6.1.2. Информационное пространство фондового рынка

Значение информации для фондового рынка заключается в том, что без нее он не сможет функционировать даже один день. Главной задачей информации является обеспечение прозрачности фондового рынка, то есть широкой информированности всех заинтересованных лиц о доходности операций с ценными бумагами и о риске, связан с действиями как эмитентов, так и посредников фондового рынка. Информация об эмиссии ценных бумаг, об эмитентах, цены и объемы торговли ценными бумагами должна быть открытой и доступной. Представлять такую информацию должны эмитенты, посредники, биржи, банки, внебиржевые организации, используя для этого официальные и специальные видання.
К информации относятся большие требования. Прежде, она должна быть достоверной, абсолютно адекватной реальной ситуации и отражать самое существенное из этой реальности. Законодательно установлено, что существенной считается та информация, объемы которой определяет государство и которая имеет важное значение для владельцев ценных бумаг и потенциальных инвесторов при принятии ими решений о покупке или продаже ценных бумаг, поскольку она способна произвести заметное влияние на рыночную стоимость ценных бумаг и размер дохода на них. Истечении определенного времени окажется, что представленные эмитентом документы содержат неправдивую существенную информацию или она не соответствует действительности из-за изменения экономических обстоятельств или по другим причинам, то эмитент обязан немедленно прекратить продажу ценных бумаг. Только после внесения им соответствующих изменений в проспект эмиссии или в другие документы разрешается возобновить продажу. Способ и сроки внесения таких изменений и информирования инвесторов у соответствующих нормативных документах.
Для того чтобы информация не потеряла своей актуальности и, соответственно, вероятности, эмитент должен в течение одного рабочего дня информировать регистратора о любых поправках в учредительных документах относительно прав владельцев ценных бумаг, планируемых общего собрания, новых эмиссий и т.д.. Кроме этого, эмитент предоставляет регистратору информацию о решении своих руководящих органов, касающихся условий и процедур его функционирования, или иным образом важные для выполнения регистратором своих обязательств. Названную информацию эмитент должен подать письменно в течение трех рабочих дней с момента принятия такого ришення.
Информация должна быть не только достоверной, окончательной и своевременной, но и отвечать другим требованиям. Не помешает напомнить, что она должна быть исчерпывающей, лаконичной, изложенной с соблюдением установленной терминологии, и такой, что ее можно перевирити.
Информационной дисциплины обязаны соблюдать не только эмитенты, но и все другие участники фондового рынка, в частности, регистраторы. Регистратор обязан подать заинтересованным лицам информацию и выписки из реестра согласно их правами. Открытой является информация о размере оплаты за услуги зарегистрированным лицам. Регистратор по требованию акционеров, владеющих в совокупности более 20% голосов, обязан направлять сообщения владельцам именных акций о созыве внеочередного собрания. По запросу эмитента регистратор дает перечень владельцев именных ценных бумаг, имеющих право голоса на общем собрании для обеспечения их участия в таких собраниях или регистрации передачи права голоса другим лицам. В течение 10 дней с момента получения соответствующего запроса регистратор должен подать эмитенту письменный реестр. Все требования к информации зафиксировано в законодательстве Украины. Такие же требования существуют и в других странах. Например, в России организатор торговли на рынке ценных бумаг обязан раскрыть любому заинтересованному лицу большой объем информации, а именно: правила допуска участников и их ценных бумаг к торгам, правила заключения, сверки, регистрации сделок, ограничения манипулирования ценами, список допущенных к торгам ценных бумаг и даже расписание предоставления услуг организатором торговли.
Особо следует подчеркнуть требования доступности информации. В украинском законодательстве раскрытия информации на фондовом рынке объясняется необходимостью обеспечения доступности для всех заинтересованных в ее получении, в соответствии с установленным законом порядке и независимо от цели получения этой информации.
Законом запрещается открытую продажу ценных бумаг нового выпуска ранее чем через две недели после обеспечения всем потенциальным владельцам возможности доступа к информации, которую предполагается раскрыть (информация о стоимости размещения ценных бумаг раскрывается в день начала их размещения).
Не только эмитент, но и все торговцы ценными бумагами, которые осуществляют их размещения, в том числе через андеррайтинговую деятельность, обязаны обеспечить возможность доступа к информации любым потенциальным власникам.
В случае, когда хоть один выпуск инвестиционных ценных бумаг сопровождается проспектом эмиссии или меморандумом о выпуске ценных бумаг, эмитент обязан раскрыть информацию о своих ценных бумагах и финансово-хозяйственной деятельности в виде квартального и годового отчета, а также в форме сообщения об изменениях, нарушающие его финансово-хозяйственной дияльнисть.
