8.1. Характеристика налоговой системы Украины с точки зрения обработки информации

Каждое государство, чтобы обеспечить выполнение своих функций, должна иметь соответствующие средства, которые концентрируются в бюджете.
Источниками поступления этих средств могут быть:
1) собственные доходы государства, которые оно получает от производственной и других форм деятельности или в виде поступлений платежей за ресурсы, которые согласно действующему законодательству принадлежат государству;
2) налоги, которые платят юридические и физические лица из своих доходив.
Соотношение между этими источниками определяется уровнем развития государственной и частной собственности. В условиях, когда доминирующей в обществе была государственная собственность, основу формирования доходов бюджета составили доходы государственного сектора.
Переход к рыночным отношениям предусматривает, прежде всего, изменение форм и отношений собственности. Основным методом формирования доходов государства при ведущей роли частной и коллективных форм собственности являются налоги, что и определяет их место в рыночной економици.
Налоговая система Украины разделяется на две составляющие: систему налогообложения и налоговую службу. От правильности построения системы налогообложения и уровня организации налоговой службы государства, отлаженности налоговой работы зависит жизнеспособность и надежность работы налоговой системы.
Система налогообложения - это комплекс действующих в государстве законодательно утвержденных видов налогов и платежей и механизм их начисления. Налоги делятся на прямые и косвенные, государственные и местные, общие и специальные.
Сейчас существуют более двух десятков общегосударственных обязательных налогов и платежей (НДС, акцизный сбор, налог на прибыль, плата за землю и т.д..). Кроме того, введена более десятка местных налогов и сборов (налог на рекламу, коммунальный налог и т.д..).
Налоговая служба - это совокупность государственных органов, которые организуют и контролируют поступление налогов, налоговых и отдельных видов неналоговых платежей. Налоговая служба Украины включает Государственную налоговую администрацию и налоговую полицию.
Государственные налоговые администрации функционируют с 1991 года согласно Закону Украины «О государственной налоговой службе».
Государственная налоговая администрация (ГНА) занимает особое место в народнохозяйственном комплексе Украины, поскольку от эффективности ее работы в значительной мере зависит наполнение бюджета страны. Характерная особенность ее деятельности заключается в необходимости быстрого реагирования на все изменения в экономической и нормативно-правовом поле, активному участию в создании механизмов саморегулирования економики.
Структурно ГНА является сложным распределенным многопрофильным комплексом, который включает более 650 налоговых администраций разных уровней (районные, городские, областные, ГНА Автономной Республики Крым и Главная ГНА Украины), связанных прямо или косвенно с центральным аппаратом, который обслуживает более 600 тыс. различных предприятий - юридических лиц и около 20 млн налогоплательщиков - физических лиц. Налоговая служба характеризуется разветвленной структурой, территориальной удаленностью объектов управления, развитой телефонной и локальной вычислительной сетями, широким использованием персональных компьютеров. Этот комплекс характеризуется большим количеством типов документов различной сложности, циркулирующих в самом комплексе и за его пределами, порождая для обработки и передачи больших объемов информации.
Эффективное функционирование существующей в Украине области налогообложения возможно лишь при условии ее глубокой модернизации, одним из важнейших составляющих которой является внедрение современных информационных технологий на всех уровнях иерархической структуры галузи.
В состав налоговой службы входят такие управления или отделы (в зависимости от уровня ГНА): работы с плательщиками, налогов и сборов, учета и отчетности, ведение баз данных, компьютеризации, аудита, локальных вычислительных сетей и электронной почты, юридических и физических лиц, контрольно-ревизионных проверок, кадров, бухгалтерия, склад и т. ин.
На налоговые органы возложен контроль по обеспечению полноты и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей юридическими и физическими лицами с учетом различных льгот. Контроль за полнотой и своевременностью уплаты начисленных налогов и обязательных платежей осуществляется как во время проверок непосредственно на предприятиях, так и на основании банковских документов, поступающих в налоговые органы (копии платежных поручений, подтверждающих уплату налогов, выписок из банка и т.п.), и бухгалтерской звитности.
Всеобъемлющий контроль за предприятиями достигается благодаря ведению в налоговых органах оперативно-бухгалтерского учета начислений и поступлений каждого вида налогов и других обязательных платежей в целом по ГНА и по каждому платника.
Порядок ведения учета определяется Государственной налоговой администрацией Украины. Его ведут Государственные налоговые инспекции районного уровня, в которых непосредственно находятся на учете как налогоплательщики юридические лица. Вышестоящие налоговые органы ведут учет поступлений платежей в целом по областям и держави.
