3.1.1. Исторические условия формирования и своеобразие экономической мысли средневековья
Хронологические рамки эпохи средневековья охватывают период с V до середины XVII в., Который у европейских народов был связан с зарождением, господством и расписанием феодализму.Понятие "средневековья" внедрили писатели эпохи Возрождения (Ренессанса) для обозначения периода, который наступил после падения Римской империи и предшествовал Видродженню.
Термин "феодализм" возник накануне Великой французской революции и означал "Старый порядок" (абсолютная монархия, господство дворянства и т.п.). В марксистской литературе феодализм определялся как социально-экономическая формация, которая существовала в период между рабовладением и капитализмом.
Современная историческая наука трактует феодализм как социально-экономическую систему, которая существовала в Западной и Центральной Европе в период средневековья, хотя ее отдельные черты были присущи и другим регионам мира в разные епохи.
Особенности средневекового периода эволюции человеческого общества связаны:
с доминированием натурального хозяйства, определяющим влиянием на жизнь общества традиций и обычаев;
господством крупного феодального землевладения, мелким крестьянским землепользованием;
внеэкономическим принуждением непосредственных производителей
широким развитием отношений корпоративного типа (общин, ремесленных цехов, купеческих гильдий и т.п.);
формированием европейских народностей и образованием централизованных государств;
политической раздробленностью и иерархической структурой власти;
господством богословной, теологического мировоззрения, при котором высшим источником истины признавалось Священное писание;
ростом власти и экономического могущества церкви.
Исторический портрет епохи
Эпоха средневековья охватывает период с V по XVII вв. Характерными признаками хозяйственного устройства этого периода ярко выраженный натуральный характер, господства феодальных иерархических отношений, ориентированных на традиции и воспроизведения существующего строя в сочетании с элементами рыночной и командной систем.
Доминирующей сферой хозяйственной жизни было сельское хозяйство. Организация ремесла и торговли имела строго регламентированный характер. Купеческие гильдии в порядок торговые отношения, а строгие цеховые уставы определяли технологию, инструменты и продолжительность ремесленного производства. Основой распределительных отношений была рента, которая существовала в трех формах: отработки, продуктовых и денежных выплат. Социальную структуру общества составляли крестьяне, которые находились в зависимости от землевладельцев и были плательщиками основной массы феодальных повинностей; собственники земли, феодалы, которые были освобождены от налогов, но обязаны нести воинскую повинность, осуществлять судопроизводство и поддерживать существующий порядок. Доля других слоев населения (служителей церкви, торговцев и ремесленников, слуг и т.д.) была незначною.
По сравнению с античностью эпоха средневековья (особенно раннего, так называемых "мрачных времен") характеризовалась упадком общественных институтов и систем, жестокими войнами, эпидемиями, бедностью, невежеством, упадком в сфере науки и освити.
Ядром мировоззрения феодального общества, его Идеологической и нравственной основой было христианство, в IV в. стало государственной религией. В средние века монастыри были крупными административно-хозяйственными центрами, производственными ячейками, социальными приютами, культурными, образовательными центрами, которые монополизировали просвещение вплоть до XIII-XIV вв. Средневековая университетская наука получила название схоластики (от гр. Schola - школа) и нашла яркое выражение в богословии, обращении к Библии как к высшему критерию истины. Важную роль играла патристика (трактаты "отцов церкви" Тертуллиана, Климента, Киприана, Григория, Августина Блаженного и др..), Которая нормативный характер.
Феодальный строй хозяйственной деятельности и религиозная оболочка, которые охватили все формы интеллектуально-художественной деятельности, оказали определяющее влияние на развитие экономической мысли средневековья, обусловив ее:
натурально-хозяйственной ориентации и практицизм, стремление исследовать принципы рациональной организации феодального поместья, взаимоотношений натурального и товарного хозяйства и т.п.;
тесная связь с экономической политикой государства, направленной на защиту феодального строя, обоснование законности феодального землевладения, вечности сословного деления общества и т.д.;
ярко выраженный теологический (богословский) характер, религиозно-этическую форму изложения экономических идей, догматизм, хитросплетения схоластических и софистических суждений;
Христианское учение - это прежде всего и по существу Священное Писание. Оно было основой всей средневековой культури.
Как и в эпоху древнего мира экономическая мысль средневековья еще не выделилась в самостоятельную область знаний в силу синкретизма (нерасчлененности, слитности) средневековой культуры. Основными источниками исследования экономических идей эпохи средневековья являются:
юридические кодексы, цеховые уставы, городское право, призваны упорядочить повседневную хозяйственную жизнь на основе устойчивых правовых норм, защитить собственность и регламентировать распределительные отношения;
религиозные произведения, церковные памятники, посвященные исследованию этических проблем и стремлению привести хозяйственную практику в соответствие с божественных установок;
"Ереси" и требования крестьянских восстаний и т.д..
3.1. Экономическая мысль средневековья | 3.1.2. Экономическая мысль Востока в средние века |