2.1. Особенности АИС в финансовых и банковских учреждениях

По системного подхода структурные составляющие управления следующие: 1) управляющая система, или субъект управления (СУ) 2) управляемая часть, или объект управления (ОУ), 3) информационная система (ИС), через которую, собственно, i происходит связь между СУ и ОУ.
Общую схему взаимодействия между этими элементами показано на рис. 2.1.
ИС - непременная составляющая в процессе организации управления - включает в себя следующие основные части:
1) совокупность экономических данных на соответствующих носителях, организованных определенным способом;
2) методы, способы, технические средства и технологии сбора, обработки, хранения, пересылки информации и ее предоставление користувачам.
Зависимости от применяемых технических средств обработки информации различают ручные, механизированные и, в случае использования автоматов, прежде ЭВМ, автоматизированные ИС (АИС).
Заметим, что в АИС не вся информация (учитывая сложность ее структуризацiи и формализованного представления) обрабатывается на ЭВМ. Доля обрабатываемой на ЭВМ информации составляет от 10 до 50% усiеи информации ИС зависимости от типа экономического объекта.
От уровня организации ИС, применяемых методов i средств, а также от технологии обработки информации существенно зависит функционирование объекта в целом. Существенно, но не полностью. Ведь бывало и так, что в коммерческом банке (КБ) автоматизация ИС достигала высокого уровня, но несмотря на это банк збанкрутував.
Для банковских учреждений большое значение имеет производительность АИС, ее способность быстро перерабатывать информацию, отслеживать изменения на объекте, в окружающей среде и максимально их учитывать. Ведь задержка с обработкой таких данных может стоить очень дорого. Например, неучитывание новых требований, постановлений, указаний i т.п. для банка менее может привести к штрафным санкцiй.
Нужно также учитывать, что объекты и процессы, которыми управляют, а также i сама система управления (управления) могут быть сложными i территориально распределенными. Так, если речь идет о банковские учреждения и их деятельность, то в случае отдельного коммерческого банка или отделения, которое территориально и организационно сосредоточено в одном месте, создание его АИС потребует подхода и технологий обработки данных, отличных от тех, которые применяются, тогда как банк представляет собой совокупность отделений или филиалов, которые территориально размещены в разных местах регiону.
В первом случае банк рассматривается как один объект, как единое целое, где практически нет проблемы передачи и приема первичных даних.
Во втором случае структура АИС сложнее, применяются другие технологии обработки данных. Здесь возможны проблемы сбора и передачи данных отделений к главной конторы. Согласно АИС будет многоуровневой системы, причем проблемы сбора, передачи и обработки данных весьма сложны как по техническому, так i с организационного боку.
Для финансово-кредитных учреждений, i для банковских прежде, важной особенностью является то, что объект управления - управляемая часть, или основное их «производство» - также связано с выработкой i переработкой информации. Ведь основой деятельности таких учреждений является, по сути, работа с информацией, которая часто становится i предметом i продуктом труда не только соответствующих информационных систем, но и учреждения в цiлому.
Действительно, хотя банки и проводят операции с наличными, но подавляющее большинство расчетов в них осуществляется в безналичной форме. Наличные деньги (при нормальной работе экономики) составляют 5-10% от суммы общего денежного обращения. Проведение безналичных расчетов означает, что денег в явном виде, в «натуре» нет, существуют только записи о денежные средства и операции с ними на соответствующих носителях, то есть информация, которая при определенных условиях может матерiалiзуватися. То же касается и других финансово-кредитных учреждений - налоговых, финансовых тощо.
Итак, в финансово-кредитных учреждениях автоматизация «основного производства» сводится к автоматизации операций обработки данных соответствующих документов, то есть к обработке информации. Этим такие учреждения существенно отличаются от промышленных предприятий, где автоматизация основного производства представляет собой автоматизацию процессов обработки материальных потоков, а следовательно, создания АИС здесь означает автоматизацию информационных процессов, связанных с основным производством, а не самого виробництва.
Аналогичная специфика (когда основное производство заключается в обработке не материальных потоков, а потоков информации) присуща и другим организациям. Например, проектным институтам, конструкторским бюро и т.п., где существуют как системы автоматизации проектирования (САПР), так i АИС в виде АСУ.
Итак, если АИС на промышленном предприятии предназначена в основном только для обработки управленческой информации (планирование выпуска продукции, бухгалтерский учет, расчеты заработной платы i т.п.), то АИС в ФКУ, i прежде всего в банковских учреждениях, не только обрабатывают управленческих информацию, а и выполняют автоматизацию операций основной деятельности, в частности основного производства (обработка данных соответствующих документов в процессе осуществления денежных расчетов, предоставление кредитов, накопление средств i т.п.).
АИС в ФКУ формально можно представить как синтез автоматизированной системы обработки управленческой информации (АСУу) и автоматизированной системы основного производства (АСУ):
АIСФКУ = АСУу АСОВ.
Першочерговiсть автоматизации операций «основного производства» является специфической требованием, когда речь идет о создании АИС в банках и других финансово-кредитных учреждениях. Именно учитывая это требование указанные АИС существенно отличаются от АИС производством (АСУП), которые автоматизируют обработку только информации о ходе основного производства. Рассматриваемую специфическую требование следует учитывать, тем более, что она в известной мере затрудняет создание АIСФКУ сравнению с созданием АСУП. Этой особенностью объясняется, в основном, i факт широкого внедрения ЭВМ в банковских i финансовых учреждениях. Ведь на любом экономическом объекте прежде автоматизируется «основное производство».
Поскольку банковские услуги имеют преимущественно информационный характер, то сфера банковских услуг i обработка информации - это по сути одно и то же. Следовательно, достичь эффективности, безопасности и удобства банковских услуг можно только на базе применения современной электронной техники и средств передачи данных. То же касается и подавляющего большинства других ФКУ.
Заметим, что в банках приходится также решать вопросы, связанные с управлением денежными ресурсами и самими банковскими учреждениями. Соответствующие задачи еще недостаточно автоматизированы, причем степень автоматизации АСУу i АСУ в АIСФКУ сейчас разный - выше в АСУ i ниже в АСУу. Кроме того, решения задач управления на промышленных предприятиях автоматизированное значительно выше, чем в АИС ФКУ. Есть широкое применение в финансово-кредитных учреждениях ЭВМ, i прежде персональных компьютеров, обеспечивается в основном благодаря автоматизации основного виробництва.
Следует также учесть, что банки предоставляют своим клиентам многочисленные разнообразные услуги. Скажем, в США насчитывается сейчас не менее 155 отдельных видов банковских услуг, так или иначе связанные с перемещением i распределением денежных средств. Поэтому банковские автоматизированные информационные системы (БАIС) или, как их еще называют, электронные банковские системы (ЭБС) - это системы, которые выполняют перевод (перемещение) денег, а также регистрируют и анализируют информацию об этих операции с использованием компьютеров i современных средств связи.
Банковские АИС отличаются от остальных таких систем еще и тем, что используемая в них информация должна быть надежно защищена, а они сами должны иметь повышенную «живучiсть» i безвiдмовнiсть в работе.
2. ГЛАВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В ФИНАНСОВО- КРЕДИТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ 2.2. Влияние специфики деятельности банков на структуру их АИС