3.3.1. Назначение и структура системы , ее основные элементы

Электронная система передачи документов «Клиент-банк» предназначена для того, чтобы удаленные клиенты банка - пользователи этой системы могли получать банковские услуги через каналы связи.
Такие системы называют еще системами электронных платежей «Клиент / Офис-Банк» (СЕПКОБ). Такая система не подменяет, а лишь дополняет традиционную систему платежей электронной непрерывной технологии обмена платежными документами и информацией между клиентом и банком. С помощью указанной системы клиент банка заполняет платежный документ на компьютере в своем офисе, а программное обеспечение системы посылает его в банк, где этот документ дальше обрабатывают соответствующие элементы системы. Итак, СЕПКОБ - это система передачи данных, которая заменяет такие традиционные средства связи, как почта, телеграф, телекс, давая клиенту возможность воспользоваться нужной услугой, не посещая операционного зала банка. При этом связь осуществляется, как правило, по существующим некоммутируемых телефонных каналах.
Работа в СЕПКОБ предоставляет клиенту немало преимуществ по сравнению с традиционной технологией платежив.
Во-первых, каждый клиент может из своего офиса с помощью компьютера управлять собственным расчетным счетом. Более того, если он портативный компьютер, то может воспользоваться такой услугой не только с офису.
Во-вторых, обслуживание клиентов осуществляется цилодобово.
В-третьих, сокращаются операционные расходы по сравнению с телеграфным или телексной связью, дешевле становятся подготовка и оформление платежных документив.
К другим преимуществам можно отнести уменьшение количества ошибок при вводе и подготовки финансовых документов и защита от типичных банковских рисков (ложные направления платежей, утери документов, их фальсификация и искажение т.п.). Повышается также общий уровень культуры работы клиента, поскольку ему нет теперь необходимости возить платежные поручения до операционного зала банка. Все операции выполняются на рабочем месте в офисе клиента. Отправить файл ПД в банк клиенту не сложнее, чем скопировать його.
Клиент, работая в системе, может не только отправлять платежи, но и пользоваться другими банковскими услугами (получать информацию об операциях на счету, об изменениях его текущего состояния в течение суток, курсы валют и т.д.).
Использование СЕПКОБ повышает эффективность работ и самого банка, так как сокращается время, уменьшается трудоемкость ввода и подготовки платежных документов на носителях, повышается оперативность и качество обслуживания клиентив.
В самом общем виде система состоит из двух главных структурных элементов. Первый элемент - автоматизированное рабочее место «клиента» (АРМ_К) - расположен непосредственно у клиентов, которые по каналам связи обмениваются информацией с банком. Второй элемент - АРМ «БАНК» (АРМ_Б) - содержится в банк, обслуживающий клиентов, имеющих АРМ_К.
АРМ_К работает в режиме реального времени и, как правило, включено в ЛВС клиента. Интегрируясь (на уровне обмена файлов платежных и иных документов) с прикладными задачами автоматизированной информационной системы клиента, АРМ_К может рассматриваться и как ее елемент.
АРМ «БАНК» предназначен для обработки пакетов платежных документов, запросов и иных сообщений клиентов, которые являются участниками СЕПКОБ. Он информационно взаимодействует (на уровне обмена данными) с ПТК ОДБ банку.
СЕПКОБ работает в режиме электронной почты, и в случае большого числа клиентов с АРМ_К (свыше 10) в ее состав включают дополнительный структурный элемент «концентратор сообщений» клиентов (КПК). Он, разгружая АРМ_Б, обеспечивает идентификацию, прием, передачу и проверку сообщений от клиентов, концентрацию и передачи таких сообщений. На КПК формируются пакеты документов как для передачи и обработки на АРМ_Б, так и для АРМ_К.
Основное техническое обеспечение АРМ_К и АРМ_Б следующее: компьютер, модем и средства идентификации пользователя. Техническое обеспечение КПК дополнительно содержит файл-сервер и почтовый сервер. Связь КПК с АРМ_Б происходит, как правило, по линиям, а с АРМ_К - комутованих.
Конфигурация конкретной системы «Клиент-банк» зависит от многих факторов, в том числе и от количества клиентов, интенсивности и объема передаваемых данных, от состояния линий телефонной связи и финансовых возможностей банка, который является заказчиком и внедряет системы. Поэтому существует несколько вариантов реализации, но все они так или иначе выполняют основную функцию по передаче ПД, имеют одни и те же элементы, а следовательно, могут быть сведены к двум вариантам рис.3.3.

3.3. Банковские электронные системы передачи документов « Клиент- банк» 3.3.2. Основные технологические операции АРМ_К и АРМ_Б при обработке платежных документов