Учет начисленных налогов и сумм налогов, фактически поступивших и финансовых санкций ведется согласно классификации доходов и расходов бюджета. Для четкого разграничения поступлений доходов в классификации определены конкретные разделы, на которые в соответствии зачисляются виды налогов и платежей: платежи, которые объединены в одну группу; платежи от отдельных групп плательщиков. Время большинство разделов бюджетной классификации делятся на параграфы, соответствующие отдельным налогам, установленным на конкретные виды продукции (товаров), категориям плательщиков или видам налогов и других обязательных платежей. Указания о порядке зачисления конкретных налогов и платежей на определенные разделы, параграфы и виды бюджетов содержатся в законодательных и иных нормативных актах, регулирующих порядок начисления и уплаты этих платежив.
Для обеспечения правильного зачисления налогов и других платежей налоговые органы представляют кредитных учреждений перечень плательщиков, перечень уплачиваемых ими платежей с указанием, в какой бюджет и на какие подразделения бюджетной классификации они засчитаться. Для ведения учета разработан ряд форм учетной документации и звитности.
По налогам с юридических лиц в налоговых органах ежегодно открываются лицевые счета по действующим предприятиям - с начала года, во только организованных - с момента принятия их на учет как плательщиков; по предприятиям, которые по любым причинам не стали на учет в налоговых органах, - со времени начисления и уплаты налогов. Лицевые счета открываются на каждое предприятие и по каждому виду налогов окремо.
В лицевом счете конкретного плательщика относительно каждого срока уплаты платежей указывается дата, сумма платежа, что соответствует сумме, указанной в поданной предприятием справке о размерах авансовых платежей. В лицевом счете делаются также записи о доплатах и дополнительно начисленные суммы платежей в ходе камеральных и документальных проверок. По каждому срока уплаты в лицевом счете указываются суммы платежей, которые фактически поступили, исходя из чего по этому счету выводится допущена предприятием недоимка и переплата. Недоимка и переплата показываются также на начало и конец року.
За несвоевременную уплату начисленных налогов и других обязательных платежей во всех лицевых счетах плательщика начисляется пеня, которая соответствует установленному законодательством размера за каждый день просрочки платежа, а также указываются суммы начисленной пени.
Записи в лицевых счетах позволяют определить объем налогов и других обязательных платежей, которые поступили. Налоговая администрация должна иметь также сводные данные о платежах, поступивших от всех плательщиков. С этой целью в каждой налоговой администрации: сводный реестр поступлений платежей в бюджет. Такой реестр ведется по видам налогов и другим обязательным платежам согласно подразделениями классификации доходов и расходов бюджетив.
Записи в реестр выполняются ежедневно общими итогами за день на основании документов банков о фактически зачислены в бюджет или выплаченные (возвращены) из бюджета за этот день суммы. Затем в отдельных графах реестра на каждое первое число месяца указываются поступления за вычитанием суммы возвратов и выплат, нарастающим итогом с начала квартала и с начала року.
По итогам сводных реестров каждая налоговая администрация, на учете которой находятся налогоплательщики, составляет отчеты о суммах налогов, которые фактически поступили, а также отчеты о недоимку. Отчеты отправляются вышестоящим налоговым органам для учета поступлений платежей и недоимок в целом по городу, области, а также в целом по держави.
Решение этой задачи осложняется нестабильностью налогового законодательства, частым внесением изменений в порядок начисления и уплаты основных видов налогов, введением новых видов платежей и сборов, недостаточной информированностью плательщиков из этих питань.
Низовым звеном ГНА является районная налоговая администрация, функции которой определены Законом Украины «О государственной налоговой службе в Украине».
Основными критериями подхода к функциям ГНА как подлежащих автоматизации, являются: возможность формализации процесса реализации функции (определение входящей, исходящей информации, алгоритма формирования исходной информации) периодичность и затраты времени на выполнение соответствующей функции; объемы обрабатываемых данных, требования к оперативности выполнения .
Перечень основных задач ГНА и их периодичность приведены в табл. 8.1
Анализ функций районной ГНА показывает, что их реализация в значительной степени связана с выполнением перечисленных далее технических процедур, которые могут быть автоматизированы:
проверка на правильность числовых расчетов документов бухгалтерской отчетности и документов, связанных с исчислением налогов и других платежей (камеральная проверка)
ведение списков плательщиков в каждом из подразделений;
ведение журналов документальных и камеральных проверок;
обработка платежных документов и внесения соответствующей информации в различных учетных документов («Личный счет», «Реестр поступлений и выплат», «Журнал недоимки»)
ведение лицевых счетов плательщиков в разрезе платежей и налогов;
формирование статистических отчетных документов о результатах деятельности ГНИ.
Глава 8. АВТОМАТИЗАЦИЯ РАСЧЕТОВ В НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЕ УКРАИНЫ 8.2. Общая характеристика АИС «Налоги»