4.2.1. Структура и методы анализа
Понятно, что инвестор не равнодушен к надежности ценной бумаги, который он собирается приобрести. Но еще больше его интересует надежность того, кто эту бумагу, выпускает и хочет продать. Ведь можно приобрести ценную бумагу идеальный по характеристикам, но из-за неспособности эмитента успешно работать можно, надеясь на дивиденды, вдруг потерять свой капитал. Инвестору просто необходима наиболее полная информация о финансах эмитента для того, чтобы удостовериться в надежности вклада. В свою очередь, эмитент (во всяком случае - порядочный эмитент) не меньше инвестора заинтересован в предоставлении полной и достоверной информации о своем финансовом состоянии. Одно из главных правил рыночной экономики: "нет доверия - нет капитала". Заинтересованными являются обе стороны и дело только по методологии и организации анализу.В нашем случае цель анализа вполне понятна - проверка предприятия как эмитента ценных бумаг. Анализ должен убедить инвестора в том, что эмитент способен выполнить все обязательства, которые он берет на себя в связи с эмиссией ценных бумаг и заключенными угодами.
Источниками первоначальной информации для проведения анализа являются официальные данные бухгалтерского учета и отчетности предприятия с возможным привлечением документов, которые расшифровывают и дополняют указанные данные (смет, калькуляций, планов, документов первичного учета). Кроме того, сторонняя организация, с которой заключен договор на проведение анализа, может делать собственное обследование и фиксацию нужных элементов и процессов деятельности пидприемства.
Информация для анализа и сам анализ состоят из показателей: экономических, производственных, технических, коммерческих - каждый из которых характеризует (представляет, выражает) определенную сторону элемента или процесса хозяйственной дияльности.
За порядком исчисления показатели делятся на засадные и производные. Первые вычислена на основании документов, которые не принадлежат к официальной номенклатуры экономических документов предприятия (правительственные постановления, указы, законы, инструкции руководящих организаций и т.п.). Производные показатели вычисляются на основании основополагающих. Для вычисления производных показателей применяются различные математические способы как простейшие (вычитание, деление), так и более сложные (возведение в степень, извлечение корня, решение систем уравнений).
Засадные показатели только в официальных номенклатурных экономических документах предприятия (бухгалтерских, учетных, плановых и отчетных). Производные показатели также могут быть в названных документах, но большая часть их рассчитывается за этими документами с целью использования только для контрольных и аналитических цилей.
По форме выражения показатели делятся на абсолютные и относительные. Большинство абсолютных показателей является засадными, но могут быть и производными. Относительные показатели преимущественно являются похидними.
Абсолютные показатели обычно имеют стоимостное выражение (как правило, в национальной валюте, иногда - в иностранной), но при необходимости для выражения применяются натуральные единицы измерения. Относительные показатели преимущественно выражаются в форме коэффициентов, частиц, удельного веса, процентов и других безразмерных величин. Например, как относительный показатель рассматривают доход в расчете на одного акционера. Относительным показателем является также удельный вес кумулятивных привилегированных акций в общем их количестве (в данном случае речь идет о выделении доли из определенного множества).
Основным методологическим приемом оценки и анализа финансового состояния является сравнение показателей, когда различными способами сопоставляются базовый показатель и то, что анализируется. В анализе используется определенная база сравнения, поэтому правомерно говорить о сравнительный характер анализа или о сравнительном анализе. Для оценки и анализа финансового состояния эмитента применяются следующие типы баз сравнения:
Показатели данного предприятия за прошлый период.
Показатели других предприятий аналогичного профилю.
Нормативные показники.
Рассмотрим каждый из этих типов в отдельности. Для сравнения баз первого типа используются показатели за календарный год (квартал или месяц), а также за определенный истекший период, в том числе:
а) предыдущий год (по году, по которому анализируются показатели)
б) первый (начальный) год определенного периода;
в) заданный условиями анализа год;
г) год, в нем данный показатель был лучшим;
д) год, в нем данный показатель был наихудшим;
е) год, в нем данный показатель был средним;
е) период (несколько лет подряд) со средним уровнем показника.
Результаты сравнения с базой за прошлый период используются прежде всего для оценки изменений, происходящих - выявление динамики, темпов, тенденций и закономерностей относительно данного показателя на данном предприятии. Примером может служить расчет темпа прироста реальных активов (основных и оборотных средств) по формуле:
Ра = (Аи - Аи-1) / Аи-1 = (Аи / Аи-1) - 1,
где Ра - темп прироста активов; Аи и Аи-1 - активы соответственно за год, анализируется, и попередний.
Сравнение с показателями других предприятий (отечественных или зарубежных) аналогичного профиля (второй тип) основывается на таких базах сравнения:
а) определенное (заданное) предприятие;
б) предприятие с лучшим показателем;
в) предприятие с наихудшим показателем;
г) предприятие со средним показателем (за период)
д) средний показатель в группе предприятий или в стране, отрасли или региони.
