. В связи с этим проверяются финансовые отчеты брокеров-дилеров для того, чтобы удостовериться в наличии достаточного количества ликвидных активов. Так же внимательно выясняется наличие гарантий невозможности неправомерного использования брокерами и дилерами собственности клиента. Для этого проверяются фактическое наличие и состояние учета ценных бумаг клиента, а также учет денежных средств самого брокера или дилера.
Тогда как НАСД контролирует внебиржевой рынок, государство контролирует саму ассоциацию. Все изменения во внутреннем распорядка и инструкциях НАСД подлежат обязательному утверждению в государственном органе - КЦПБ. За исключением незначительных изменений, касающихся членских взносов, административных вопросов и трактовки правил, все остальные предложения НАСД вступают в силу только после рассмотрения и одобрения руководством КЦПБ, которое проверяет, не противоречат предложения действующему законодательству. Это касается не только НАСД, но и всех других СРО. КЦПБ может (после уведомления и обсуждение) изменить правила любой СРО даже без ее согласия. Более того, КЦПБ как государственный орган имеет право приостановить или отозвать регистрацию СРО, наложить ограничения на ее деятельность, снять с должности руководителя и любого работника СРО, если тот умышленно нарушил Закон о биржах или злоупотреблял служебным становищем.
В России американская НАСД стала образцом для создания внебиржевых неправительственных институтов. Речь идет прежде всего о Российскую торговую систему (РТС).
Повышение уровня организованности и ликвидности на российском внебиржевом рынке объясняется введением некоторых обязательных мер, в частности стандартных условий договоров, введение твердых котировок акций и пределов колебания цен продавца и покупателя в размере 10% от лучшей предложения в торговой системе. Весьма полезным оказалось создание института маркет-мейкеров, которые обязаны поддерживать твердые двусторонние котировки как минимум для акций трех эмитентов и твердое одностороннее котировки для акций двух эмитентов. Участники РТС регулярно представляют отчеты о результатах своей работы на фондовом ринку.
Украина также пользуется опытом зарубежных стран, учитывая местные условия и возможности. До недавнего внебиржевой рынок Украины саморегулювався через три ассоциативные общественные объединения: Украинская ассоциация торговцев ценными бумагами, Украинская ассоциация инвестиционного бизнеса и украинской ассоциации доверительных обществ. В деятельности торговцев ценными бумагами на внебиржевом рынке участвовали инвестиционные фонды и инвестиционные компании. В начале 1996 г. была создана новая организация "Внебиржевой фондовая торговая система" (ПФТС). Ее основной целью стало содействие развитию открытого внебиржевого рынка ценных бумаг в Украине. Для этого разработаны правила, стандарты и требования, обязательные для всех профессиональных участников ценных бумаг в стране. Понятно, что речь идет не о распределении фондового рынка на сферы влияния, а тем более не о вмешательстве в хозяйственную деятельность членов ПФТС. Хотя функции и полномочия этой ассоциации достаточно широки. Они, в частности, предусматривают:
- Участие в подготовке законопроектов и подзаконных актов, касающихся обращения ценных бумаг, в том числе выпущенных местными органами власти;
- Разработка единых норм, стандартов и правил деятельности на внебиржевом фондовом рынке, в том числе норм профессиональной и деловой этики членов ПФТС;
- Методическую, информационную, юридическую и техническую помощь членам ПФТС через консультации, экспертизы, исследования конъюнктуры фондового рынка Украины и других стран;
- Организацию работы по повышению профессионального уровня специалистов фондового рынка;
- Разработка системы информационного обмена между участниками рынка ценных бумаг;
- Решение споров между членами ПФТС.
ПФТС поддерживает развитие клиринговой, расчетно-депозитарной, регистрационной и других систем инфраструктуры фондового рынка. В разработанных ПФТС "Торговых правилах" приведены термины фондового рынка, определен порядок доступа в ПФТС, требования к зарегистрированного торговца ценными бумагами, процедуру котировки, обязательства сторон фондовых операций, систему отчетности и т.п.
Таким образом, значительное совершенствование организационных форм внебиржевого рынка можно рассматривать как шаг на пути постепенного сближения с фондовым рынком и создание единой системы фондового рынка.
3.3. внебиржевой рынок 3.3.2. Торгово -информационные системы