2.1.5. Экономические взгляды мыслителей Древнего Китая

В Древнем Китае мы находим високорозвине не общественное управление, занятое аграрными, коммерческими и финансовыми вопросами. Эти вопросы затрагиваются в основном с этических позиций в китайской классической литературе, которая дошла до нас.
И. Шумпетер
Своеобразие экономической мысли Древнего Китая неотделима от самобытности древнекитайской цивилизации как одного из ранних центров мировой культуры. Главные течения общественной мысли Древнего Китая сформировались в VI-III вв. до н.э. Конфуцианство, легизм, даосизм, моизм протяжении веков вели острую полемику с многих философских и экономических проблем. г Определяющее влияние на экономическую мысль Древнего Китая произвело конфуцианство - учение древнекитайского мыслителя Конфуция (551-479 pp. до н.э.). Основные его постулаты были систематизированы учениками Конфуция в сборнике "Лунь юй" ("Беседы и суждения"), датированной V в. до н.э. Социально-экономическая концепция конфуцианства базируется на учении о естественном праве, согласно которому в основе общественного устройства лежит божественная воля. По Конфуцием, Бог является первопричиной мира, но он не вмешивается в явления общественной жизни, которые познаются человеческим разумом (дар Божий) и составляют естественное право.
Конфуций:
Оправдывал сословное деление общества, существование рабства и строгую социальную иерархию как вечные и неизменные явления, установленные Богом и природой. Умственный труд он считал удачей "высших" состояний, а физическую-судьбой "низших" слоев, основную массу которых составляли рабы. Согласно конфуцианством каждый человек должен знать свое место в общественной жизни, в соответствии с порядком, установленным Небом: "Царь должен быть царем, подданный-подданным, отец - отцом, а сын - сыном".
В основе морально-этического учения Конфуция лежит идея культуры, человечности, доброты, первоначально заложенных в каждом человеке, установление таких межличностных отношений, которые бы не вызывали нежелательных впечатлений и эмоций. Золотым для Китая Конфуций считал первые годы правления династии Чжоу (1027-256 до н.э.). Одновременно современность он характеризовал как царство хаоса, бесконечных междоусобиц и мятежей. Поэтому мыслитель делал вывод о необходимости новой моральной философии, основанной на категориях "жень" (человечности, любви к человеку), "и" (верности долгу, справедливости), "сяо" (сыновней почтительности), "Куань" (великодушия) . Идеал человека в конфуцианстве - законопослушный гражданин, которого не нужно заставить подчиняться власти. Мудрый правитель, по мнению Конфуция, должен управлять народом посредством воспитания у подданных благоговения перед "ритуалом" ("ли"), то есть моральным законом.)
Сформулировал патриархально-папгерналистську концепцию государства як
"Большой семьи", управляемой "сыном Неба" - правителем, который должен быть "отцом нации", высоконравственной и образованной личностью, способной реально влиять на равноправный распределение созданного в обществе багатства.
Большое внимание уделял социально-экономическим аспектам государственного управления: заботе о народном благосостоянии, обеспечения социальной стабильности, привлечение населения к общественным работам и т.д.. Связывая процветания государства с богатством народа, мыслитель призывал управлять государством на основе благотворительности, высоконравственного поведения, не обременяя население тяжелыми налогами и повинностями.
Видел общественный идеал в прошлом, утверждая, что совершенные правила существовали только в глубокой древности. Конфуций идеализировал старину, обосновывая консерватизм общественного устройства и старые патриархальные порядки.
Я передаю, но не создаю, я верю в древности и люблю ии.
Главное внимание уделял морально-этическим нормам и программе нравственного совершенствования человека. По мнению мыслителя, совершенная личность живет по канонам древних традиций, уважает власть, является скромной, справедливой, непритязательной в быту. Конфуцианство не осуждало стремление человека к обогащению в условиях честных путей его здобуття.
Князь великий с княжества Эти спросил Конфуция о том, в чем суть управления государством. Конфуций ответил:
-Пусть будет царь царем, слуга - слугой, отец - отцом, а сын-сином.
Цигун спросил:
Найдешь одно слово, которому можно было бы следовать всю жизнь? Учитель ответил:
Не таким является сострадание? Чего себе не пожелаешь, того не делай и иншим.