Результаты сравнения с другими предприятиями делают оценки финансовой устойчивости (конкурентоспособности) данного эмитента на фондовом рынке и на общем ринку.
Сравнение с нормативными показателями (третий тип) выполняется с привлечением таких баз сравнения:
а) положения законов и нормативных актов;
б) нормативы - собственные, отраслевые, общегосударственные;
в) стандарты, в том числе международные;
г) плановые или прогнозные показатели;
д) условия и требования, вытекающие из договорных видносин.
Сравнение может охватывать все три типа баз сравнения и создавать своеобразные цепочки производственных показателей. Возьмем, например, два абсолютных по форме показатели - прибыль и себестоимость продукции на данном предприятии в данном году. Соотношение между ними создает относительный производный показатель - рентабельность продукции (это первое сравнение). Рентабельность продукции данного года сравним с аналогичным показателем предыдущего года и иметь фактический темп роста рентабельности продукции на данном предприятии (второе сравнение). Полученный показатель темпа можно сравнить с аналогичным показателем другого предприятия или со средним показателем в области (третье сравнение), в результате чего мы знать, насколько наше предприятие по темпам изменения рентабельности опережает конкурентов или отстает от них. При желании можно выйти на еще одно (четвертое) сравнение, если сравнить показатель опережения или отставания в данном году с аналогичным показателем в минулому.
Цепочка сравнений можно направить и другим путем, если темп роста рентабельности продукции (результат второго сравнения) сопоставить с аналогичным плановым показателем на данный период. В результате такого сравнения получим показатель выполнения плановых темпов роста рентабельности. Далее этот показатель сопоставим с аналогичными показателями в предыдущих годах и иметь определенную динамическую картину, которая тоже может быть полезна для анализа хозяйственной деятельности. Аналогичные цепочки можно построить и на основании любых других исходных абсолютных показателей, что увеличивает и без того большое количество производных показникив.
Особое место в системе анализа финансового состояния принадлежит неровностям, построенным на применении лимитов и ограничений. Они позволяют характеризовать конкретную суть показателя, в частности показать его оптимальность или экстремальность. Примером такого аналитического приема может быть определение условий создания ликвидности баланса. Баланс можно считать абсолютно ликвидным, если он соответствует таким неравенствам:
(А1 А2)> П1; А3> П2; А4> П3,
где А1, А2, А3 и А4 - соответственно активы, быстро, средне, медленно и трудно реализуются; П1, П2 и П3 - соответственно краткосрочные, долгосрочные и постоянные пасиви.
Напомним, что ликвидность означает мобильность активов предприятия, которая делает беспрепятственное осуществление платежей кредиторам и выполнения других финансовых обязательств. На фондовом рынке - это один из основных показателей надежности и качества ценных бумаг, характеризующий возможность быстрого превращения их на готовые деньги без потерь для владельца. Не только ценные бумаги, но и все виды активов имеют тот или иной уровень ликвидности: одни из них быстро и легко можно превратить в наличные, другие - трудно реализуются на рынке. Для пассивов аналогичной характеристикой является срочность погашения (возврата) средств. Что скорее можно реализовать активы и позже нужно возвращать пассивы, тем выше финансовый рейтинг предприятия, то мобильным оно в своих финансовых обязательствах.
Общепринятым является такая группировка активов по степени ликвидности и пассивов по срокам их погашення.
Активи
Активы, которые быстро реализуются: наличные деньги в кассе, расчетный счет в банке, валютный счет в банке, другие счета в банке, другие средства, краткосрочные финансовые вложения, рыночные ценные бумаги, расчеты с дебиторами за векселями.
Активы со средним сроком реализации: товары отгруженные, услуги сделаны, счета к получению дебиторской задолженности, расчеты с дебиторами, в том числе с бюджетом, с дочерними предприятиями, с персоналом.
Активы, медленно реализуются: материальные и производственные запасы, незавершенное производство, готовая продукция на складе (товары неотгруженном), расходы будущих периодив.
Активы, которые трудно реализуются: основные фонды (за вычетом износа), незавершенное строительство и другие незавершенные капитальные вложения, другие долгосрочные финансовые вложения, в том числе нематериальни.
Пасиви
Краткосрочные пассивы: краткосрочные кредиты банка, расчеты с кредиторами, в том числе с поставщиками за акцептованными документами, расчеты с бюджетом, векселя к оплате, расчеты по заработной плате, расчеты с бюджетом, накопленные непогашенные задолженности, другие текущие пасиви.
Долгосрочные пассивы: долгосрочные кредиты банка, долгосрочные заемные средства, отложенные налоги, облигации, другие непогашенные обязательства.
