6.2.1. Законодательная и административная системы
Стратегия и тактика фондовой политики фиксируются в нормативно-правовых и методических документах. Законодательное регулирование фондового рынка Украины - это многоуровневая структура, в основу которой положены конституционные принципы. Так, статья 92 Конституции Украины гласит, что "основы создания и функционирования финансового, кредитного и инвестиционного рынков" устанавливаются только законами Украини.К актам законодательства, с помощью которых осуществляется регулирование правоотношений на украинском фондовом рынке, относятся соответствующие кодексы и законы Украины, указы Президента Украины, постановления Кабинета Министров Украины, нормативные акты Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, министерств и ведомств, которые в своих полномочий, определенных действующим законодательством, осуществляют регулирование, контроль и поддерживают правопорядок на фондовом рынке краини.
Гражданский кодекс Украины, Кодекс об административных правонарушениях и Уголовный кодекс Украины, законы Украины "О собственности", "О предпринимательстве", "О ценных бумагах и фондовой бирже", "О хозяйственных обществах", "О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине" , "О Национальной депозитарной системе и особенностях электронного обращения ценных бумаг в Украине" регулируют отношения на фондовом рынке в основном через установление правоотношений собственности между физическими и юридическими лицами, видов и форм гражданско-правовых договоров относительно собственности, в том числе по ценным бумагам и применение административных санкций в случае нарушения законодавства.
Общие основы регулирования отношений собственности в Украине устанавливаются также Законом Украины "О собственности", в котором определяется понятие права собственности и его составляющих - прав владения, использования и распоряжения. В этом же Законе закреплено формы собственности - частная, коллективная и государственная, а также продекларировано принципы равенства всех форм собственности и гарантии защиты прав и интересов собственников от неправомерных действий со стороны физических и юридических лиц и со стороны держави.
Законодательное регулирование отношений и деятельности на фондовом рынке в Украине осуществляется специальными законами Украины:
"О ценных бумагах и фондовой бирже", который определяет виды ценных бумаг, устанавливает порядок выпуска и обращения их на рынке, требования по регистрации эмитентами выпуска акций и облигаций и информации об их выпуске в соответствующем государственном органе, порядок выдачи разрешения на посредническую деятельность с ценными бумагами, закрепляет правовой статус и компетенцию фондовой биржи.
"О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине", в котором определяются цели и формы государственного регулирования фондового рынка, органы, осуществляющие государственное регулирование, в частности Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку, ее задачи, функции, полномочия, права, ответственность и отношения с другими государственными органами регулирования и контроля на фондовом ринку.
"О хозяйственных обществах", который устанавливает порядок создания, функционирования и деятельности хозяйственных обществ, в том числе акционерных, порядок выпуска акций эмитентом, определяет особенности деятельности закрытых и открытых акционерных обществ, порядок созыва общего собрания акционеров, увеличение и уменьшение уставного фонда, компетенцию руководящих органов общества тощо.
С целью упорядочения фондового рынка и его дальнейшего развития Президентом Украины в течение нескольких лет были изданы указы, среди которых наиболее значимым для фондового рынка стали указы "О корпоратизации", "Об инвестиционных фондах и инвестиционных компаниях", "О Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынка ".
Для обеспечения проведения финансовой и инвестиционной политики в Украине согласно с законами Украины и указами Президента Украины и для оперативного осуществления соответствующих мероприятий по развитию фондового рынка Кабинет Министров Украины в пределах своей компетенции издает постановления и распоряжения, в том числе по разработке соответствующих законодательных актов о ценных бумагах , их выпуск и обращение в Украине. При этом повышенное внимание уделяется государственным ценным паперам.
Законодательное регулирование фондового рынка в Украине осуществляет также большое количество ведомственных нормативных документов соответствующих государственных органов, которые, в основном, реализуют делегированные им конкретные регулирующие полномочия на финансовом и инвестиционном рынках в сфере приватизации, установленные действующим законодательством Украини.