Здесь мы подходим к вопросу об отчетности эмитента. Если в публикациях он сообщает инвесторов, то в отчетности - государство в лице Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку. Напомним, что по закону эмитенты, которые насчитывают 500 и больше акционеров и активы которых равны определенной величине (1997 г. эта сумма составляла 50 тыс. необлагаемых минимумов доходов граждан) или превышают ее, а также эмитенты, которые насчитывают 500 и больше владельцев облигаций , должны подавать отчеты о своем финансовом состоянии и результатах хозяйствования за год или квартал.
Годовой отчет публикуется не позднее чем через девять месяцев года, следующего за отчетным, и направляется держателям именных акций и облигаций, Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку и каждому фондовой бирже (или ТИС) из тех, где котируются ценные бумаги данного эмитента (правительство может сократить этот срок до трех месяцев). В годовом отчете даются основные данные об эмитенте, а именно: информация о результатах хозяйственной деятельности за три прошедших года; подтверждена аудитором финансовая отчетность за те же три года; факты, которые могут существенно повлиять на финансовое состояние эмитента в майбутньому.
Кроме годового отчета, эмитент должен подавать в Государственную комиссию по ценным бумагам и фондовому рынке три квартальные отчеты в течение двух месяцев после окончания соответственно первого, второго и третьего кварталов. Квартальные отчеты присылают также фондовой бирже (или ТИС) и, кроме того, держателям именных акций и облигаций по требованию останних.
Система отчетности предусматривает также дополнительную форму - отчет об изменениях в хозяйственной деятельности эмитента. Все отчеты подписываются руководителем и главным бухгалтером эмитента, которые отвечают за достоверность информации.
К открытой информации относится также реклама, как и другие стороны информационной системы фондового рынка, регулируется законодательством. Необходимо подчеркнуть, что не всякая обнародована информация считается рекламой. Не является рекламой на фондовом рынке, например, общедоступная информация о ценных бумагах и эмитентов, а также информация, которая подается уполномоченным органам лицом, выполняющим служебные функции регулирования фондового рынка согласно действующему законодательству (за исключением информации о выпуске ценных бумаг).
Реклама, конечно, должна быть достоверной. В противном случае рекламодатель отвечать за вред, причиненный недобросовестной рекламой. Для предотвращения произвольном толкованию понятия "недобросовестная реклама" закон специально раскрывает его. Недобросовестной рекламой признается:
во-первых, информация, направленная на введение в заблуждение владельцев ценных бумаг и других участников фондового рынка из-за сообщения в рекламе неправдивой информации о деятельности эмитента, виды и характеристики ценных бумаг, которые он выпускает, о договорах, которые касаются;
во-вторых, информация в рекламе о недостатках ценных бумаг конкурентов независимо от того, соответствует ли такая информация действительности или нет,
в-третьих, публичное гарантирование или доведение иным путем сведения потенциально неограниченного круга владельцев ценных бумаг информации об их повышенную доходность, надежность по сравнению с другими ценными бумагами или другими активами, а также публикация в рекламе неправдивой информации о ценных бумагах, предлагаемых на продажу, для привлечения более широкого круга потенциальных инвесторив.
Еще раз следует отметить, что за недобросовестную рекламу несет. Органы, осуществляющие регистрацию выпусков ценных бумаг, как правило, имеют право подать иск о признании недействительными договоров между рекламодателем и лицом, распространяет рекламу, а также о взыскании всего полученного за рекламу дохода в пользу держави.
Запрещается также реклама ценных бумаг, подлежащих регистрации, до даты их регистрации, а договоры на рекламирование незарегистрированных выпусков ценных бумаг признаются недийсними.
По доступности информации необходимо сказать, что не всякая информация может быть доступной для любого, кто желает ее получить. Доступ к системе реестра ограничивается кругом лиц, имеющих право на получение этой информации. Таковы эмитент и зарегистрированные лица. Понятно, что такое же право имеют государственные органы в пределах принадлежащих им повноважень.
Эмитент имеет право получить всю информацию, которая есть в реестре, но не вправе ее разглашать. Информация предоставляется только уполномоченным лицам эмитента с обязательным определением для каждого следующих данных: имени, фамилии, отчества, должности, объема информации, которую он имеет право получить, а также с представлением образцов подписей уполномоченных осиб.
В свою очередь, зарегистрированное лицо имеет право на получение информации, которая есть на ее лицевом счете, и на информирование обо всех изменениях относительно данной зарегистрированного лица и принадлежащих ей ценных бумаг. Но это лицо не имеет права на получение информации о других владельцах и принадлежащих им именные ценные папери.