Постоянные пассивы: уставный фонд, амортизационный фонд, износ основных средств, резервный фонд, доходы будущих периодов, нераспределенная прибыль.
Структура активов по степени ликвидности и пассивов по срокам погашения определяется перегруппировкой статей баланса за представленной выше классификации, что, в свою очередь, дает возможность составить "ликвидный баланс".
Практикуются также другие перегруппировки отчетного баланса, среди которых на особый интерес заслуживает сравнительный аналитический баланс-нетто. В нем отдельными группами выделено: в активе - основные средства и вложения (1), запасы и затраты (2), денежные средства, расчеты и прочие активы (3); в пассиве - источник собственных средств (1), кредиты и другие заемные средства (2), расчеты и прочие пассивы в виде кредиторской задолженности (3).
Первоначальная информация о финансовом состоянии эмитента дает достаточно широкие возможности для углубленного анализа. И эти возможности опытный аналитик использует так же широко - исследуется и оценивается профиль и масштабы деятельности предприятия, организационно-технический уровень производства, рентабельность, финансовая стабильность, эффективность использования активов (фондоотдача), производительность труда, ликвидность и платежеспособность, перспективы рынка сбыта продукции, другие аспекты хозяйствования, производственной и коммерческой деятельности. И на этом основании определяется привлекательность инвестирования в ценные папери.
В процессе анализа, имеет преимущественно ретроспективный характер, выполняется также работа по прогнозированию основных финансовых показателей, что вполне естественно для принятия обоснованного решения о долгосрочных вложения капитала. Горизонт планирования одинаково важен как для эмитента, так и для инвестора. Сами же прогнозы могут принимать форму индикативных планов, которые являются ориентирами для текущего планування.
Предметом анализа обычно являются цены, причем не только их уровень, но и характер. В частности, необходимо выявить динамику:
абсолютных цен, отражающих стоимость продукции в денежном выражении;
относительных цен, выражающих стоимость данной продукции через стоимость другой продукции;
постоянных цен мало реагируют на инфляцию;
текущих цен, которые реагируют даже на малейшее инфляцию.
Финансовое благополучие предприятия напрямую связан с прибылью. Поэтому "острие" анализа обычно направляется на выявление резервов увеличения прибыли, которые могли бы дополнительно привлечь инвестора. Как известно, прибыль растет, когда:
- Снижается себестоимость продукции;
- Повышается цена продукции вследствие повышения ее качества
- Увеличивается объем выпуска и реализации продукции (эффект достигается благодаря снижению в себестоимости единицы продукции доли постоянных накладных расходов);
- Пересматривается номенклатура (ассортимент, сортамент, типоразмеры) продукции, выпускаемой для снятия с производства малорентабельной и расширение выпуска высокорентабельной продукции;
- Устраняются причины появления убытков, относимых на счет прибылей и убытков, которые покрываются за счет прибутку.
Все эти факторы аналитик обращает пристального внимания, рассматривая одновременно меры, которые планирует эмитент для рационального использования не только резервов увеличения прибыли, но и самого прибутку.
Зарубежные эксперты обращают внимание на анализ связи между постоянными издержками производства и расходами на маркетинговую деятельность, с одной стороны, и изменением уровня прибыльности предприятия - с другой. Одной из форм реализации этого направления анализа оказалось, в частности, обработки киевской фирмой "Финанс-оптимум" соответствующей экономической модели (автор Г. М. Крупский), которая с помощью компьютерно-программного обеспечения делает оптимизацию многих параметров виробництва.
Показатели финансовой деятельности с целью анализа используются по-разному - в зависимости от их роли в достижении общих целей анализа. Есть показатели, которые применяются почти во всех видах анализа ("дежурные" показатели), есть такие, которые применяются изредка, какие-то исключительные, уникальные показатели ... Первая задача каждого аналитика - определение общего количества и состава применяемых показателей. Это задача не из легких, хотя бы потому, что показателей, которые можно так или иначе использовать в анализе, множество. Одни бухгалтерские, калькуляционные и отчетные документы содержат сотни показателей в абсолютном выражении. Еще больше производных (относительных) показателей, которые получают, сравнивая пару абсолютных показателей. Несложный подсчет показывает, что при наличии только 140 абсолютных показателей (на самом деле их гораздо больше) можно формально получить 10000 таких пар. Допустим даже, что 90% из них не имеют существенного экономического содержания. Тогда остается 1000 пар показателей. Пусть 90% из этого количества также не имеют прямого отношения к анализу финансового состояния эмитента. Остается, таким образом, 100 пар показателей. Из них нужно отобрать важнейшие, а после отбора проранжировать, установить их приоритетность относительно друг друга. Методику такого отбора предлагаем далее.
4.2. Анализ финансового состояния эмитента | 4.2.2. относительные показатели |