Конфуций. Афоризми
Дальнейшее развитие идеи конфуцианства получили в трудах Мэн-цзы (372 - 289 pp. До н.э.) и Сюнь-цзы (313-238 pp. До н.э.). В центре внимания этих мыслителей Древнего Китая были проблемы обеспечения социального согласия в обществе и стабильности централизованной влади.
Как и Конфуций, Мэн-цзы обосновывал "естественное" происхождение общественных отношений господства и подчинения, деления населения на занятых физическим и умственным трудом. Он доказывал закономерность разделения людей на управленцев, которые "напрягают мозг", и подчиненных, которые "напрягают мышцы". Центральное место в его социально-экономической концепции занимает идея активного вмешательства государства в хозяйственные дела на основе 12 принципов успешного управления:
подчинения людей не силой, а благотворительностью;
недопущения терпимости;
уважение к мудрым;
снижение налогов и сборов;
невидволикання народа от дел его;
завоевания сердец подданных;
любовь к народу;
уважение к уважительным;
Экономическая мысль древнего свиту
сохранение доброй природы человека;
побуждение народа в направлении добра;
поиск утраченного сознанием;
справедливисть.
Следует отметить, что Мэн-цзы был защитником рационального землепользования с целью повышения благосостояния крестьян и богатства государства. Он разработал проект земельной реформы, согласно которой основой хозяйственной системы должна была стать сельская община с 8 больших семей, каждой из которых выделялась государством одинакова земельный участок. Девятая участок имел обрабатываться всеми общинниками сообща, урожай с нее предназначался для государственной казны и содержание правителей и чиновникив.
Мэн-цзы отмечал ограниченные возможности государственной регламентации торговли в масштабах страны, выражая опасения, что регулирование цен "приведет к взаимному обману" 2. Большое внимание он уделял развитию внутренней торговли на основе товарообмена между земледельцами и ремисниками.
Согласно взглядам сторонника конфуцианства Сюнь-цзы управления государством составляет необходимую закономерность общественного развития, определенную природой человека. Время Сюнь-цзы отрицал "волю Неба" и взгляды Конфуция на добродетели патриархальной семьи. Объявляя человека творцом всех вещей, он отмечал, что благотворительность личности формируется законами и вихованням.
По мнению Сюнь-цзы, важнейшей функцией правителя является распределение обязанностей в государстве. Обосновывая идею разделения труда в обществе, мыслитель отмечал, что отдельный человек "не может владеть искусством всех [ремесел] и если люди не будут опираться друг на друга, то это приведет к бедности".
Мыслитель считал, что экономическая политика государства должна базироваться на принципах экономии в расходах, сохранения излишков и обеспечения богатства народа. "Лучше сначала дать возможность народу получить выгоду, - писал Сюнь-цзы, - и только потом отобрать часть ее, чем совсем не давать народу возможности получать выгоду и забирать ее у него" 4. Вместе мыслитель связывал обогащения народа с удовольствием только того уровня потребностей, соответствует социальному ранговые человека. В связи с этим государство должно было, по его мнению, регламентировать потребление низших слоев населения, обеспечивая накопление излишков общественного продукту.
Конфуций (551-479 pp. До н.э.) - выдающийся мыслитель Древнего Китая. Имя Конфуция - Кун-цзы. Родился в вассальном княжестве Лу и был наименьшим одиннадцатым ребенком в семье. Семья принадлежала к старинному аристократическому роду, обедневшего и разорившегося к тому времени. Отец Конфуция умер, когда сыну было три года, в шестнадцать лет он потерял и мать раннего детства Конфуций старательно учился. Со временем он стал известным философом и учителем. Ученики звали его Кун Фу-цзы (уважаемый учитель Кун), отсюда пошло латинизированное имя Конфуций. В жизни Конфуция был период, когда он служил чиновником и занимался судебно-уголовными делами. Конфуций По преданию, его честность и усердие вызвали недовольство властей. Потерпев неудачи на государственной службе, Конфуций стал учительствовать. Тридцать лет он в сопровождении учеников путешествовал по стране, проповедуя свое учение и стараясь найти ему применение. Не встретив поддержки со стороны правителей, мыслитель вернулся домой и последние годы жизни посвятил созданию известного летописи "Чуньцю" ("Весна и осень"), редактированию материалов по истории "Шу цзин" ("Книга истории") и народных песен "Ши цзин" ("Книга стихов").