С принятием 1996 г. Закон Украины "О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине" и "О внесении изменений в Закон Украины" О ценных бумагах и фондовой бирже "" Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку разработала и утвердила законодательные акты о ценных бумагах и обеспечила контроль их выполнения по вопросам, входящим в ее компетенции.
В создании и совершенствовании нормативно-правовой базы фондового рынка участвуют Фонд государственного имущества, Министерство финансов, Антимонопольный комитет, Национальный банк Украини.
Определены нормативно-правовые функции отражены и в других документах, которые не являются законодательными актами, то есть не имеют силы закона и не являются обязательными для выполнения, однако играют важную роль в определении государственных направлений и методов государственного фондового рынка. Примером таких документов может быть "Концепция функционирования и развития фондового рынка Украины", одобренная Верховной Радой Украины в 1995 г., которая установила общие принципы и основную цель функционирования рынка ценных бумаг в государстве. Этой Концепцией предусмотрено становления целостного, высоколиквидного, эффективного и справедливого рынка ценных бумаг в Украине, регулируемого государством и интегрированного в мировые фондовые ринки.
Основные принципы построения эффективного фондового рынка заложены в Концепции, - это социальная справедливость, обеспечение равных возможностей и упрощение условий доступа инвесторов и заемщиков на рынок финансовых ресурсов, недопущение монопольных проявлений, дискриминации прав и свобод субъектов рынка ценных паперив.
Одним из главных принципов обеспечения интересов субъектов фондового рынка и защиты их имущественных прав стала надежность защиты инвесторов, т.е. создание необходимых условий как социально-политических, так и экономически правових.
Государственное регулирование должно осуществляться на принципах создания гибкой и эффективной системы регулирования, надежно действующего механизма учета и контроля, предотвращения и профилактики злоупотреблений и преступности на рынке ценных паперив.
С целью максимальной реализации потенциальных возможностей фондового рынка по мобилизации и размещения финансовых ресурсов в перспективные отрасли экономики, будет создан развитую правовую инфраструктуру обеспечения деятельности фондового рынка, которая четко регламентировать правила поведения и взаимоотношения его субъектов.
Концепцией определены также порядок обеспечения инвесторов полной и доступной информацией, об условиях выпуска и обращения ценных бумаг, обеспечение гласности финансово-хозяйственной деятельности эмитентов, устранения проявлений дискриминации субъектов фондового ринку.
Обеспечения необходимой свободы предпринимательской деятельности инвесторов, эмитентов и рыночных посредников, создание условий для соревнования за наиболее выгодно привлечение свободных финансовых ресурсов и установления немонопольных цен на услуги финансовых посредников через контроль за соблюдением правил добросовестной конкуренции участниками фондового рынка является также одним из главнейших задач, определенных Концепцией .
К документам, которые регламентируют фондовый рынок, относятся также государственные программы, например программы деятельности Правительства, программы приватизации и ин.
Законодательное регулирование фондового рынка Украины постоянно совершенствуется с процессом реформирования экономики страны и накопления опыта по выпуску и обращению ценных бумаг и формирование инфраструктуры фондового рынка (как обратная связь).
Так же динамично развивается система органов, которые внедряют в жизнь законы и нормативы, регулирующие деловой рынок. Как и формирование законодательной базы, так и создание этих органов происходило и происходит поетапно.
Согласно закону Украины "О ценных бумагах и фондовой бирже", принятым в 1991 г., Министерство финансов Украины и его финансовые органы были наделены регулирующими и контролирующими функциями на фондовом рынке краини.
С началом массовой приватизации в Украине определенные регулирующие и контролирующие функции на фондовом рынке стал выполнять Фонд государственного имущества Украины. В связи с тем, что с созданием акционерных обществ в процессе приватизации государственных предприятий и появлением дальнейшего вторичного обращения ценных бумаг на рынке в некоторых инвесторов, в первую очередь институциональных (инвестиционные фонды, инвестиционные компании и доверительные общества), стали аккумулироваться значительные пакеты акций приватизированных предприятий, функции регулирования фондового рынка перераспределились: контроль за соблюдением норм антимонопольного законодательства и недопущением недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности стал осуществлять Антимонопольный комитет Украины.
