2.1.3. Экономическая мысль Месопотамии
Древние страны Месопотамии как конгломерат неустойчивых государственных образований, основанных в IV-III тыс. до н.э., были одним из древнейших центров человеческой цивилизации, родиной письменности. Еще в VII в. до н.э. в Месопотамии была создана первая библиотека, в которой царь Ашшурбанипала собрал религиозные, законодательные материалы древних времен, переложив их на современную ему язык с помощью первых словникив.К достопримечательностям экономической мысли этого периода принадлежат многочисленные хозяйственные архивы, юридические и дипломатические документы, религиозные произведения и надписи летописного характеру.
Известны исследователям хозяйственные документы относятся до 4500 г. до н.э. и представляют собой отчетность о движимом и недвижимом царское имущество. Тексты торговых договоров о продаже земли, скота, рабов, орудий труда, датируемые III тыс. до н.э., свидетельствуют зарождения и быстрое развитие в государствах Месопотамии частной собственности и товарно-денежных отношений. С целью регламентации этих отношений государство в законодательном порядке определяла условия торговли, найма, аренды тощо.
3 точки зрения истории экономической мысли значительный интерес вызывают сборника законов царя Эшнунны (XX в. До н.э.), законы липид-Иштара (XX-XIX вв. До н.э.), законы царя Хаммурапи (XVIII в. До н. н.э.), Хеттские законы (известная копия XIII в. до н.э.), а также Старый Заповит2.
В законах Эшнунны (59 статей) устанавливаются фиксированные цены на основные продукты, нормы заработной платы и материальная ответственность батрака за Эшнунна - древний город в бассейне левого притока р Тигр, современное поселение Тель-Асмар на территории Ирака. Лепите-Иштар - пятый царь I династии г. Иссин, правившего в 1934-24 гг до н.э. и создал сборник законов на шумерском языке. До нашего времени сохранились лишь 9 фрагментов в копиях на глиняных табличках. Законы лепите-Иштара повлияли на формирование законодательства царя Вавилонии - Хаммурапи.
Черный столб из базальта с текстом Законов Хаммурапи был найден в Сузах XVIII в. до н.э., Лувр, Париж
Как основной всеобщий эквивалент определяется серебро, вспомогательный - ячмень. Между этими двумя эквивалентами определена строгое соответствие. Делается попытка связать с ценами на основные товары целый ряд платных услуг (уровень арендной платы, нормы процента, размер штрафов и т.п.). Законы Эшнунны допускают продажу недвижимости и отражают более развитый характер товарно-денежных отношений в Древнем Вавилоне сравнению с Древним Египтом.
Более полное представление о развитии общества Старовавилонским периода дает сборник законов липид-Иштара (43 статьи). Эти законы, как отмечается во введении, предназначены для того, чтобы "установить справедливость в стране" и положить конец жалобам недовольных. С целью ослабления долгового рабства разрешается время от времени освобождать должников от долговых обязательств. Все штрафы и расчеты выражаются в серебре. Впервые речь идет о регламентации арендных отношений как существенной составляющей Старовавилонским економики.
• Наиболее известным первоисточником изучения общественного устройства и хозяйственной жизни государств Древнего Востока является кодекс законов вавилонского царя Хаммурапи (1792-1750 pp. До н.э.). В 1902 году французская археологическая экспедиция нашла в Сузах (Персия) черный базальтовый столб высотой более 2 метров, покрыт клинописными надписями. В его верхней части был изображен бог Солнца и справедливости Шамаш, который вручает законы царю Хаммурапи. Текст законов состоит из введения, 282 статей (до нашего времени дошли лишь 247), которые охватывают почти все стороны жизни вавилонского общества того времени. Законы царя Хаммурапи составляют систему правовых норм, предназначенных главным образом для царских судов и направленных на упорядочение социально-экономических видносин.
Законы Хаммурапи:
свидетельствовали высокий уровень культуры тогдашнего общества, стремление обобщить и систематизировать правовые нормы, для того, чтобы "сильный не притеснял слабого, чтобы сироте и вдове оказана была справедливость". Одновременно идет об имущественном и социальном расслоении старо-вилонського общества, определяется его структура, которая включает 3 состояния: свободных общинников (авилум), царских людей (Мушкенум) и рабов (вардум). Разделение на рабов и рабовладельцев, различия в правах и обязанностях различных состояний считаются вечными и естественными явлениями;
были направлены на поддержание устойчивых традиционных социальных институтов, общинной собственности на землю, ограничения товарно-денежных отношений и втискивание их в рамки, которые не противоречат натурально-хозяйственной ориентации рабовладельческого государства. Законы Хаммурапи защищали имущественные интересы правителя, рабовладельцев, государственных служащих, воинов, мелких производителей и общинников. Любые посягательства на частную собственность считались преступлением и жестоко карались. Свободные лица получали полное право распоряжаться своим имуществом, в том числе землей. Однако запрещался продажу служебных наделов: "Поле, дом и сад, принадлежащие редуму, баируму или плательщику дохода, не могут быть проданы за серебро";
ограничивали ростовщичество и долговое рабство в интересах рабовладельческого государства. Ст. 117 предусматривала, что в долговом рабстве человек может пробыть не более 3 лет, после чего она должна быть освобождена от долговой кабалы. В условиях стихийного бедствия и потери урожая долг автоматически переносился на следующий год. Предусматривалось также наказание ростовщиков за плохое обращение с должниками. Так, ростовщикам запрещалось самовольно забирать у должников урожай в счет оплаты долга. В ст. 116 отмечалось, что в случае смерти взятого в долговое рабство сына должника, вызванной плохим с ним обращением, смертная казнь ждала сына кредитора. Законы Хаммурапи строго регламентировали норму процента в денежной (20%) и натуральной (33%) формах, а также предусматривали отсрочку выплаты долга в случае неурожая на 1 год без уплаты дополнительных процентов. За несвоевременную уплату долгов ни царские воины, ни другие граждане не имели права быть лишены своих земельных наделов;
узаконивали арендные отношения и отношения найма. Арендные отношения оформлялись договором, в котором указывался срок аренды, объект аренды, размер арендной платы и время оплаты. Так, например, арендная плата за использование поля составляла треть урожая, сада - две трети тощо.