Создав первую в истории Китая частную школу, Конфуций принимал из своих слушателей умеренную плату и жил на средства нескольких богатых учеников, предоставивших ему помещение для проведения занятий. По преданию, мыслитель имел 3000 учеников, 72 из них были особо приближенные к учителю, 12 - были с ним постийно.
Как Пифагор и Сократ, Конфуций излагал свое учение в форме бесед и не оставил ни письменной строки. Когда в возрасте 72 лет он умер, ученики собрали его высказывания и мысли в книгу "Лунь юй" ("Беседы и суждения"). В последующие годы они распространяли и популяризировали учения своего учителя.
Конфуций не был основателем религии, однако после смерти в его честь были построены храмы и стал складываться религиозный по форме культ Конфуция как першоучителя человечества. Во II в. до н.э. при императоре У-ди принципы конфуцианства были канонизированы, конфуцианство получило в Китае статус официального вероучения. Каждый образованный китаец был обязан знать наизусть текст "Лунь юй" и руководствоваться установками Конфуция в житти.
В начале XX в. род Конфуция насчитывал 20-30 тыс. человек, он существует и сейчас. Старший потомок Конфуция по прямой линии носит наследственный княжеский титул, при императорах он должен был посвятить себя уходу за могилой и храмом мислителя.
Конфуцианство стало государственной идеологией Китая, квинтэссенцией китайской цивилизации. На постаменте памятника Конфуцию в главном помещении храма и пантеона мышления, который занимает более 20 гектаров располагаются надпись: "Святейший, наделенный даром предвидения Мудрец Конфуций - место успокоения его духа".
Значительное влияние на развитие экономической мысли и хозяйственной практики Древнего Китая оказала школа легистов (законников), возникновение которой связано с именами политических деятелей Древнего Китая - Цзы Чаня и Ли Куя (VI-V вв. До н.э.). Экономические взгляды легистов нашли отражение в произведениях древнекитайских мыслителей Шан Яна (390-338 pp. До н.э.)
правителя области Шан в царстве Цинь и Хань Фэя (280-233 pp. до н.э.)
выходца из аристократической семьи, близкой к правителям царства Хань. их произведения показали усиление роли государства и формирования имперско-бюрократической системы управления в Китаи.
Легисты были сторонниками политической централизации, отводили большую роль законам в управлении государством. Так, первый министр правителя царства Вэй Ли Куй выдвинул идею регулирования товарных цен путем наполнения внутреннего рынка большими объемами продовольственных товаров по фиксированным ценам. Оригинальное решение проблем государственного регулирования хлебного рынка базировалось на системе рациональных закупок зерна в урожайные годы и использования накопленных товарных запасов для страхования земледельцев в голодные неурожайные периоди.
"Книга правителя области Шан" раскрывает важную роль централизованных функций государства и законов в управлении страной: "Не следует ни на минуту забывать о законе, нужно ... править, опираясь на закон", - утверждает автор1. Время Шан Ян отрицал культуру во всех ее проявлениях, отрицая утверждение конфуцианства о приоритетности морально-этических норм. Ведущее место в обеспечении благосостояния государства он отводил земледелию и захватническим войнам, отстаивая консервацию общинного устрою.
В "Книге правителя области Шан" осуждается торговля сельскохозяйственной продукцией, спекуляция зерном в неурожайные годы. Автор рекомендует правителям создавать такие условия, которые бы побуждали купцов бросать занятия торговлей и переходить в сферу непосредственного сельскохозяйственного производства. Известно, что в 351 г. до н.э. Шан Ян ввел систему круговой поруки - коллективной ответственности за проделанную работу и выплату налогов. Крестьянам запрещалось заниматься торговлей и оставлять общину, становиться арендаторами. Купцы облагались высокими налогами, должно было побудить их к занятию землеробством.