Доступ государственных органов к системе реестра осуществляется согласно действующему законодательству на основании письменного запроса руководителя. Всем другим лицам доступ к информации в реестре заборонений.
Рассказ об информационной системе фондового рынка мы начали с тезиса об обеспечении его прозрачности. И это главное, но не единственное в характеристике информации. Наряду с общедоступной (раскрывающемся) информации, не требующих специального разрешения для доступа к ней, есть еще внутренняя информация, которая часто бывает существенной коммерческой тайной эмитента. Ни один торговец ценными бумагами не вправе разглашать коммерческую тайну своих клиентов. Исключением является лишь предоставление информации уполномоченным органам в связи с выполнением ими функций регулирования рынка ценных паперив.
И дело не только в сохранении коммерческой тайны. Определенные ограничения необходимы для обеспечения справедливости на фондовом рынке, для предотвращения злоупотреблений информацией. Такие ограничения касаются так называемой инсайдерской, то есть внутренней информации. Закон определяет инсайдерскую информацию как информацию об эмитенте или его ценных бумагах, имеющих свободное обращение, которая отвечает следующим признакам:
а) является существенной;
б) предоставляет лицу, владеет ею, определенные преимущества перед другими участниками рынка ценных бумаг;
в) не опубликованою.
Инсайдерской информацией владеют инсайдеры, то есть должностные лица эмитента, а также те, кто имеет доступ к информации в связи с должностью или вследствие определенного характера отношений с эмитентом. К инсайдерам относятся:
а) государственные служащие;
б) юридические лица, которые находятся с эмитентом в договорных или других деловых отношениях, а также их работники;
в) физические лица, которые находятся с эмитентом в трудовых, договорных или других деловых отношениях;
г) любые лица, которые являются владельцами более 10% акций эмитента, голосують.
Инсайдер, который владеет инсайдерской информацией, по закону не может ни покупать, ни продавать инвестиционных ценных бумаг соответствующего эмитента. Если инсайдерская информация касается договора между эмитентом и третьим лицом, то инсайдер не имеет права не только покупать в этого лица или продавать ей ценные бумаги, а также давать какие-то рекомендации и поради.
Категоричны и однозначны в толковании правила касаются также лиц, которые не являются инсайдерами, однако обладают инсайдерской информацией и знают (не могут не знать), что эта информация поступила от инсайдера или другого лица, которое является или может быть стороной договора с эмитентом или есть (или может стать) владельцем его инвестиционных паперив.
Если порядок обращения инсайдерской информации служит мерой для пресечения незаконных манипуляций с ценными бумагами (и это очень важно), то открытая, доступная информация выполняет роль стимулятора развития фондового рынка в целом. Именно она создает информационное пространство фондового рынка, в котором все имеют право быть осведомленными с ситуацией и быть активными участниками ценных бумаг.
В создании информационного пространства не последнюю роль играет организация всего процесса трансфера информации. На мировом фондовом рынке информационная функция постепенно выделяется в самостоятельную отрасль, все большую роль начинают играть фирмы, специализирующиеся на систематизации и поиска необходимых данных по заказу клиентов. Эта тенденция становится заметной и на фондовом рынке Украины. Конкуренция должна быть не только в среде участников рынка ценных бумаг, но и между теми организациями, которые собирают, анализируют и передают (продают) пользователям необходимую информацию. В противном случае трудно рассчитывать на достижение высокого качества информации. Государство также не может держаться в стороне информационных потоков. В ее руках должны быть средства связи, базы данных и компьютерные сети, - без всякого сомнения в информационном пространстве фондовому рынку доминировать государство. Нужно прислушиваться к советам зарубежных экспертов, которые постоянно подчеркивают том, что в сфере обращения ценных бумаг текут гигантские потоки капитала и те, кто ими пользуются, не всегда могут удержаться от соблазна скрыть свои истинные намерения, дезинформировать рынок, где жертвой станет мелкий инвестор, который своим трудом накопил небольшие сбережения. Пусть под неусыпным контролем государства за формированием и движением информации находиться те, кто скрывает информацию, искажает ее, злоупотребляет доступом к ней и превращает тем самым честную торговлю на преступную сделку. Не случайно в "Концепции функционирования и развития фондового рынка Украины", одобренной Верховной Радой Украины 22 сентября 1995 г., первым в перечне направлений государственного регулирования фондового рынка названо обеспечение обязательной публикации о рынке ценных бумаг, в том числе об условиях выпуска и обращения ценных бумаг, результаты финансово-хозяйственной деятельности эмитентов, об объеме, характер и тенденции в торговле ценными бумагами.
6.1.1. фондовая политика 6.2. механизм регулирования