9.1. Назначение и цель создания системы

Страхование - совокупность особых замкнутых перераспределительных отношений между его участниками по поводу формирования за счет денежных взносов целевого страхового фонда, предназначенного для возмещения возможных потерь, нанесенных субъектам хозяйствования, или убытков в семейных бюджетах в связи с последствиями страховых случаев, которые произошли.
Теперь состояние страхового рынка в Украине отражает противоречивые процессы, присущие нынешней экономической политике и ситуации в нашем государстве. Существует большая потребность в страховых услугах, часто не могут удовлетворить страховые органы. Сейчас лишь 5% предприятий в сфере производства и потребления использует страховые услуги. Страховая система Украины действует на основании закона «О страховании». Раньше в СССР страхования осуществлял лишь Госстрах. Ныне наряду с НАСК «Оранта» было создано много других. Только в Киеве в конце 1997 года было около 200 страховых компаний и их отделений и филиалив.
С образованием негосударственных страховых компаний (СК) возникла система страхования. Страховщик (страховая компания) выполняет условия страхования и предлагает их клиентам (страхователям). Если клиентов удовлетворяют условия договора, то они подписывают его и вносят соответствующие страховые взносы. Договор называется полисом. В случае возникновения страхового случая страховщик по договору платит страховку.
Контроль за страховой деятельностью в Украине осуществляет Комитет по надзору за страховой деятельностью: выдает лицензии на предоставление видов страховых услуг; проверяет, чтобы страховые компании действовали по закону; составляет и печатает статистическую информацию по деятельности страховых компаний на страховом рынке Украины; ведет рейтинг страховых компаний.
Главным направлением совершенствования обработки информации в страховых компаниях сейчас является создание автоматизированной информационной системы, базирующейся на применении экономико-математических методов, средств вычислительной техники и развитой сети передачи данных. Новые возможности в работе страховых компаний различных уровней управления, ориентированные на автоматизированную технологию решения задач, в значительной мере проявляются там, где этим процессом охвачено большинство функций и задач их основной деятельности. Этим достигается повышение уровня плановой и аналитической работы, совершенствуются методы и способы ведения страховых операций, формы учета и отчетности, ускоряется обработка разного рода отчетных данных и, наконец, повышается обоснованность необходимых управленческих ришень.
Учитывая сказанное основной целью создания АИС в страховой компании является обеспечение такого уровня управления деятельностью компании, при котором комплексно реализуются следующие задачи: проведение в заданные сроки многовариантных расчетов, связанных с движением договоров страхования; автоматизации процесса учета договоров по всем видам страхования; достижения высоких показателей развития всех видов имущественного и личного страхования, принятие оптимальных плановых решений относительно доходов и расходов денежных средств и получения необходимого фактической прибыли. Последнее положение важное, поскольку страховые компании являются коммерческими и функционируют на принципах полного хозяйственного розрахунку.
Следовательно, назначение АИС «Страхование» заключается в обеспечении сбора, хранения, обработки и передачи информации на базе использования средств вычислительной техники и связи с учетом взаимодействия уровней управления и подразделений страховых компаний между собой, с клиентами, организациями и автоматизированными информационными системами других министерств и ведомств, Государственным комитетом Украины по надзору за страховой деятельностью.
Глава 9. АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В СТРАХОВАНИИ 9.2. Структура АИС « Страхование»