Книга "Хань Фэй-цзы" стала обобщением имеющихся на то время легистского идей. ее автор, Хань Фей, провозглашал необходимость соблюдения "единого закона". Он разработал учение о трех инструменты управления (закон, власть и искусство управления) и две рычаги управления (наказание и вознаграждение). Легисты критиковали конфуцианство и отрицали незыблемый авторитет глубокой древности, обосновывая идею прогрессивного развития общества. Время Хань Фэй отмечал эгоистической природе человека, утверждая, что побудительные мотивы его поступков не имеют никакого значения, поскольку истинными критериями человеческих действий служат лишь результати.
Подчеркивая, что природа человека эгоистична, основана на получении собственной выгоды, легисты связывали нравственность не с врожденными чертами, а с гармонией пользы отдельной личности и государства. Они настаивали на том, что выгоду государства определяет закон, за которым добро и зло не существуют. По мнению представителей этого течения общественной мысли Древнего Китая, мудрый и сильный правитель должен опираться на справедливые законы, уметь использовать силу власти и умело управлять людьми.
Достопримечательностью экономической мысли Древнего Китая является коллективный трактат "Гуань-цзы" (IV-III вв. До н.э.), который содержит около 500 работ древнекитайских мыслителей, в основном сторонников легизма. Отводя большую роль законотворческой деятельности государства, составители трактата разработали систему мер ее регулирующего воздействия на экономическую жизнь. В этой работе нашли отражение вопросы совершенствования налогообложения, развития земледелия и ремесла, регулирования товарно-денежного обращения, направленные на то, чтобы сделать страну мощной, а народ - доволен, не допуская обогащения торговцев и лихварив.
В трактате "Гуань-цзы":
провозглашается незыблемость сословного деления общества, обращается внимание на то, что "Закон - не орудие в руках правителя, а сила, которая стоит над ним и призвана обогащать народ, а не казну";
обосновывается необходимость стабилизации натурально-хозяйственных отношений и защиты хозяйства от рыночной стихии, отмечается, что правитель должен регламентировать труд земледельцев, ремесленников и торговцев, держать в своих руках "возможности для регулирования хлеба, денег и металла";
важных функций государства зачисляются накопление товарных запасов в период удешевления продукции и их реализации в период подорожания, предоставления земледельцам государственной помощи, дешевых кредитов в неурожайные годы т.п.;
рассматриваются вопросы денежного обращения, обращается внимание на необходимость применения нормированной эмиссии денежных знаков для того, чтобы "деньги были дорогими, а товары - дешевыми", провозглашается недопустимость неэквивалентных отношений между покупателями и продавцами, при которой "выгоды для одних становятся крупнее выгоды для других ";
подчеркивается необходимость четкого учета хозяйственных явлений, применения нормативов для организации натурального хозяйства, создание земельного кадастра с целью приведения налогообложения в соответствие к качеству земельных участков, замены прямых налогов на железо и соль косвенными тощо.
Интересно, что авторы трактата обнаружили некоторые закономерности развития товарно-денежного обращения в условиях простого товарного производства. Они выяснили противоположное движение цены товаров и количества денег, отметив, что рост товарных цен приводит к удешевлению денег. В трактате содержатся предложения относительно применения нормированной эмиссии денежных знаков, повышение цен на продовольственные товары с целью нейтрализации торгово-ростовщического капитала тощо.
Трактат "Гуань-цзы" оказал значительное влияние на дальнейшее развитие экономической мысли и хозяйственной практики Древнего Китаю.
Учредителем еще одного влиятельного течения общественной мысли Древнего Китая - моизма - был выдающийся философ и политический деятель Мо-цзы (Мо-ди, 479-400 pp. До н.э.). Школа моизма была создана в противовес конфуцианству и прошла два этапа своего развития (ранний и поздний), просуществовав до конца III в. до н.э. Учение моизма называется "пути занятых на работе людей", поскольку его сторонниками были мелкие собственники, товаропроизводители, которые стремились улучшить свое положение в суспильстви.
Основным источником изучения экономических взглядов моистов является "Трактат учителя Мо" ("Мо-цзы"). 2.3.

2.1.4. Экономические идеи в Древней Индии 2.2. Экономическая мысль античного мира