3 целью защиты интересов землевладельцев и поощрения добросовестного труда в ст. 62 отмечалось, что размер арендной платы устанавливается на основе средней урожайности земли в определенной местности и не учитывает уменьшение урожая в результате плохого обработки арендованного участка. Законы Хаммам-рапии предусматривали установление нормы денежного вознаграждения наемным работникам, регламентирующих формы и срок найма (10-20 лет).
В законах Хаммурапи подчеркивалась необходимость регистрации расходов и поступлений (прообраз бухучета), защиты прав потребителей и т.п.. За нарушение законов предусматривалась система наказаний, основу которых составляли денежные штрафы и компенсации пострадавшим, в отдельных случаях - смертная казнь, но не по обычаю кровной мести, а на основе царского закону.
Важным памятником экономической мысли Месопотамии является сборник Хеттского законов (XVI в. До н.э.). Законы Хеттского государства отличаются от законов Древней Вавилонии своей структуре и более детальной проработкой многих вопросов экономического характера. В них нашла отражение система государственных повинностей, регламентация условий торговли, найма, товарных цин.
В Старохетському царстве основной социально-экономической единицей была семейная община, которая имела право владения и передачи в наследство определенной семейной участка. Время владение земельной собственностью было связано с выполнением определенных повинностей.
Хеттские законы:
утверждали, что семейные общины платили налоги в соответствии с размерами земельных участков и отбывали обязательную воинскую повинность;
отражали условия существования землевладения царских чиновников и хозяйства царя и членов его семьи, которые обслуживались трудом рабов и выходцев из общин;
детально регламентировали сделки купли и найма, определяют цены на различные виды движимого и недвижимого имущества, размер платы за обучение профессиям столяра, кузнеца, ткача и т.д.. Фиксация товарных цен свидетельствует о неразвитости товарно-денежных отношений и стремление сохранить традиционные натуральные пропорции обмину.
Ценным источником исследований экономической мысли народов Древнего Востока является Ветхий Завет - древнейшая часть священной книги христиан - Библии. Ветхий Завет включает 50 книг и составляет сборник избранных произведений древней иудейско-израильской литературы. Он делится на три части: Пятикнижие Моисея (Тора - "Учение") Пророки (древние хроники и пророчества, приписываемые народным проповедникам) и Священные Писания (сборник текстов, принадлежащих к различным поэтических и прозаических жанров: религиозная лирика, афоризмы , установки, хроники и т.д.). Самый ранний текст, входящий в его состав, датируется XIII в. до н.э., тогда как наиболее поздние тексты - III-II вв. к н.е.
Ветхий Завет - сложный, многогранный произведение, в котором отразились мысли многих поколений древних мыслителей, пророков, поэтов, писцов и переводчиков. В нем также нашли отражение экономические представления эпохи древнего мира. Характерной чертой этого памятника экономической мысли является защита интересов бедных слоев населения, осуждение произвола, роскоши, призыв к восстановлению традиций, норм и обычаев патриархального життя.
Важной составляющей Пятикнижие есть законы, призванные регулировать все стороны жизни староизраильського общества, в основе которых лежит признание неприкосновенности основных прав человека: на жизнь, собственность, труд и видпочинок.
Ветхий Завет ограничивает долговое рабство 6 годами и регламентирует порядок освобождения рабов-соплеменников. "Если обеднеет у тебя брат твой и продан будет тебе [в рабство], то не доверяй него работы рабской ... до юбилейного года пусть работает у тебя". Имущественное право древних евреев характеризуется отсутствием понятия "частной собственности", поскольку вся собственность, в том числе родовая земля считалась доверенным Богом во временное пользование. Поэтому в Ветхом Завете подчеркивается, что по воле Бога • земля не может быть отчуждена навсегда. Если она передается за долги за I пределы рода, то должна быть возвращена на 50-й (юбилейный) год. Объектом купли-продажи могли быть только освоены пустоши, купленные у иностранцев, или захвачены земли.
В Ветхом Завете осуждается и критикуется ростовщичество как причина разорения и долгового рабства. Ограничивается применение залога: запрещается брать в залог жизненно необходимые вещи: одежда, орудия труда, рабочий скот, жилье. Каждые 6 лет объявлялось списания долгов независимо от их розмиру.
Тяжелая подневольный труд трактуется как Божья кара, осуждается жадность к накоплению богатства. Тора провозглашает обязанностью каждого помощь нуждающимся, вдовам, сиротам. Отмечается, что плата батракам должна быть осуществлена до заката, ее задержка трактуется как преступление против Божьих законов и наказывается штрафом (пожертвования храма) и оплатой в двойном размере. Стремление к социальной справедливости и сочувственное отношение к обездоленным, отражены в Ветхом Завете, способствовали возникновению и распространению раннего христианства, оказав значительное влияние на развитие экономической мысли средневековья.
2.1.2. Достопримечательности экономической мысли Древнего Египта | 2.1.4. Экономические идеи в Древней Индии |