Национальный банк Украины, Государственная налоговая администрация также в пределах своих полномочий осуществляют регулирование и контроль на фондовом ринку.
Однако впоследствии стал сказываться нехватка одного государственного органа, который выполнял бы важнейшие регулирующие и контролирующие функции на фондовом рынке. Это было одной из причин сравнительно медленного развития фондового рынка в нашей стране. Для того чтобы устранить этот недостаток и ускорить развитие фондового рынка, постановлением правительства (1994) была создана Комиссия по ценным бумагам как межведомственный орган Кабинета Министров Украины. В состав Комиссии входили руководители и заместители руководителей соответствующих министерств и ведомств. Эта комиссия должна, однако, небольшие полномочия и выполняла весьма ограничены, в основном рекомендательные функции. Вопрос о специальном органе регулирования фондового рынка с созданием такой межведомственной комиссии не было виришене.
Решающим событием было создание государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку Указом Президента Украины от 12 июня 1995 г. № 446/95. Комиссия была организована как центральный орган государственной и исполнительной власти. Структура, состав, подчинение, задачи и функции Комиссии стали более-менее организационно определенными, хотя поначалу ее полномочия еще не были соответственно закреплены законодательно и поэтому (по крайней мере частично) оставались декларативными. С принятием Концепции функционирования и развития фондового рынка, одобренной Верховной Радой 22 сентябре 1995 г., завершается этап поиска модели государственного регулирования фондового рынка, которая отвечала бы международным стандартам и мировому опыту, начинается этап разработки и внедрения методов такого регулирования в пределах определенной системы. Впоследствии к Комиссии переходят функции регулирования и контроль за рынком, выдача разрешений на деятельность по выпуску и обращению ценных бумаг, на регистрационную и депозитарную деятельность. И наконец, закон Украины "О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине" установил, что государственное регулирование украинского фондового рынка осуществляет Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку, определил ее задачи и полномочия. Остальные соответствующих государственных органов осуществляют контроль за деятельностью участников фондового рынка в пределах полномочий, определенных действующим законодавством.
Так же как законодательство, административная система имеет иерархическую структуру. Органы, осуществляющие государственное регулирование фондового рынка в Украине, подразделяются на следующие четыре группы:
Верховная Рада Украины, Президент Украины и Кабинет Министров Украины, через принятие законодательных и нормативных актов по вопросам рынка ценных бумаг, определение направлений государственной политики по фондовому рынку, назначение состава Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку обеспечивают общие основы государственного регулирования фондового рынка в Украина. К этой же группе следует отнести Министерство юстиции, которое выполняет общую нормотворческую функцию в держави.
Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку, которая непосредственными формирует и обеспечивает реализацию единой государственной политики по развитию и функционирования в Украине рынка ценных бумаг и их похидних.
Государственные органы, которые в пределах своей компетенции осуществляют контроль или функции управления на рынке ценных бумаг Украины. Это Фонд государственного имущества, Министерство финансов, Национальный банк Украины, Антимонопольный комитет, Министерство экономики, Государственная налоговая администрация. Определенные функции управления инвестиционной деятельностью в Украине осуществляют Национальное агентство по реконструкции и развитию, Государственная инвестиционная компания, Министерство внешнеэкономических связей и торгивли.
Государственные органы, которые выполняют специальные функции контроля и надзора за соблюдением законодательства в государстве. Эти функции распространяются и на рынок ценных бумаг. В эту группу входят Министерство внутренних дел, Генеральная прокуратура, Служба безопасности, Высший арбитражный суд.
Координацию деятельности государственных органов по вопросам функционирования в Украине рынка ценных бумаг возложены на Государственную комиссию по ценным бумагам и фондовому рынку. Для этого создан и Координационный совет, в состав которого входят руководители вышеназванных государственных органов.
6.2. механизм регулирования | 6.2.2. Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку |